Чек-листы как современный инструмент взаимодействия учителя-логопеда с родителями обучающихся с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии
Взаимодейсвтие учителя-логопеда с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
форма работы с родителями | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Чек-листы как современный инструмент взаимодействия учителя-логопеда с родителями обучающихся с общим недоразвитием речи.
Главным средством развития ребенка в дошкольном возрасте является родное слово, родная речь. Как отмечал великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык. Он усваивает бесконечное множество понятий, множество мыслей, чувств, художественных образов. Осваивая родной язык, ребенок осваивает духовный опыт предшествующих поколений».
Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в развитии речи, которые имеют многоаспектный характер и эти нарушения не могут служить строительным материалом, фундаментом в усвоении родного языка, это продукт длительной работы, которая предполагает создание условий развивающего потенциала языковой среды-естественной (в домашних условиях) и искусственной, т.е. языковой среды, специально подготовленной методическими средствами в дошкольных образовательных учреждениях.
Основная задача логопедического воздействия – корректировать имеющиеся нарушения, научить обучающихся связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, своей семьи, осваивать опыт предшествующих поколений. Это имеет большое значение для формирования и развития личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Актуальность проблемы поиска эффективных педагогических средств развития детей дошкольного возраста с нарушением речи и их использования не подлежит сомнению. Данная проблема систематически подталкивает учителей-логопедов к активному поиску новых путей коррекционного воздействия, разработки авторского инструментария, позволяющих оптимизировать процесс коррекции и расширить спектр традиционных и нетрадиционных подходов, в том числе информационных технологий, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с ОНР. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения являются электронные чек-листы.
Использование чек-листов позволяет выстроить работу обучающихся, алгоритмируя их действия, приводя к успешному выполнению образовательной задачи, упрощают и конкретизируют инструкцию к ее выполнению.
В нашем МАОУ разработаны чек-листы, которые успешно используются в коррекционной работе по коррекции всех компонентов речи, а также во взаимосвязи с воспитателями.
Но добиться хорошего результата коррекционной работы с обучающимися с ТНР невозможно без участия родителей, без закрепления пройденного материала в домашних условиях. Одной из действенных форм взаимодействия является тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с родителями, которая позволяет закреплять в домашних условиях пройденный материал.
Традиционная тетрадь взаимосвязи довольно внушительный и объемный распечатанный материал, на формирование которого тратится временной и материальный ресурс (бумага). И так возникла необходимость в разработке электронного образовательного инструмента.
Цель: создание альтернативного способа взаимодействия с родителями для закрепления пройденного материала в домашних условиях.
Новизна
В чем же отличие электронных чек-листов от тетради взаимосвязи и письменных рекомендаций для родителей?
Предлагаемые чек-листы включают в себя упражнения с конкретными указаниями и инструкцией выполнения для ребенка в электронном виде. Чек-лист составлен так, чтобы родителю было легко сориентироваться, получить ответ ребенка и отметить полученный результат кратко, в виде маркеров ( ✔, + или -). Грамотно составленный чек-лист способен повысить уровень организации и контроля за ходом коррекционной работы с ребенком в домашних условиях - чек-лист составлен с учетом структуры нарушения, возрастных особенностей и этапа работы.
После выполнения заданий учитель-логопед может наглядно увидеть над каким упражнением еще стоит поработать.
Такая форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями, является одним из актуальных направлений в образовании.
Практическая значимость: нетрадиционная и дополнительная форма взаимодействия родителей с ребенком, соответствующая их потребностям в современных условиях компьютеризации общества.
Предлагаем вашему вниманию электронный образовательный ресурс, который можно смело использовать в работе учителя-логопеда в тесной взаимосвязи как с воспитателями, так и с родителями.
Представленный электронный образовательный ресурс посвящен теме «Наша армия».
Здесь в яркой, красочной форме представлены упражнения на развитие разных компонентов речи. Материал выполнен в программе Microsf Power Point. Инструкция по выполнению заданий расположена внизу каждого чек-листа, что облегчает работу родителям.
1.Упражнение «Назови профессию»: ребенку предлагается назвать военные профессии (развитие словаря), назвать первый звук в названии каждой военной профессии, определить количество слогов. В правой части чек-листа находится поле, на котором необходимо отметить результат выполнения задания - в кружочках напротив каждой картинки ✔ отметить каждый правильный ответ.
2.Упражнение «Сосчитай от 1 до 5»: ребенок согласовывает числительные 1,2,3,4,5 с существительными. Правое поле необходимо для фиксации каждого ответа-родитель отмечает правильный ответ знаком + и неправильный знаком -.
3.Упражнение «Один-много»: ребенку предлагается назвать один или много предметов (образование множественного числа существительных и согласование существительного с глаголом в единственном и множественном числе). Справа, в каждом «флажке» ★ фиксируется правильный ответ ребенка.
4.Упражнение «Четвертый лишний»: ребенку предлагаются задания на развитие словесно-логического мышления. Напротив каждого ряда предметов в квадратиках родитель отмечает ✔ правильный ответ.
5.Упражнение «Закончи предложение»: ребенку предлагается закончить предложение правильно изменяя слово –Т.п. существительных. Правильный ответ ребенка фиксируется ★.
6. Упражнение «Составь рассказ по картинкам»: ребенку предлагается составить рассказ по сюжетным картинкам. Если рассказ составлен в полном объеме, последовательно - ☺, если допущены ошибки -😐, если не смог составить рассказ-☹.
Использование чек-листов является ещё одним дополнительным и эффективным способом формирования правильной речи, коррекции её недостатков у детей дошкольного возраста, а также способствует повышению уровня родительской компетентности в вопросах преодоления речевых недостатков у детей с ТНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...
презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ
Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО И...
Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня
Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня. Из опыта работы в статье описываются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы...
Рабочая программа учителя-логопеда для занятий с детьми с общим недоразвитием речи 5-6 лет (старшая группа).
В связи с тем, что мы работаем по ФГОС, наши программы пришлось пересмотреть и проработать согласно федеральным образовательным стандартам....
Практическое взаимодействие учителя-логопеда с родителями при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Мебель".
Данный материал поможет учителю- логопеду оформить для родителей папку-передвижку в период изучения лексического цикла "Мебель", при организации единого образовательного пространства для дет...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда и родителей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Продукты питания".
Данный материал поможет учителю- логопеду оформить для родителей папку- передвижку в период изучения лексического цикла: "Продукты питания", при организации единого образовательного простран...
«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».
laquo;Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи»....