Консультация "Формирование артикуляционной моторики как анатомо-физиологические предпосылки развития речи у младших дошкольников в онтогенезе"
консультация по логопедии (младшая группа)
В современных исследованиях отмечается, что речь играет важную роль в развитии личности. Уровень развития речи напрямую влияет на возможности познания окружающего мира и на успешное взаимодействие с другими людьми.
Особую роль в формировании звукопроизношения играет точная и согласованная работа органов артикуляции. Они должны быть способными не только быстро и плавно переключаться с одного движения на другое, но так же и удерживать заданную артикуляционную позу. Исследования И.П. Павлова подтверждают, что речь является результатом мышечных ощущений, которые передаются от речевых органов в кору головного мозга .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование артикуляционной моторики как анатомо-физиологические предпосылки развития речи у младших дошкольников в онтогенезе
В современных исследованиях отмечается, что речь играет важную роль в развитии личности. Уровень развития речи напрямую влияет на возможности познания окружающего мира и на успешное взаимодействие с другими людьми.
Особую роль в формировании звукопроизношения играет точная и согласованная работа органов артикуляции. Они должны быть способными не только быстро и плавно переключаться с одного движения на другое, но так же и удерживать заданную артикуляционную позу. Исследования И.П. Павлова подтверждают, что речь является результатом мышечных ощущений, которые передаются от речевых органов в кору головного мозга .
В работе Л.И. Беляковой отмечается, что понятие артикуляционной моторики включает в себя не только артикуляцию звуков речи, но и совокупность скоординированных движений различных отделов речевого аппарата, таких как дыхательный, фонаторный и артикуляционный.
Артикуляционная моторика является важным условием правильного звукопроизношения и тесно связана с работой высших отделов центральной нервной системы, ответственных за иннервацию периферических органов речи. Развитие звуковой стороны речи в значительной мере зависит от созревания подвижных артикуляционных мышц. Особую роль в этом процессе играют губы, язык, нижняя челюсть и мягкое небо.
Артикуляторная моторика – это координированные движения языка, губ, ротовой полости, гортани и дыхательных путей. Моторная проекция органов речи расположена в нижней части передней центральной извилины, а координация движений, происходит в моторной речевой зоне Брока, расположенной в нижней лобной извилине.
Артикуляция – это деятельность таких органов речи, как губы, язык, мягкое небо и голосовые складки. Эта деятельность необходима не только для производства отдельных звуков речи, но и их сочетаний.
Исследования Елены Филипповны Архиповой показали, что органы артикуляции ребенка уже при рождении готовы выполнять свои функции. Но прежде, чем малыш сможет осуществлять членораздельное произношение звуков, ему необходимо пройти долгий период подготовки. В течение этого времени он осваивает необходимые навыки и наблюдает за окружающим миром, воспринимая информацию через слуховой канал. Таким образом, у детей формируется первичный опыт произношения звуков, который затем будет совершенствоваться по мере их развития и роста.
Анатомо-физиологическое развитие речи неразрывно связано с функционированием артикуляционного аппарата. Развитие, которого, происходит с самого рождения. Собственно, речевая деятельность, предшествуется доречевым периодом, который является подготовительным этапом. В этом периоде ребёнок неосознанно тренируется в артикуляции отдельных звуков, слогов и их комбинаций. Происходит согласование аудиальных и артикуляционных образов, а также формируется интонационная структура родного языка. Без развития фонематического слуха невозможно произношение даже самого простого слова. Большое значение приобретает гармоничное развитие фонематической стороны речи и двигательной сферы, а также улучшение работы периферического речевого аппарата.
В начале развития артикуляционных навыков, которое начинается с момента рождения, происходит неосознанное, рефлекторно. Например, в процессе кормления ребенок исполняет определенные действия речевого аппарата, такие как вытягивание губ вперед, напряжение окружающей рот круговой мышцы и прижатие передней части языка к твердому нёбу.
Первые рефлекторные звуки проявляются у ребенка в период от его рождения до восьми недель. В этом возрасте ребенок издает неправильные гласные звуки с наличием носового оттенка во время крика и плача. Помимо этого, эти голосовые реакции сопровождаются движениями, которые имеют важное значение для будущего развития речи: напряжением и растягиванием окружающей рот круговой мышцы, опусканием и подниманием нижней челюсти, оттягиванием языка назад в полость рта, а также движением мягкого неба вверх и вниз. Вместе с этими процессами происходит развитие дыхательной и голосовой функции речевого аппарата.
В соответствии с исследованиями Томиловой Е. А, при воспроизведении крика у младенца активизируются специфические зоны коры головного мозга. В процессе крика ребенок сам слышит свой голос, что приводит к передаче импульсов в области слуховой и речемоторной коры, а затем и на органы артикуляции, способствуя их постепенному развитию.
В период с восьми до двенадцати недель происходят изменения в функционировании артикуляционного аппарата. Возникают интонационные особенности крика и плача, которые меняются в зависимости от состояния младенца. Губы становятся более гибкими и способными к растяжению в разные стороны при смехе, а округлая мышца рта может вытягиваться вперед, например, при кормлении. В это время активными становятся задняя и средняя части спинки языка, что позволяет ребенку производить звуки, например при гулении.
Начиная с первой недели своей жизни, новорожденные проявляют разнообразные звуковые реакции, такие как кряхтение, натуживание, стоны и хныканье. Исследования Мелешко С.Д. указывают на наличие характерных звуков, которые можно выделить уже на этой ранней стадии жизни: «кхе, гхх, аф, пм, пб» и другие.
Следующий этап развития звучания начинается в возрасте от шестнадцати до двадцати недель, когда формируются слуховое внимание и артикуляционный аппарат. В этот период наблюдается появление лепета, предшествующего первым словам. Этот процесс сопровождается развитием способности произношения различных типов звуков. Губно-губные звуки, такие как [б], [п], [м], заднеязычные звуки [к], [г], [х] и задненебные звуки [д], [т] становятся доступными для произнесения. Важной частью этого процесса является тренировка голосовых связок. Ребенок начинает прислушиваться к своим звуковым и двигательным реакциям, сравнивая их между собой.
В период формирования первых речевых навыков, ребенок активно имитирует звуки, которые слышит, и движения артикуляционного аппарата, которые наблюдает у взрослых. Путем повторения определенных движений, ребенок закрепляет двигательные навыки и одновременно тренирует связь между произношением и слухом. Это необходимо для того, чтобы впоследствии контролировать правильность произношения.
Ученые отмечают, что в лепете ребенка преобладают гласные звуки [а] и [э], а также их сочетания с губными и переднеязычными звуками. Автор объясняет это явление тем, что данные гласные являются наиболее легкими для произнесения, поскольку они не требуют особых усилий со стороны мускулатуры и должны лишь сопровождаться открытием рта и вибрацией голосовых связок.
Важно отметить, что для произнесения губных согласных [п], [б], [м] и переднеязычных согласных [т], [д], [н], ребенок уже имеет готовые механизмы, поскольку эти звуки требуют работы мышц, которые уже задействованы при акте сосания. В результате развития мышечной работы артикуляционного аппарата ребенка появляется способность артикулировать слоги уже на стадии лепета, такие как па, пу, та.
Анализируя процесс развития лепета у детей, можем выделить три основных этапа. В начальном этапе, который приходится на период от 5 до 6 месяцев, наблюдается появление лепета. В этот период протяжные звуки постепенно распадаются на ритмичные слоги, происходит активное накопление звуков.
На следующем этапе, который длится от 7 до 10 месяцев, наблюдается формирование аутоэхолалии. Данный процесс представляет собой многократное однообразное повторение набора звуков и слогов. Отмечается, что начиная с 7-8 месяцев, звуковой арсенал малыша перестает пополняться, однако активно используется. В этот период дети начинают понимать некоторые слова, активно и долго бормочут, выделяя определенные гласные звуки. Важно отметить, что после 8 месяцев звуки, не характерные для родного языка, постепенно исчезают.
На третьем этапе, который наступает в возрасте от 10 до 12 месяцев, происходит переход к активной речи. В этот период малыши пытаются установить полноценное словесное общение, воспроизводя типичные ритмы и звуки родного языка, а также произнося первые значимые слова. Следует отметить, что этап лепета является неотъемлемой частью эволюционного развития ребенка, который имеет целью развить навык произношения и различения звуков. Следовательно, в данной стадии ребенок осваивает умение слушать и контролировать свою речь.
Артикуляционный аппарат ребенка в период довербального и раннего вербального развития способен выполнять простые движения. С возрастом появляется способность чередовать позиции между смычкой и щелью. Кроме этого, ребенок может произносить различные звуки, такие как губно-зубные [ф], [в], язычно-зубные [т], [д], [н] и язычно-задненебные [к], [г], [х], [j]. Важно отметить, что в произношении твѐрдых согласных в этот период наблюдается смягчение и палатилизация, что связано с подъемом средней части языка к небу [т’], [д’], [c’], [з’]. Совокупность этих факторов свидетельствует о начальной работоспособности артикуляционного аппарата ребенка в раннем возрасте.
Артикуляционные особенности речи детей младшего возраста характеризуются недостаточным умением произносить некоторые звуки, такие как свистящие, шипящие, аффрикаты и сонорные звуки, которые либо заменяются другими звуками, либо пропускаются. Однако, к трём годам формируется более чёткая артикуляция губно-зубных звуков, таких как [ф], [ф’], [в] и [в’]. В этот период развивается фонематическое восприятие ребёнка.
В 3 года артикуляционные возможности ребёнка усиливаются, появляется способность произносить свистящие звуки, однако наблюдаются все ещё дефекты смягчения и оглушения.
К четырём годам, благодаря дальнейшему развитию мышц языка, ребёнок приобретает способность поднимать вверх кончик языка и напрягать его спинку. Это позволяет ему произносить шипящие звуки и устраняет дефекты оглушения и смягчения. Однако артикуляция групп свистящих и шипящих звуков является более сложной по сравнению со звуками раннего онтогенеза, так как их образование требует точных и согласованных движений языка, а также определённого положения губ.
Ребенок начинает овладевать более четкими и отличающимися друг от друга движениями кончика языка к четырём-четырём с половиной годам, что даёт ему возможность делать язык более тонким для звуков [л], [л’]. По приближению к пяти годам у него появляется способность к вибрации кончика языка, что способствует появлению звуков [р], [р’] [14].
Исследования, проведенные Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Архиповой Е.Ф., Беляковой Л.И., подтверждают, что развитие артикуляционной базы происходит постепенно в процессе онтогенеза и завершается к пяти годам. Овладение правильным произношением звуков требует от ребенка ясного восприятия и различения звуков речи на слух, а также достаточно развитой артикуляционной базы для правильного воспроизведения [36].
Кратко можно представить процесс формирования артикуляционной моторики следующим образом: в первый год жизни появляются смычки органов артикуляции, к полутора годам ребенок уже может чередовать позиции смычка и щели.
Возрастные характеристики артикуляционного аппарата у ребенка включают несколько этапов развития. В течение первых двух лет жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к осуществлению простых движений. После трех лет ребенок приобретает способность поднимать кончик языка вверх и напрягать спинку языка. Наконец, в возрасте от четырех до пяти лет происходит формирование последнего этапа артикуляционной базы. На этом этапе появляется возможность вибрации кончика языка, а в речи ребенка появляется звук [р]. Он является звуком позднего онтогенеза и требует четкого выравнивания кончика языка и его утончения [1].
У детей в возрасте 6-7 лет, при условии нормального развития и наличии полноценного речевого окружения, артикуляционная база считается сформированной, а звуковая сторона речи усвоенной [23].
Развитие артикуляционно-моторных навыков детей раннего возраста зависит от уровня их коммуникативной активности и взаимодействия с окружающей средой. Достижение определенного уровня коммуникативной активности позволяет детям активно общаться, имитировать звуки и произносить слоги и слова. Овладение артикуляционно-моторными навыками является ключевым моментом в формировании вокальных навыков и понимания языка у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
«Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев…» ...
Влияние мелкой моторики на развитие речи у младших дошкольников
В последнее время увеличилось количество детей с нарушениями в развитии речи. Эта проблема является актульной для педагогов в работе. Задача педагога состоит в том, чтобы во время выявить эту проблему...
Развитие речи у младших дошкольников в процессе формирования навыков самообслуживания.
При формировании у дошкольников культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания целесообразно использовать различные речевые ситуации для работы по пониманию, усвоению и закреплению...
Консультация для педагогов «Развитие речи у младших дошкольников в процессе формирования навыков самообслуживания»
Консультация для воспитателей...
Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы «Развитие речи у младших дошкольников»
Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы «Развитие речи у младших дошкольников»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для воспитателей младших групп на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников».
КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для воспитателей младших групп на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников»....