Методичка " Логопедические сказки"
план-конспект занятия по логопедии
Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей, родителей, логопедов, дефектологов и педагогов–психологов. Методичка разработана с целью обучения эффективному взаимодействию детей дошкольного возраста в группе, с использованием игрового материала по сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_skazaki.docx | 46.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети любят сказки, дети верят в сказки… А я предлагаю вам устроить погружение в давно знакомые сказочные истории и использовать этот богатый материал для развития способностей и возможностей ребёнка.
Аннотация
Коррекционно-развивающая деятельность - это сложный педагогический процесс, результатом которого должна являться нормализация всех сторон речи ребёнка, развитие психомоторики, познавательных и психических процессов, воспитание личности ребенка, а также учитывать создание здоровьесберегающей среды. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагог обязан гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, а также обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Таким образом, повышение качества образования детей является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования.
Исходя из требований ФГОС нового поколения, перед педагогом встаёт вопрос о повышении качества дошкольного образования детей через использование современных технологий. Одной из таких технологий является использование элементов метода комплексной сказкотерапии.
Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии и педагогике, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание ребёнка, стать самим собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка, сохранение его здоровья и позволяет в рамках сказки решать коррекционно-обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки просты, носят цикличный характер — многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
«Сказки» прекрасно подходят для малышей, только начинающих участвовать в групповых занятиях – ведь здесь действие происходит вокруг уже знакомого сюжета. А ребятам постарше будет интересно «поиграть в сказку» на новый лад. Поэтому представленный материал можно использовать в работе с широким возрастным диапазоном – от 3 до 7 лет.
В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от начала пути до его завершения.
Дети усваивают знания при многократном повторении. В то же время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают. Предложенный материал комплексных занятий позволяет поиграть в сказку, действуя во всех образовательных областях: художественно-эстетической, физической, речевой, социально-коммуникативной и познавательной. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Играя, ребенок способен понять и оценить поступки героев сказки, осудить поступки отрицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. В сказках герои бывают плохие и хорошие — ребенок всегда хочет взять на себя роль положительного героя. Ребенок способен перенести полученные знания в повседневную жизнь, это помогает ему регулировать свое поведение, налаживать отношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает овладевать нормами и правилами поведения, у него формируются представления о том, что хорошо, а что плохо. В каждой сказке, входящей в предлагаемый комплекс, содержится материал, позволяющий организовывать мини-тренинги связанные с безопасным поведением детей, что в настоящее время является очень актуальным вопросом.
Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения — это также позволяет ребенку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. В процессе занятий развивается речь, обогащается словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, числительных. Отдельное внимание уделяется отработке предлогов и навыкам образования притяжательных и относительных прилагательных. Часть заданий посвящается развитию предпосылок становления чистой речи – тренировке артикуляционной моторики и речевого выдоха. Не остаются в стороне и упражнения в интонационной выразительности и темпо-ритмической организации речи.
С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление. Слова носят обобщающий характер. В процессе игр со сказками актуализируется лексика по различным темам, выполняются задания на исключение лишнего, подбор логической установление логических и причинно-следственных связей.
Закрепляются эталоны цвета, формы и величины предметов, предлагаются игры на развитие тактильного восприятия. Формируются элементарные математические представления. Дети закрепляют навыки количественного и порядкового счёта, упражняются в сложении, делении поровну, удвоении предметов. Развиваются пространственные представления.
Задания по моделированию сказок с помощью геометрических фигур постепенно уводят от конкретных образов к абстрагированию, т.е. готовят к математической деятельности со знаками и цифрами.
Для дошкольников старшего возраста предназначены задания «Новые сказки» и «Я даю советы», предлагающие нетрадиционно использовать сказочный материал, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации и т.д. В ходе выполнения подобных заданий развиваются мышление и воображение детей. Именно воображение делает жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной.
Для каждого вида деятельности предложены варианты и виды усложнений, которые будут соответствовать возможностям детей конкретной группы, таким образом педагог может сам выбирать задания такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для каждого ребенка. Материал каждого конспекта рассчитан не на одно, а на несколько занятий, проводимых в течение дня или недели (по выбору педагога) Важно организовать деятельность так, чтобы каждый из этапов игры плавно перетекал от одного к другому без задержек и поисков необходимых атрибутов.
«Репка»
Задачи: развитие мелкой моторики
развитие артикуляционной моторики;
развитие речевого выдоха;
развитие пространственных представлений;
работа с предлогами «перед», «за», «после»
упражнение в выполнении многоступенчатых инструкций;
работа над темпом речи;
работа с сенсорными эталонами;
обогащение, уточнение и актуализация словаря качественных прилагательных
развитие воображения и фантазии
Оборудование: настольный театр «Репка»; матрёшка «Репка», ширма
дидактическая игра «Репка» с персонажами на липучках;
жёлтый круг, жёлтый шар, картинка «Репка»
меловая или маркерная доска, либо бумага и фломастер
аудиозапись сказки «Репка»
набор различных шаров, мешок, обручи
дополнительно: карточки с названием героев
кубики Зайцева, Чаплыгина, магнитная азбука, меловая доска и т.п.
дроби Никитина
- Введение в тему
- Сегодня к нам в гости придёт сказка. Как мы сказку позовём?
«Сказка, приходи!» Хлопают в ладоши. «Тссс…»
Убирается ширма – за ней лежит жёлтый круг
Сегодня к нам в гости придёт сказка про овощ.
Фигура-подсказка: жёлтый круг
Загадка-подсказка: Жёлтый бок, круглый бок – лежит на грядке колобок.
Врос в землю крепко. Что же это?
Картинка-подсказка: репка
Игрушка-подсказка: репка
- Припоминание сказки
- «Разговорчивая репка» Речевой выдох
- Какая красивая наша репка! Круглая, гладкая, крепкая! А какие зелёные у неё листочки!
Послушайте, как шуршит репка своими листочками.
Дети поочерёдно дуют на листья репы
Кажется, репка хочет вам что-то хочет сказать.
Сказка рассказывается логопедом совместно с детьми либо прослушивается аудиозапись
- Работа над сказкой
- «Ах, какая репка!» Качественные прилагательные
- Скажите много слов про репку. Какая она?
Младшие дети с опорой на картинку (на дем.столе репка из театра)
старшие – без наглядной опоры
Жёлтый шар передаётся по кругу (если детей много), логопед задаёт подводящие вопросы
с детьми постарше – используется приём «рисовалка»
(большая, жёлтая, спелая, круглая, крупная, огромная, сладкая, крепкая, сказочная, гладкая…)
- «Такие разные репки!» Сенсорные эталоны. Рассказ-описание.
- Посмотрите, сколько много разных репок!
(на ковёр высыпаются шары различного размера, цвета, фактуры и тяжести)
- Найдите самые большие… Самые маленькие
- Жёлтые… Красные… Зелёные… Синие… Разноцветные…
- Твёрдые… Мягкие…
- Пушистые… Гладкие… Шершавые
- Тяжёлые… Лёгкие…
- Давайте соберём наш урожай в мешок
- А теперь каждый достанет себе по одной репке и расскажет, какая она…
Дети выполняют задание, логопед подсказывает признаки (цвет, форма, размер, на ощупь…)
- «Разминка». Артикуляционная гимнастика
- Когда дед решил репку посадить, он стал огород вскапывать. Чем? Лопатой. («лопатка»)
- Потом он семена в землю сажал («футбол»)
- Сначала репка была маленькой (втянуть щёки)
- Потом выросла большая-пребольшая (надуть щёки, удержать)
- Маленькая – большая – маленькая – большая…. (чередование)
- Когда дед не смог репку вытянуть, он нахмурился (нахмурить брови)
- Потом по сторонам смотреть стал, кого бы позвать на помощь? («часики»)
- Дед вместе со всей семьёй репку из земли тянул, а мы потянем язычок.
Высоко-высоко, к самому носику! (4-5 раз)
- Когда репку из земли вытянули, все обрадовались и стали улыбаться («улыбочка»)
- А потом репку ели и облизывались (4-5 раз)
- «Речевая зарядка». Темп речи.
- Давайте вспомним всех героев этой сказки и стишок из неё.
Поочерёдно выставляются персонажи.
- Кто сможет проговорить этот стишок быстро-быстро?
- А теперь очень медленно, но без остановок.
- Теперь то быстро, то медленно.
- «Очередь». Предложные конструкции. Пространственные представления
- Вот каждому из вас репка и персонажи сказки. Расставьте их по порядку.
- Скажите, кто стоит в очереди первый?
последний?
третий?
пятый?
второй? - Кто стоит перед Жучкой?
после бабки?
за кошкой?
между мышкой и Жучкой? - А теперь постройте такую очередь, в которой:
- первая – бабка, последняя – кошка, внучка – третья;
- вторая – внучка, перед ней – Жучка, дед – последний, перед ним – мышка;
- последняя – Жучка, вторая – бабка, четвёртый – дед, после деда – внучка.
- «Как мы репку делили» (с использованием пособия «Дроби Никитина»)
- «Новые сказки»
- Вспомните, как начиналась сказка? (Посадил дед репку)
- А теперь слушайте: в сказку попало хитрое слово НЕ и вот что вышло…
НЕ посадил дед репку… А что с ней сделал? (нашёл, купил, нарисовал…)
посадил НЕ дед репку… А кто? (внучка, Баба-Яга, три медведя…)
посадил деде НЕ репку… А что? (морковку, берёзку, ромашку…) - Придумайте, что было дальше
- Чтение (только для старших детей)
- Подберите названия героям наших сказок
- Составьте названия героев
- Инсценировка сказки. (с помощью настольного театра, масок и др.)
«Колобок»
Задачи: развитие мелкой моторики
развитие артикуляционной моторики;
развитие речевого выдоха; голосовых модуляций;
работа с сенсорными эталонами;
обогащение, уточнение и актуализация словаря качественных прилагательных;
формирование математических представлений о частях и целом
развитие логики, воображения и фантазии
Оборудование: жёлтый круг; настольный театр «Колобок»; ширма
книжка-плакат «Колобок»; жёлтый шар;
картинки «заяц белый», «заяц серый», «волк», «медведь», «лиса»;
образцы иск.меха светло-серого, тёмно-серого, коричневого и оранжевого цветов;
«Послушный ветерок», теннисные шарики, «полигон»
набор различных шаров, мешок, обручи
дополнительно: карточки с названием героев
кубики Зайцева, Чаплыгина, магнитная азбука, меловая доска и т.п.
дроби Никитина
I. Введение в тему
- Сегодня к нам в гости придёт сказка. Как мы сказку позовём?
«Сказка, приходи!» Хлопают в ладоши. «Тссс…»
Убирается ширма – за ней лежит жёлтый круг
- К главному герою сказки, в которую мы попадём сегодня, тоже подходит жёлтый круг.
Что это за сказка? - Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол и от бабушки ушел.
У него румяный бок…Вы узнали? (КОЛОБОК).
Жёлтый круг заменяется фигуркой колобка из настольного театра
II. Припоминание сказки
на дем.столе преподаватель с помощью фигур из театра и при активной поддержке детей проговаривает сказку
песенка колобка сопровождается выполнением жестов
пальчиковая гимнастика
Я колобок, колобок, | хлопки в ладоши |
III. Работа над сказкой
- Логическая разминка.
- Как вы думаете, зимой или летом произошла эта история?
- Куда положила бабушка колобок, чтобы он остыл? (на окошко)
- А раз колобок укатился, значит окошко было открыто или закрыто? (открыто)
- Открывают ли окна настежь зимой? (нет)
- Кого встретил колобок на пути? (заяц, волк, медведь, лиса)
По мере называния персонажи сказки выставляются на дем. столе
- Мог ли колобок зимой встретить медведя? (нет, зимой медведь спит)
- Где находится дорожка, по которой покатился колобок – в лесу или в городе? (в лесу)
- Выходит, что эта история произошла летом, в лесу, и все, кого встретил колобок – лесные жители
- Дикие животные. Словарная работа (для детей 3-5 лет)
- Кого первым встретил колобок на пути? (зайца)
- Как вы думаете, заяц был серый или белый? (две картинки на выбор)
- Конечно, заяц был серый, потому что история происходила летом, а летом зайцы серые.
- Найдите у себя карточку такого же цвета, отнесите её зайке.
- Сколько у зайца ушей? А сколько хвостов?
- Какой у зайца хвост? А уши, наоборот, какие?
- Зимой заяц меняет шубку. Зачем? (чтобы быть незаметным на снегу)
- Когда заяц встретил колобка, у него было хорошее настроение. Давайте поскачем, как весёлые зайки
Физминутка
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
- Кого встретил колобок после зайца? (волка)
- Какого цвета волк? Найдите у себя такую же карточку, отнесите её волку
- Сколько у волка лап? Ушей? Хвостов?
- Когда колобок укатился от волка, тот расстроился и завыл
Развитие голоса и речевого выдоха
«Волк воет»
- Кто повстречался колобку после волка? (медведь)
- Какого цвета медведь? Найдите у себя такую же карточку, отнесите её медведю
- Сколько у медведя ушей? Лап?
- Какой у медведя хвост – длинный или короткий?
- Давайте покажем, как ходит медведь.
- А знаете, что любит мишка кушать? (мёд)
Физминутка
Наш мишутка потянулся – раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в стороны развёл, мёду, видно, не нашёл.
Влез на дерево – и вот лижет с лапы сладкий мёд!
- Кто последний повстречался колобку? (лиса)
- Какого лиса цвета? Найдите у себя такую же карточку, отнесите её лисе.
- Сколько у лисы лап? Ушей? Хвостов?
- Какой у лисы хвост?
- Почему лису в сказках называют плутовкой?
- Кого лиса обманула в этой сказке?
2. Словарная разминка. (для детей 5-7 лет)
- Давайте вспомним, какие ещё персонажи есть в сказке «Колобок»?
по мере называния на столе выставляются персонажи настольного театра.
- Если я уберу главного героя – Колобка, то тех кто останется, можно разделить на две группы.
Какие? (люди и животные) - Давайте расскажем про каждого животного из сказки. Используется книжка-плакат «Колобок»
- какой заяц? (маленький, пушистый, трусливый, забавный, серенький…)
- какой волк? (средний по размеру, серый, голодный, зубастый…)
- какой медведь? (огромный, бурый, неуклюжий, косолапый…)
- какая лиса? (небольшая, рыжая, красивая, хитрая…)
- Качественные прилагательные «Ах, какой колобок!»
- Про всех рассказали, а про колобка забыли. Какой он?
Покатился колобок к деткам, хочет послушать, что они про него расскажут!
Жёлтый шар-колобок передаётся по кругу (если детей много), логопед задаёт подводящие вопросы
(круглый, маленький, жёлтый, румяный, вкусный, свежий, ароматный, весёлый, смелый, хвастливый…)
- «Спасение колобка»
- Жалко такого замечательного колобка! Давайте его от лисы спасём!
Развитие голоса и речевого выдоха
с использованием пособия «Послушный ветерок» - сдуть колобка с лисьего носа
теннисные шарики-колобки – чей дальше укатится
- «Такие разные колобки!» Сенсорные эталоны. Рассказ-описание.
- Напекла бабка много-много разных колобков! (на ковёр высыпаются разные шарики)
- Найдите самые большие… Самые маленькие
- Жёлтые… Красные… Зелёные… Синие… Разноцветные…
- Твёрдые… Мягкие…
- Пушистые… Гладкие… Шершавые
- Тяжёлые… Лёгкие…
- Давайте соберём всех колобков в мешок
- А теперь каждый достанет себе по колобку и расскажет, какой он…
Дети выполняют задание, логопед подсказывает признаки (цвет, форма, размер, на ощупь…)
- Речевая зарядка
- Что говорили звери, когда встречали Колобка в лесу? (Колобок, колобок, я тебя съем!).
Игра «Угадай, чей голосок» используются персонажи настольного театра и ширма
сначала голосами животных говорит взрослый, затем, по очереди, сами дети
- Артикуляционная гимнастика «Колобок»
«По амбарам помела» - движения языка влево-вправо по нижней губе
«По сусекам поскребла» - проталкивание языка между зубами
«замесила тесто» - «футбол»
«положила на окошко студиться» - открыть рот, язык спокойно лежит на дне ротовой полости
«колобок заскучал» - «часики»
«спрыгнул с окошка» - «лошадка»-«грибок»
«покатился» - круговые движения языком
«встретил зайца» - «качели»: заячьи прыжки или уши
«встретил волка» - «трубочка»: волк воет шёпотом
«встретил медведя»- энергичные движения нижней челюстью
«встретил лису» - «вкусное варенье», лиса облизывается
- «Как мы колобок делили» (с использованием пособия «Дроби Никитина»)
Выбрать вариант для угощения бабки с дедкой
А если внучка приехала?
Разделить на лесных зверей?
Разделить так, чтобы угостить всех детей на занятии?
- «Я даю советы».
- Давайте вернёмся к нашему Деду и Бабке. Как вы думаете, что они почувствовали, когда обнаружили, что Колобок пропал? (расстроились, огорчились, обиделись, приуныли)
- Что должны были сделать Дед и Бабка, чтобы Колобок не укатился?
(не оставлять без присмотра, не класть на окно, на открывать окно, испечь в форме кубика…) - А теперь подумаем о Колобке. Лиса оказалась хитрее. Что нужно сделать, чтобы перехитрить её?
(не верить ей, стать чёрствым и невкусным, стать зелёным, чтобы в траве не было заметно…)
- Чтение (только для старших детей)
- Подберите названия героям наших сказок
- Составьте названия героев
- «Новые сказки» (для детей 5-7 лет)
- А теперь слушайте: в сказку попало хитрое слово НЕ и вот что вышло…
НЕ испекла бабка колобок… А что сделала? (нашла, купила, слепила…)
испекла НЕ бабка колобок… А кто? (внучка, Баба-Яга, три медведя…)
испекла бабка НЕ колобок… А что? (торт, калач, пирожное…) - Придумайте, что было дальше
III. Инсценировка сказки.
(с добавлением героев из предыдущей сказки.)
«Теремок»
Задачи: развитие мелкой моторики
развитие артикуляционной моторики;
развитие пространственных представлений; понятий «слева», «справа», «выше», «ниже»
работа с предлогами «над», «под», «между»
упражнение в выполнении многоступенчатых инструкций;
обогащение, уточнение и актуализация словаря по теме «инструменты», «дом»
совершенствование математических навыков сосчитывания и сложения
развитие воображения и фантазии
Оборудование: матрёшка «Теремок», ширма
настольные театры «Теремок», «Колобок», «Репка»;
схема теремка; схем.изображения волка, лисы, лягушки, медведя, зайца, мышки.
меловая или маркерная доска, либо бумага и фломастер
аудиозапись сказки «Теремок»
картинки предметные «Инструменты»
деревянный конструктор
иллюстрация «избушка», «дом»
дополнительно: карточки с названием героев
кубики Зайцева, Чаплыгина, магнитная азбука, меловая доска и т.п.
I. Введение в тему
- В каких сказках мы с вами уже побывали? («Репка», «Колобок»)
- Давайте вспомним героев этих сказок. По мере называния персонажи выставляются на дем.стол.
(Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса) - А теперь назовите только тех животных, которые могут жить в лесу. (заяц, волк, медведь, лиса, мышка)
Дети называют, взрослый выдвигает этих персонажей в первый ряд, оставшихся убирает.
- А теперь я добавлю ещё одного героя, и вы попробуете догадаться, с какой сказкой мы будем играть сегодня.
Добавляется лягушка
- Верно, это сказка «Теремок»
II. Припоминание сказки.
Чтение взрослым. Аудиозапись.
III. Работа над сказкой
- Разминка.
- Что такое теремок? (Терем – большой красивый дом в старину) Показать на картинке
- Почему про мышку говорят «Мышка – норушка»? (живёт в норке)
- Как ещё можно назвать мышку? (малышка)
- Почему лягушку зовут квакушкой? (квакает)
- Какое прозвище ей ещё можно дать? (попрыгушка)
- «Зайка – попрыгайка», так в сказке зайца называют. Почему? (прыгает)
- Как ещё зайца называют в сказках? (зайчишка – трусишка)
- Почему его так не назвали в нашей сказке? (он храбрый, живёт в одном домике с лисой и волком)
- Лису в этой сказке называют «Лиса – на весь лес краса». Почему?
- Какие ещё прозвища есть у лисы? (плутовка, лисичка-сестричка…)
- Обманула лиса кого-нибудь в этой сказке?
- Прозвище волка в сказке «Теремок» - «Волчок – серый бочок». Почему? (у него серый бок)
- Какие ещё прозвища есть у волка? (волк – зубами щёлк)
- Почему в этой сказке про волка так не говорят? (он не злой)
- А какое прозвище мы дадим медведю? Он со злости сломал теремок или нечаянно?
2. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика
- «Стенка, стенка, потолок, двери, окна и звонок»
массаж: поглаживание, постукивание щёк и лба,
зажмуриться, широко раскрыть глаза, поднять брови, нахмурить брови, открыть рот, сморщить нос - «Мышка тихо пропищала, и кота будить не стала» тихое постукивание губами
- «Тянуть губки прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них – как блюдца!» «улыбочка»
- «У-у-у-у! Уу-у-у-у! Воют волки на луну» «трубочка»
- «Серый волк – зубами щёлк. Пока не кусается, а сердито скалится…» «оскал»
- «Пушистый лисий хвост мелькает, все следочки заметает» «часики»
- «Прыг-скок, прыг-скок, зайка прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, всех ребят играть зовёт!» «лошадка», «пулемёт»
- «Мишка-топтыжка, неуклюжий слишком» «орех»
3. Речевая зарядка
- Что говорили звери, подходя к теремку? (Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?).
Игра «Угадай, чей голосок» используются персонажи настольного театра и ширма
сначала голосами животных говорит взрослый, затем, по очереди, сами дети
4. Я даю советы.
Сказка и математика
- Теремок развалился. Что же делать зверям? (строить новый)
- Сначала нужно придумать, каким будет теремок.
Сколько в нём должно быть комнат, чтобы всем хватило? - В нашем теремке будет три этажа (схема теремка)
Покажите, где первый этаж? А где третий? Второй? - Кого лучше поселить на первом этаже? Втором? Третьем? Почему?
(ориентируемся на массу тела, размеры животных) - Представь, что когда на улице идёт дождь, каждый из персонажей надевает резиновые сапоги. Сколько сапог будет стоять в прихожей теремка? А сколько пар? (для детей 5-7 лет)
Пространственные представления, предлоги
- Кто живёт над медведем? Над лисой? …
- Над кем живёт мышка? Волк?
- Кто живёт под зайкой? Под лягушкой?
- Кто живёт выше лисы? Ниже зайца?
- Кто живёт справа от лисички? Слева от волка?
Кто живёт между мышкой и лягушкой?
Расширение словарного запаса «Инструменты»
- Где взять материал для строительства теремка? (в лесу)
- Чем спилим дерево? (пилой)
- Чем обрубим ветки? (топором)
- Чем обстругаем брёвна? (рубанком)
- Чем скрепим их между собой? (гвоздями забьём молотком)
Развитие мелкой моторики
- Терем-терем-теремок, звери строили домок…
Кто построит самую высокую стену/башню?
Выкладывание стенки из брусьев или башни из кубиков. Детям 5-7 лет строительство домика
Словарного запаса «ДОМ»
(работа с иллюстрацией)
- Терем-терем-теремок, звери строили домок
Ставенки резные, окна расписные.
Дом растёт всё выше, выше, есть карниз, труба и крыша
5. «Новые сказки» (для детей 5-7 лет)
- Вспомните, как начиналась сказка? (Стоит в поле теремок)
- А теперь слушайте: в сказку попало хитрое слово НЕ и вот что вышло…
Стоит в поле НЕ теремок... А что? - Придумайте, что было дальше
6. Чтение (только для старших детей)
- Подберите названия героям наших сказок
- Составьте названия героев
IV. Инсценировка сказки. (с помощью настольного театра, масок и др.)
Драматизация + «У нас гости» (для 5-7 лет)
Дети разыгрывают сказку сначала по традиционной схеме, затем добавляется необходимое (по числу детей) количество персонажей из других сказок (колобок, дед, кошка и т.п.). Заключительный этап – появление медведя.
По ходу задаются вопросы: «Что умеет делать персонаж?» (опора на зрит.образ), «Из какой он сказки?» (для гостей)
«Три поросёнка»
Задачи: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности
развитие речевого выдоха;
развитие пространственных представлений; понятий «слева», «справа», «выше», «ниже»
работа с предлогами «над», «под», «между»
совершенствование математических навыков (деление поровну)
упражнение в образовании относительных прилагательных
обучение моделированию с помощью геометрических фигур
развитие воображения и фантазии
Оборудование: настольный театр «Три поросёнка»; декорации деревьев, ширма
аудиозапись сказки «Три поросёнка»
сухой пальчиковый бассейн (горох, фасоль, и т.п.) или песок
жёлуди (10-20 штук)
набор геометрических фигур для моделирования сказки
упаковочная бумага-лапша, спички-палочки, декоративные камешки
иллюстрация «Какие бывают дома»
игра-пазл «Где чей домик»
дополнительно: карточки с названием героев
кубики Зайцева, Чаплыгина, магнитная азбука, меловая доска и т.п.
I. Введение в тему
- Сегодня к нам в гости снова придёт сказка. Как мы сказку позовём?
Дети хлопают в ладоши, произносят: «Сказка, приходи!» «Тсс-с-с»
- Сказка, с которой мы будем играть сегодня, называется…
Посмотрите на эти фигурки и догадайтесь сами
Три розовых круга
- Верно, это сказка «Три поросёнка»
II. Припоминание сказки.
Аудиозапись.
III. Работа над сказкой
- Декорации
- Как вы думаете, где произошла эта история? (на опушке леса)
- Значит, для нашей сцены нам нужны деревья.
- Как вы думаете, в какое время года произошла эта история?
- Значит, какого цвета должны быть деревья? Выберите подходящие.
Устанавливаются декорации осенних деревьев
- Домик из какого материала решил сделать себе Ниф-Ниф? (из соломы)
- Значит, домик, который он построил, называется… (соломенный)
- Найдите Ниф-Нифа и его домик.
- Домик из какого материала решил сделать себе Нуф-Нуф? (из веток деревьев)
- Значит, домик, который он построил, называется… (деревянный)
- Найдите Нуф-Нуфа и его домик.
- Домик из какого материала решил сделать себе Наф-Наф? (из камней)
- Значит, домик, который он построил, называется… (каменный)
- Найдите Наф-Нафа и его домик.
Устанавливаются декорации домиков и поросята
- Сказка и математика
- Что любят есть поросята? (жёлуди)
- Найдите в этом корытце жёлуди.
Дети ищут жёлуди в сухом пальчиковом бассейне, затем выполняют математические задания
- Помоги поросятам разделить поровну 6 желудей, 9 желудей, 12 желудей, 15 желудей, 18 желудей.
- Речевая зарядка. Интонирование.
- Что такое беспечный? предусмотрительный?
- Кто из поросят самый предусмотрительный? А кто самый беспечный? Почему?
- У кого из поросят самый высокий, тонкий голос? (У Ниф-Нифа)
- У кого из поросят самый низкий, толстый голос? (У Нуф-Нуфа)
- У кого из поросят средний голос? (У Наф-Нафа)
- Давайте споём песенку про поросят разными голосами.
«Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк, старый волк, страшный волк?»
2. Драматизация + моделирование
Установить взаимосвязь между геометрическими фигурами и персонажами сказки, их домиками.
Последовательно этапы сказки демонстрируются с помощью геометрических фигур,
угадываются детьми и находят подтверждение за снятой ширмой
При наличии времени предложить детям самостоятельно создать модель той или иной ситуации.
Этапы: 1. поросята веселятся, издалека за ними наблюдает волк.
2. поросята возле построенных домиков, волк близко.
3. Ниф-Ниф спрятался в соломенном домике, волк рядом.
4. соломенный домик разрушен, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф в домике из веток, волк рядом.
5. соломенный дом и дом из веток разрушены, поросята в каменном домике, волк рядом.
6. то же, но волк на домике.
7. волк убегает, поросята пляшут вокруг домика
3. Предлоги, пространственные представления.
- Расскажите, где сейчас находится волк?
- Поместите волка за домиком, перед домиком, справа от домика, между домиками и т.д
4. Речевой выдох.
- Как волк разрушал поросячьи домики? (дул на них)
- Давайте и мы проверим строительные материалы поросят на прочность.
Предложить материалы-заменители: солома (упаковочная бумажная лапша), ветки (спички), камни (декор.камешки)
- Постройте домик Ниф-Нифа. Нуф-Нуфа. Наф-Нафа.
- Превратитесь в Волка. Подуйте на домик Ниф-Нифа. Нуф-Нуфа. Наф-Нафа.
- Какой «домик» оказался прочнее?
- Попробуем подуть все вместе.
4. Я даю советы. ТРИЗ
- Чем хорош домик из соломы? Из веток?
(можно быстро построить, легко перенести на другое место, не засоряют лес, не бросаются в глаза.) - Что можно сделать из разрушенных домиков? (сплести мебель, устроить мягкую перину, сделать забор-изгородь, развести костёр, использовать в качестве удочек, сделать метлу)
5. Какие бывают дома.(относительные прилагательные)
- Из чего сделаны дома в нашем городе?
- Дом из кирпича – какой? (кирпичный)
- Дом из панелей – какой? (панельный)
- Дом из брёвен – какой? (бревенчатый)
- Крыша из железа – какая? (железная)
- Крыша из черепицы – какая? (черепичная)
- В каких домах жили древние люди? (в пещерах)
- В каких домах живут на севере? (в чумах, в юртах, в снежных иглу)
- А теперь давайте вспомним, в каких домиках живут звери, птицы и насекомые.
Игра «Где чей домик?»
6. Что лишнее?
- нора, берлога, юрта, гнездо
- беспечный, предусмотрительный, беззаботный
- стены, крыша, пол, крыльцо, дверь
7. Добавь слово.
- Медведь – берлога, белка - … (дупло).
- Дом – строить, гнездо - … (вить)
- Болезнь – врач, дом - … (строитель)
8. «Сказка продолжается.»
- Когда наступила зима, волку стало холодно в лесу. И решил он тоже себе дом построить….
Что было дальше? Какой дом построил волк? Как он хотел поросят перехитрить? Что из этого вышло?
9. «Новая сказка.»
- Жили-были три НЕ поросёнка… А кто? Что было дальше?
- И тут появился НЕ волк… А кто? Что было дальше?
«Волк и семеро козлят»
Задачи: развитие пространственных представлений;
работа с предлогами «на», «в», «над», «под», «между», «из», «из-под», «перед», «около»
совершенствование математических навыков (удвоение)
актуализация словарного запаса по темам «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Цветы», «Мебель», «Дни недели»
упражнение в образовании и употреблении собирательных числительных
работа с сенсорными эталонами цвета
развитие воображения и фантазии
Оборудование настольный театр «Волк и козлята»; изображение радуги; модель шкафа;
инд.наборы: полоски по цветам радуги, счётные наборы; схема названия (см.ниже)
наборы предметных картинок по темам «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы», «мебель»
карточки «Рукавички, шапочка и шарф»
картонные коробки (спичечные коробки, сундучки и т.п.), маленькие игрушки.
I. Введение в тему
- Сегодня к нам в гости снова придёт сказка. Как мы сказку позовём?
Дети хлопают в ладоши, произносят: «Сказка, приходи!» «Тсс-с-с»
педагог убирает ширму
- К сказке, в которую мы попадём сегодня, подойдёт вот такая схема.
- Что это за сказка?
- Верно, это сказка «Волк и козлята»
II. Работа над сказкой
- Разминка.
Собирательные числительные, согласование с существительными
- Сколько козлят было у козы? (семь) Как ещё можно сказать про это число? (семеро)
- Верно, у козы было семеро козлят. Выставить на стол персонажей.
Сейчас мы будем по одному козлёнку отправлять на прогулку и называть количество оставшихся.
семь козлят – семеро козлят | четыре козлёнка – четверо козлят |
Обогащение словарного запаса и представлений об окружающем мире
- Козлят было семь. А что ещё бывает по семь?
- Назовите 7 дней недели по порядку. А теперь наоборот. Назовите второй день недели, пятый…
- Кто может назвать 7 нот по порядку?
- А кто знает по порядку цвета радуги? Иллюстрация радуги
- Запомните фразы-подсказки: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.
- Сложите радугу по памяти. Индивидуальные наборы.
- Коза принесла козлятам овощи – каждому свой. Назовите 7 овощей.
- Коза принесла козлятам фрукты – каждому свой. Назовите 7 фруктов.
- Коза принесла козлятам ягоды – каждому свою. Назовите 7 ягод.
- Козлята собрали для козы букет из 7 разных цветочков. Назовите эти цветы.
- В каких ещё сказках встречается число семь? А в каких пословицах или поговорках?
2. Сказка и математика. Удвоение, подбор парных предметов
- Сколько носков свяжет мама-коза для троих козлят?
- А сколько рукавичек?
- А шарфиков?
- Подберите козлятам вязанные комплекты
3. «Я даю советы».
ОБЖ
- Какую ошибку допустила коза? (надо было запереть дверь снаружи, не оставлять козлят одних…)
- Какую ошибку допустили козлята? (надо было посмотреть, кто пришёл)
Предлоги и пространственные представления
- Только один козлёнок догадался спрятаться. Давай подскажем остальным, как это можно сделать.
Назовите 7 предметов мебели, с помощью которых можно спрятаться. - А если в избушке козы мебели мало? Как можно использовать для «пряток» шкаф?
(Спрятаться в шкафу, за шкафом, под шкафом, на шкафу. Используется модель шкафа) - А откуда тогда пришлось бы вылезать козлятам, когда волк ушёл?
(из шкафа, из-за шкафа, из-под шкафа, со шкафа.) - У каждого из вас есть сундук и игрушка.
Спрячьте в сундук, под сундук, за сундук
Посадите за сундук, перед сундуком, около сундука… - Куда ты посадил свою игрушку? Откуда ты её достал?
4. Драматизация + «Знакомство»
Детям раздаются козлята, о характере которых они должны рассказать, исходя из их внешнего вида.
- «Сказка продолжается»
Посмотрел волк, как веселятся козлята, стало ему грустно и одиноко…
Что он решил сделать? что из этого получилось? - «Новая сказка»
Жила-была коза с НЕ козлятами … А с кем? Почему так получилось? Что было дальше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР
Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР...
Логопедическое развлечение для детей младшей и средней группы «Логопедическая сказка».
Логопедическое развлечение для детей младшей и средней группы «Логопедическая сказка».Цель: развитие интереса к логопедическим занятиями воспитание мотивации к учению, развитие фонема...
«Логопедические сказки как метод коррекции речи дошкольников»
laquo;Логопедические сказки как метод коррекции речи дошкольников»...
Проект «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»
Цель проекта: коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.Задачи проекта:· Повышение мотивации и интереса де...
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»
Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо выбрать наиболее эффективные модели обучения. Так, проект "Логопедические сказки" стал одним из важ...
Индивидуальное логопедическое занятие по воспитанию звука Ш "Логопедическая сказка о том, как рысёнок Тёма учился шипеть"
Подготовка к постановке звука Ш. Постановка звука Ш. Автоматизация изолированного звука...
Индивидуальное логопедическое занятие по воспитанию звука [ш] «Логопедическая сказка о том, как рысёнок Тёма подружился с зайчонком Сёмой »
Автоматизация звука Ш изолированно, в прямых слогах,в словах с прямыми слогами...