Использование Лего 6 кубиков в работе логопеда и воспитателя
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Стрелкова Мария Андреевна

Предлагаю рассмотреть возможность использования набора 6 кирпичиков лего для проведения занятий по речевому развитию, а также диагностики дошкольников по некоторым показателям возрастного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_nabora_lego_6_kirpichikov_v_rabote_pedagoga.docx956.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование набора «6 кирпичиков» при проведении педагогической  диагностики в ДОО в области речевого и познавательного развития.

C:\Users\ZavHoz\Desktop\Стрелкова М.А\Инновационная деятельность\Инженерное мышление\6 кубиков концепция.png

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и других), специальных диагностических ситуаций, простых тестовых проб. При необходимости, педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. Ведущим, основным методом педагогической диагностики является наблюдение.

В процессе наблюдения педагог может использовать следующие критерии анализа наблюдаемых явлений:

  • частоту проявления каждого показателя;
  • самостоятельность его выполнения;
  • инициативность ребенка в деятельности.

Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Если действие выполняется ребенком самостоятельно, без помощи взрослого, то это свидетельствует о зоне его актуального развития. Если же ребенок выполняет действие только с помощью взрослого, то это указывает на перспективные задачи его развития, обозначает зону его ближайшего развития. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.

Предлагаю рассмотреть возможность использования набора 6 кирпичиков лего для проведения диагностики дошкольников по некоторым показателям возрастного развития.

Содержание упражнения

Пример выполнения задания  (для возраста 6-7 лет)

1. «Придумаем историю». На каждый кирпичик Лего ребёнок придумывает предложение, в котором должно звучать название цвета кубика. Начать рассказ может взрослый, как и озвучить героя, о котором пойдёт речь. Дети могут работать в паре, группе. После надо проговорить рассказ целиком. Количество кирпичиков выбирается в соответствии с возрастом ребёнка.

Наблюдаем за сформированностью связной речи, произношением звуков и пр.

Красная шапочка гуляла у озера. Вышла на зелёную лужайку. Насобирала жёлтых цветов для мамы. Добавила  синих васильков в букет.

C:\Users\ZavHoz\Desktop\Фотографии\Инженерное\IMG_3888[1].jpg

2. «Определи количество слогов». Ребёнок может работать один или дети работают в паре. Перед детьми один кирпичик лего (слово с одним слогом), два кирпичика лего (слова с двумя слогами), три кирпичика лего (три слога)

Ребята, распределите карточки согласно схеме. Слова с одним слогом положите под один кирпичик, с двумя слогами – под два кирпичика и т.д.

3. «Определи количество слов в предложении». У ребёнка набор из шести кирпичиков. Воспитатель проговаривает предложение. Задача ребёнка на каждое слово положить кирпичик перед собой (на лист А4), определить количество слов в предложении.

Послушай моё предложение и определи количество слов в нём.

1. Светит солнце

2. Я завтракаю кашей

3. Мама готовит омлет

C:\Users\ZavHoz\Desktop\Фотографии\Инженерное\предложения 1.jpg

4. «Собери свой комплект». Перед детьми (4-5 человек) случайным образом розданные кирпичики лего. Задача  - собрать свой комплект кирпичиков в заданной последовательности цветов (образец демонстрирует взрослый на кирпичиках или с помощью рисунка). Детям предстоит обмениваться кирпичиками, чтобы собрать свой комплект. Количество кирпичиков выбирается в соответствии с возрастом ребёнка.

Наблюдаем: коммуникативно-речевые умения детей, правильность выполнения задания (умение сравнивать,  конструировать по образцу и пр.)

Ребята, вам предстоит из имеющихся кубиков собрать свой комплект. Цвета должны находиться в той же последовательности, что и у меня.

C:\Users\ZavHoz\Desktop\Фотографии\Инженерное\2023-12-21 11-15-50.JPG

5. «Запомни и повтори». Ведущий (сначала взрослый, затем один из детей) строит постройку, остальные запоминают конструкцию в течение 15-20 секунд. Затем постройка прячется в коробку или за спину. Дети по памяти строят. После постройки сравниваются с образцом. Количество кирпичиков для постройки выбирается в соответствии с возрастом ребёнка.

Наблюдаем: правильность выполнения задания (сформированность конструктивных навыков), проявление интереса к выполнению задания и пр.

Посмотрите внимательно на мою постройку. Запомните её. Постройте такую же.

C:\Users\ZavHoz\Desktop\Фотографии\Инженерное\2023-12-21 11-17-17.JPG

4. «Слушай и выкладывай». Воспитатель даёт инструкцию, как следует выложить кирпичики на листе А4 или просто на столе. Дети выполняют задание, затем проверяют себя и своего соседа – сравнивают ряды с образцом воспитателя.

Наблюдаем: правильность выполнения упражнения (сформированность пространственных представлений, знания о количестве) и пр.

Положите красный кубик в середину листа. Справа от красного кубика – зелёный. Сверху зелёного – жёлтый. Слева от жёлтого  - синий. Слева от синего  - зелёный.

C:\Users\ZavHoz\Desktop\Фотографии\Инженерное\IMG_3889[1].jpg

5. «Лего крокодил». Воспитатель шепчет на ухо ребёнку предмет, который он должен построить из кирпичиков (12 кирпичиков). Остальные участники рассматривают постройку и по команде одновременно говорят, что это  (дерево, собака, птица, какая-либо буква и т.д.)

Наблюдаем: степень сформированности конструктивных навыков, коммуникацию между детьми, проявление интереса к игре и пр.

6. «Построй мост». Группе детей (4-5 человек) предлагается построить совместно мост из четырёх наборов Лего 6 кирпичиков. Мост дети могут строить через реку (полоску бумаги), определенной высоты – чтобы могла проехать машинка, между двумя столами/стопками книг и пр.

Наблюдаем: способность решать интеллектуальную задачу сообща, проявление инициативы (как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная) и пр.

C:\Users\ZavHoz\Desktop\Фотографии\Инженерное\IMG_3890[1].jpg

C:\Users\ZavHoz\Desktop\Фотографии\Инженерное\IMG_3893[1].jpg

7. «Две змейки»

Ребёнку предлагается сравнить две змейки, затем тремя способами сделать их одинаковыми

Наблюдаем: умение считать, сравнивать, вычислять и пр.

Посмотри на эти две змейки. Сколько кирпичиков в самой длинной? Как сделать змейки одинаковыми? Ещё каким образом ты можешь это сделать? (убрать из большей, разделить кубики между двумя)

C:\Users\ZavHoz\Desktop\Фотографии\Инженерное\IMG_3918.JPG

8. «Купим продукты»

Ребёнку предлагается поиграть в магазин, во время игры озвучивается цена за продукт.

Банан (жёлтый) – 1 рубль

Яблоко (красное) – 2 рубля

Голубика – 3 рубля

Арбуз – 4 рубля

Наблюдаем: умение считать, сравнивать и пр.

Сколько стоит банан и яблоко?

Голубика и яблоко?

C:\Users\ZavHoz\Desktop\Фотографии\Инженерное\IMG_3919.JPG

9. «Я знаю шесть..»

Ребёнку предлагается назвать пять-шесть существительных на различные темы (звери, птицы, професии и пр.)

Наблюдаем: сформированность представлений о социальном, предметном и природном мире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей.

В данной статье расматривается опыт по использованию режимных моментов воспитателем в коррекции речи заикающихся детей, при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя....

Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключит...

Мастер класс для воспитателей ДОУ: «Использование Лего конструирования в работе с детьми».

Мастер класс для воспитателей ДОУ:  «Использование Лего конструирования в работе с детьми»....

Использование ЛЕГО технологий в работе воспитателя группы сложного дефекта.

Игры в ЛЕГО тренируют координацию движений и развивают умение манипулировать мелкими предметами, вырабатывают положительный эмоциональный фон . Улучшают взаимодействие и коммуникацию  ,стимулирую...

Мастер-класс для педагогов "Игры с использованием ЛЕГО-технологии в работе учителя-логопеда".

Авторская разработка дидактических игр с применением кирпичиков конструктора ЛЕГО для совершенствования фонематических процессов и  навыков звуко-буквенного анализа у детей с тяжёлыми  наруш...

Использование мнемотехники в совместной работе логопеда с воспитателем

  Взаимодействие работы воспитателя и логопеда способствует повышению коррекционно-образовательного процесса.В своей логопедической коррекционной работе, сотрудничая с воспитателем, мы исп...