Использование Лего 6 кубиков в работе логопеда и воспитателя
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предлагаю рассмотреть возможность использования набора 6 кирпичиков лего для проведения занятий по речевому развитию, а также диагностики дошкольников по некоторым показателям возрастного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_nabora_lego_6_kirpichikov_v_rabote_pedagoga.docx | 956.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование набора «6 кирпичиков» при проведении педагогической диагностики в ДОО в области речевого и познавательного развития.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и других), специальных диагностических ситуаций, простых тестовых проб. При необходимости, педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. Ведущим, основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
В процессе наблюдения педагог может использовать следующие критерии анализа наблюдаемых явлений:
- частоту проявления каждого показателя;
- самостоятельность его выполнения;
- инициативность ребенка в деятельности.
Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Если действие выполняется ребенком самостоятельно, без помощи взрослого, то это свидетельствует о зоне его актуального развития. Если же ребенок выполняет действие только с помощью взрослого, то это указывает на перспективные задачи его развития, обозначает зону его ближайшего развития. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
Предлагаю рассмотреть возможность использования набора 6 кирпичиков лего для проведения диагностики дошкольников по некоторым показателям возрастного развития.
Содержание упражнения | Пример выполнения задания (для возраста 6-7 лет) |
1. «Придумаем историю». На каждый кирпичик Лего ребёнок придумывает предложение, в котором должно звучать название цвета кубика. Начать рассказ может взрослый, как и озвучить героя, о котором пойдёт речь. Дети могут работать в паре, группе. После надо проговорить рассказ целиком. Количество кирпичиков выбирается в соответствии с возрастом ребёнка. Наблюдаем за сформированностью связной речи, произношением звуков и пр. | Красная шапочка гуляла у озера. Вышла на зелёную лужайку. Насобирала жёлтых цветов для мамы. Добавила синих васильков в букет. |
2. «Определи количество слогов». Ребёнок может работать один или дети работают в паре. Перед детьми один кирпичик лего (слово с одним слогом), два кирпичика лего (слова с двумя слогами), три кирпичика лего (три слога) | Ребята, распределите карточки согласно схеме. Слова с одним слогом положите под один кирпичик, с двумя слогами – под два кирпичика и т.д. |
3. «Определи количество слов в предложении». У ребёнка набор из шести кирпичиков. Воспитатель проговаривает предложение. Задача ребёнка на каждое слово положить кирпичик перед собой (на лист А4), определить количество слов в предложении. | Послушай моё предложение и определи количество слов в нём. 1. Светит солнце 2. Я завтракаю кашей 3. Мама готовит омлет |
4. «Собери свой комплект». Перед детьми (4-5 человек) случайным образом розданные кирпичики лего. Задача - собрать свой комплект кирпичиков в заданной последовательности цветов (образец демонстрирует взрослый на кирпичиках или с помощью рисунка). Детям предстоит обмениваться кирпичиками, чтобы собрать свой комплект. Количество кирпичиков выбирается в соответствии с возрастом ребёнка. Наблюдаем: коммуникативно-речевые умения детей, правильность выполнения задания (умение сравнивать, конструировать по образцу и пр.) | Ребята, вам предстоит из имеющихся кубиков собрать свой комплект. Цвета должны находиться в той же последовательности, что и у меня. |
5. «Запомни и повтори». Ведущий (сначала взрослый, затем один из детей) строит постройку, остальные запоминают конструкцию в течение 15-20 секунд. Затем постройка прячется в коробку или за спину. Дети по памяти строят. После постройки сравниваются с образцом. Количество кирпичиков для постройки выбирается в соответствии с возрастом ребёнка. Наблюдаем: правильность выполнения задания (сформированность конструктивных навыков), проявление интереса к выполнению задания и пр. | Посмотрите внимательно на мою постройку. Запомните её. Постройте такую же. |
4. «Слушай и выкладывай». Воспитатель даёт инструкцию, как следует выложить кирпичики на листе А4 или просто на столе. Дети выполняют задание, затем проверяют себя и своего соседа – сравнивают ряды с образцом воспитателя. Наблюдаем: правильность выполнения упражнения (сформированность пространственных представлений, знания о количестве) и пр. | Положите красный кубик в середину листа. Справа от красного кубика – зелёный. Сверху зелёного – жёлтый. Слева от жёлтого - синий. Слева от синего - зелёный. |
5. «Лего крокодил». Воспитатель шепчет на ухо ребёнку предмет, который он должен построить из кирпичиков (12 кирпичиков). Остальные участники рассматривают постройку и по команде одновременно говорят, что это (дерево, собака, птица, какая-либо буква и т.д.) Наблюдаем: степень сформированности конструктивных навыков, коммуникацию между детьми, проявление интереса к игре и пр. | |
6. «Построй мост». Группе детей (4-5 человек) предлагается построить совместно мост из четырёх наборов Лего 6 кирпичиков. Мост дети могут строить через реку (полоску бумаги), определенной высоты – чтобы могла проехать машинка, между двумя столами/стопками книг и пр. Наблюдаем: способность решать интеллектуальную задачу сообща, проявление инициативы (как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная) и пр. | |
7. «Две змейки» Ребёнку предлагается сравнить две змейки, затем тремя способами сделать их одинаковыми Наблюдаем: умение считать, сравнивать, вычислять и пр. | Посмотри на эти две змейки. Сколько кирпичиков в самой длинной? Как сделать змейки одинаковыми? Ещё каким образом ты можешь это сделать? (убрать из большей, разделить кубики между двумя) |
8. «Купим продукты» Ребёнку предлагается поиграть в магазин, во время игры озвучивается цена за продукт. Банан (жёлтый) – 1 рубль Яблоко (красное) – 2 рубля Голубика – 3 рубля Арбуз – 4 рубля Наблюдаем: умение считать, сравнивать и пр. | Сколько стоит банан и яблоко? Голубика и яблоко? |
9. «Я знаю шесть..» Ребёнку предлагается назвать пять-шесть существительных на различные темы (звери, птицы, професии и пр.) Наблюдаем: сформированность представлений о социальном, предметном и природном мире |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей.
В данной статье расматривается опыт по использованию режимных моментов воспитателем в коррекции речи заикающихся детей, при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя....
Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключит...
Мастер класс для воспитателей ДОУ: «Использование Лего конструирования в работе с детьми».
Мастер класс для воспитателей ДОУ: «Использование Лего конструирования в работе с детьми»....
Использование ЛЕГО технологий в работе воспитателя группы сложного дефекта.
Игры в ЛЕГО тренируют координацию движений и развивают умение манипулировать мелкими предметами, вырабатывают положительный эмоциональный фон . Улучшают взаимодействие и коммуникацию ,стимулирую...
Мастер-класс для педагогов "Игры с использованием ЛЕГО-технологии в работе учителя-логопеда".
Авторская разработка дидактических игр с применением кирпичиков конструктора ЛЕГО для совершенствования фонематических процессов и навыков звуко-буквенного анализа у детей с тяжёлыми наруш...
Консультация для воспитателей "Использование «ЛЕГО» - технологий в работе с детьми"
Материал предназначен для педагогов ДОУ....
Использование мнемотехники в совместной работе логопеда с воспитателем
Взаимодействие работы воспитателя и логопеда способствует повышению коррекционно-образовательного процесса.В своей логопедической коррекционной работе, сотрудничая с воспитателем, мы исп...