Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления.
В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Важность развития мелкой моторики состоит в том, что в дальнейшем ребёнку предстоит использовать точные движения. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка, губ и челюсти, стимулируют работу лобной доли головного мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше.
Различные игры и упражнения вызывают огромный интерес у всех детей, а особенно, если использовать ряд нетрадиционных упражнений и нетрадиционное оборудование для развития тонкой моторики. Стихи являются основой, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Сопровождение игр с проговариванием стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется с движениями, делается более четкой, громкой, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Дети в стихах осваивают интонационные средства выразительности: учится регулировать высоту и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловое ударения. Использование нетрадиционных форм работы в развитии мелкой моторики превращают занятия в занимательную игру, вызывают интерес и яркий эмоциональный настрой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В последнее время мы сталкиваемся с большим количеством детей с нарушением в звукопроизношении. Она из причин - это двигательные нарушения речевого аппарата. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое, которая влияет на четкость произнесения звуков. У детей, подверженных частым заболеваниям, выявляется функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга, задерживается усвоение системы звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не могут различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи.
И.И.Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Важность развития мелкой моторики состоит в том, что в дальнейшем ребёнку предстоит использовать точные движения. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка, губ и челюсти, стимулируют работу лобной доли головного мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше.
Различные игры и упражнения вызывают огромный интерес у всех детей, а особенно, если использовать ряд нетрадиционных упражнений и нетрадиционное оборудование для развития тонкой моторики. Стихи являются основой, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Сопровождение игр проговариванием стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется с движениями, делается более четкой, громкой, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Дети в стихах осваивают интонационные средства выразительности: учится регулировать высоту и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловое ударения. Использование нетрадиционных форм работы в развитии мелкой моторики превращают занятия в занимательную игру, вызывают интерес и яркий эмоциональный настрой.
Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы.
Цели:
- Обучающая: помочь ребенку в усвоении знаний, соответствующих его возрасту и программе его обучения,
- Развивающая: формировать у детей мелкую моторику, внимание, ориентацию в пространстве, координацию движений, навыки общения в группе.
- Коррекционная: логопедическая коррекция имеющихся дефектов речи.
Задачи:
- коррекция мелкой моторики;
- развитие координации движений, снятие мышечного напряжения.
- освоение графических умений, подготовка руки ребенка к письму;
- воспитание выдержки и усидчивости;
- развитие пространственной ориентировки, чувства ритма;
- развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания;
- развитие умения согласовывать слова и жесты;
- развитие функций зрительного и двигательного контроля;
- развитие тактильной памяти;
- развитие функций зрительного и двигательного контроля;
- развитие мускульной памяти;
- уточнять графическое обозначение направлений.
Месяц | № недели | Тема | Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) |
Сентябрь | Диагностика уровня развития артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук | ||
Октябрь | 1. | Времена года. Осень | 1.«Красивые листочки» обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции. 2.«Сложи лист» - складывание листа (кленового, дубового) из 6 частей. 3. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку» 4. Игра с прищепками «Солнышко», «Тучка» |
2. | Огород. Овощи. |
| |
3. | Сад. Фрукты. |
| |
4. | Лес. Грибы и ягоды. |
| |
Ноябрь | 1. | Одежда |
|
2. | Обувь |
| |
3. | Игрушки |
| |
4. | Посуда |
| |
Декабрь | 1. | Зима. Зимующие птицы |
|
2. | Домашние животные и их детеныши |
| |
3. | Дикие животные и их детеныши. |
| |
4. | Новый год. |
| |
Январь | 2. | Мебель |
|
3. | Транспорт |
| |
4. | Профессии на транспорте |
| |
Февраль | 1. | Детский сад. Профессии. |
|
2. | Профессия швея |
| |
3. | Профессии на стройке |
4.«Мячики» ( упражнение с массажными мячиками). | |
4. | День защитника Отечества |
| |
Март | 1. | Времена года. Ранняя весна. |
|
2. | Комнатные растения. |
| |
3. | Пресноводные рыбы |
| |
4. | Родной город |
| |
Апрель | 1. | Весенние сельско -хозяйственные работы | 1. «Красивые инструменты» - обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола). 2.«Разрезные картинки» из 6 - 8 частей. 3. Выкладывание из счетных палочек забора, деревьев, инструментов. 4.«Зеленый кустик» - игра с прищепками. |
2. | Космос |
| |
3. | Откуда хлеб пришел |
| |
4. | Профессии. Почта |
| |
Май | 1. | Правила дорожного движения |
|
2. | Насекомые и пауки |
| |
3. | Полевые цветы. |
|
Игры по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования
Игры с массажными мячиками
Веселые прыжки
Девочки и мальчики Прыгают как мячики. Никогда не плачут, Вместе с нами скачут. | Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки. |
Наши ручки
Это ручка — правая. | Дети крепко сжимают мячик в правой руке. |
Это ручка — левая. | Крепко сжимают мячик в левой руке. |
Я на мячик нажимаю И зарядку делаю | Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. |
Будет сильной правая. | Крепко сжимают мячик в правой руке. |
Будет сильной левая. | Крепко сжимают мячик в левой руке. |
Будут ручки у меня Ловкие, умелые. | Катают мячик в руках, делая движения вперед - назад, вправо- влево между ладонями. |
Колючий ежик
Гладь мои ручки, Ежик, ежик. Ты колючий, ну и что же. | Дети катают мячи в руках, делая движения вперед - назад, вправо – влево между ладонями. |
Я хочу тебя погладить, | Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями |
Я хочу с тобой поладить. | Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руку. |
Снежок
Топ, топ сапожок. | Дети стучат мячиком сначала по правой, затем по левой коленке. |
Хлоп, хлоп – вот снежок. | Стучат мячиком сначала по правой, затем по левой ладони. |
Заберусь на горку, Ух! | Дети кладут мячик на правую ладонь и прокатывают его по всей руке вверх до правого плеча. |
Съеду с горки – Бух! | Скатывают мячик с правого плеча в ладонь, затем повторяют эти движения, но с левой рукой. |
Я мячи кругом катаю
Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. | Дети катают мячи в руках, делая движения вперед - назад, вправо – влево между ладонями. |
Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. | Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями. |
И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. | Поочередно крепко сжимают и разжимают мячик в ладонях. |
Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. | Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. |
А теперь последний трюк – Мяч летает между рук. | Передают мяч из одной руки в другую. |
Крепко мячики сжимаем
Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем, Чтобы пальцы никогда Не боялись бы труда. | Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. |
Мячики
Девочки и мальчики Прыгают как мячики. Мячики прощаются, В ладошку возвращаются. | Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки. |
Мячик – крошка
Посмотри, мяч какой — Круглый он и небольшой! | Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки. |
Этот мячик – крошка, Спрятался в ладошке. | Убирают мячик за спину. |
Ежик мой колючий
Ежик мой колючий, Кончился мороз трескучий. | Дети катают мячи в руках, делая движения им по ладони другой руки, затем меняют руки. |
Вылезай из теплой норки И проветривай иголки. | Дуют на мячик. |
Игры с колючими ковриками
Дорожка
Наши пальчики, как ноги, Побежали по дороге. Очень быстро мы бежали, | Указательные и средние пальцы обеих рук «бегут» по неровной поверхности коврика в любом направлении. |
Но споткнулись И упали! | Дети сгибают пальцы —«упали на колени». Дети кладут ладони на коврик. |
И тихонечко поспали! | Кладут ладони под голову. |
Тропинка
Шел мишутка — Топ да топ — | Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по неровной поверхности коврика в любом направлении. |
Вдоль звериных Тайных троп. | Подушечками пальцев водят по поверхности коврика — «чертят тропинки или линии» в любом направлении. |
Но устал и сел на пень. | Дети ставят кулак на кулак «медведь на пеньке». |
И ему подняться лень! | Кладут ладони на коврик — «медведь спит». |
Столик
Я стучу, стучу, стучу — Новый столик сколочу! | Стучат кулаками о коврик. |
Мягкой кисточкой покрашу Столик, стул и кошку Машу. | Поочередно гладят ладонями неровную поверхность коврика. |
Разминка
Побежали вдоль реки Дети наперегонки. | Пальцы правой и левой рук «бегут» по коврику. |
Дикие животные
Заяц и ежик навстречу Друг другу Шли по дорожке, по полю, По лугу, | Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по неровной поверхности коврика. |
Встретились — и разбежались Они. Быстро бежали — поди догони! | Дети стучат кулаком о кулак. |
Жук
Жук по зеленой травке ползет. | Все пальцы правой и левой рук передвигаются по неровной поверхности коврика в любом направлении. |
Дойдет до конца и упадет! | Дети кладут обе ладони на поверхность коврика. |
Игры с прищепками
Котенок - глупыш
Больно кусает Котенок - глупыш! Он думает, что это Не палец, а мышь! Но я же играю с тобою, малыш! А будешь кусаться — Скажу тебе: «Кыш!» | Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу. |
Жук
Жук летит, Жуж-ж-ж-ж-жит, Жуж-ж-ж-ж-жит И усами шевелит! | Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу. |
Зеленый кустик
Растет зеленый кустик. Дотронешься – укусит. | Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу. |
Игры с решетками
Ботинки
Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем! Мы идем по лугам, По зеленым берегам. Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали! | «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно. |
После лезем под кровать, | Убирают решетку в сторону. |
Будем там тихонько спать! | Кладут ладони обеих рук под голову. |
Прогулка
На прогулку мы пойдем И в футбол играть начнем. И с хорошей тренировкой Каждый станет сильным, Ловким. | «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно. |
Помощники
Раз, два, три, четыре — Мы посуду перемыли: Чайник, Чашку, Ковшик, Ложку И большую поварешку. | «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно. |
Кто идет?
Идет собака. Кот идет. И дождь идет, и град. Еще часы идут вперед, Хоть на столе стоят. | «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно. |
По ягоды
Мы шли, шли, шли, Землянику нашли! Раз, два, три, четыре, пять — Мы идем искать опять! | «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно. |
Игры с шестигранными карандашами
Веселый карандаш
Карандаш в руках катаю, | Дети крутят карандаш между ладонями. |
Между пальчиков верчу, | Пропускают карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руках. |
Непременно каждый пальчик Быть послушным научу! | Крутят карандаш между ладонями. |
Вертолет
Отправляется в полет Наш красавец вертолет! | Дети вращают карандаш пальцами обеих рук вверх-вниз. |
Литература:
- Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: Каро, 2003г.. С 56.
- Галкина Г.Г Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. С. 40.
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012 г. С.96.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. С. 48 с.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 32 с.: ил.
- Нищева Н.В. «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»– СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2015 г. С. 199.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик...
Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»
Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...
«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими с...
Перспективный план работы по кружковой работе на тему "Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста" (2 год обучения)
Перспективный план(2год обучения)...
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста (нетрадиционные формы работы)
Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию моторики рук...
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)
Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...
План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования» 2022-2023 уч.гг.
Цели:Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительнос...