Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления.
В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Важность развития мелкой моторики состоит в том, что в дальнейшем ребёнку предстоит использовать точные движения. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка, губ и челюсти, стимулируют работу лобной доли головного мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше.
Различные игры и упражнения вызывают огромный интерес у всех детей, а особенно, если использовать ряд нетрадиционных упражнений и нетрадиционное оборудование для развития тонкой моторики. Стихи являются основой, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Сопровождение игр с проговариванием стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется с движениями, делается более четкой, громкой, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Дети в стихах осваивают интонационные средства выразительности: учится регулировать высоту и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловое ударения. Использование нетрадиционных форм работы в развитии мелкой моторики превращают занятия в занимательную игру, вызывают интерес и яркий эмоциональный настрой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В последнее время мы сталкиваемся с большим количеством детей с нарушением в звукопроизношении. Она из причин - это двигательные нарушения речевого аппарата. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое, которая влияет на четкость произнесения звуков. У детей, подверженных частым заболеваниям, выявляется функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга, задерживается усвоение системы звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не могут различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи.
И.И.Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Важность развития мелкой моторики состоит в том, что в дальнейшем ребёнку предстоит использовать точные движения. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка, губ и челюсти, стимулируют работу лобной доли головного мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше.
Различные игры и упражнения вызывают огромный интерес у всех детей, а особенно, если использовать ряд нетрадиционных упражнений и нетрадиционное оборудование для развития тонкой моторики. Стихи являются основой, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Сопровождение игр проговариванием стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется с движениями, делается более четкой, громкой, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Дети в стихах осваивают интонационные средства выразительности: учится регулировать высоту и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловое ударения. Использование нетрадиционных форм работы в развитии мелкой моторики превращают занятия в занимательную игру, вызывают интерес и яркий эмоциональный настрой.
Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы.
Цели:
- Обучающая: помочь ребенку в усвоении знаний, соответствующих его возрасту и программе его обучения,
- Развивающая: формировать у детей мелкую моторику, внимание, ориентацию в пространстве, координацию движений, навыки общения в группе.
- Коррекционная: логопедическая коррекция имеющихся дефектов речи.
Задачи:
- коррекция мелкой моторики;
- развитие координации движений, снятие мышечного напряжения.
- освоение графических умений, подготовка руки ребенка к письму;
- воспитание выдержки и усидчивости;
- развитие пространственной ориентировки, чувства ритма;
- развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания;
- развитие умения согласовывать слова и жесты;
- развитие функций зрительного и двигательного контроля;
- развитие тактильной памяти;
- развитие функций зрительного и двигательного контроля;
- развитие мускульной памяти;
- уточнять графическое обозначение направлений.
Месяц | № недели | Тема | Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) |
Сентябрь | Диагностика уровня развития артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук | ||
Октябрь | 1. | Времена года. Осень | 1.«Красивые листочки» обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции. 2.«Сложи лист» - складывание листа (кленового, дубового) из 6 частей. 3. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку» 4. Игра с прищепками «Солнышко», «Тучка» |
2. | Огород. Овощи. |
| |
3. | Сад. Фрукты. |
| |
4. | Лес. Грибы и ягоды. |
| |
Ноябрь | 1. | Одежда |
|
2. | Обувь |
| |
3. | Игрушки |
| |
4. | Посуда |
| |
Декабрь | 1. | Зима. Зимующие птицы |
|
2. | Домашние животные и их детеныши |
| |
3. | Дикие животные и их детеныши. |
| |
4. | Новый год. |
| |
Январь | 2. | Мебель |
|
3. | Транспорт |
| |
4. | Профессии на транспорте |
| |
Февраль | 1. | Детский сад. Профессии. |
|
2. | Профессия швея |
| |
3. | Профессии на стройке |
4.«Мячики» ( упражнение с массажными мячиками). | |
4. | День защитника Отечества |
| |
Март | 1. | Времена года. Ранняя весна. |
|
2. | Комнатные растения. |
| |
3. | Пресноводные рыбы |
| |
4. | Родной город |
| |
Апрель | 1. | Весенние сельско -хозяйственные работы | 1. «Красивые инструменты» - обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола). 2.«Разрезные картинки» из 6 - 8 частей. 3. Выкладывание из счетных палочек забора, деревьев, инструментов. 4.«Зеленый кустик» - игра с прищепками. |
2. | Космос |
| |
3. | Откуда хлеб пришел |
| |
4. | Профессии. Почта |
| |
Май | 1. | Правила дорожного движения |
|
2. | Насекомые и пауки |
| |
3. | Полевые цветы. |
|
Игры по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования
Игры с массажными мячиками
Веселые прыжки
Девочки и мальчики Прыгают как мячики. Никогда не плачут, Вместе с нами скачут. | Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки. |
Наши ручки
Это ручка — правая. | Дети крепко сжимают мячик в правой руке. |
Это ручка — левая. | Крепко сжимают мячик в левой руке. |
Я на мячик нажимаю И зарядку делаю | Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. |
Будет сильной правая. | Крепко сжимают мячик в правой руке. |
Будет сильной левая. | Крепко сжимают мячик в левой руке. |
Будут ручки у меня Ловкие, умелые. | Катают мячик в руках, делая движения вперед - назад, вправо- влево между ладонями. |
Колючий ежик
Гладь мои ручки, Ежик, ежик. Ты колючий, ну и что же. | Дети катают мячи в руках, делая движения вперед - назад, вправо – влево между ладонями. |
Я хочу тебя погладить, | Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями |
Я хочу с тобой поладить. | Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руку. |
Снежок
Топ, топ сапожок. | Дети стучат мячиком сначала по правой, затем по левой коленке. |
Хлоп, хлоп – вот снежок. | Стучат мячиком сначала по правой, затем по левой ладони. |
Заберусь на горку, Ух! | Дети кладут мячик на правую ладонь и прокатывают его по всей руке вверх до правого плеча. |
Съеду с горки – Бух! | Скатывают мячик с правого плеча в ладонь, затем повторяют эти движения, но с левой рукой. |
Я мячи кругом катаю
Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. | Дети катают мячи в руках, делая движения вперед - назад, вправо – влево между ладонями. |
Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. | Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями. |
И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. | Поочередно крепко сжимают и разжимают мячик в ладонях. |
Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. | Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. |
А теперь последний трюк – Мяч летает между рук. | Передают мяч из одной руки в другую. |
Крепко мячики сжимаем
Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем, Чтобы пальцы никогда Не боялись бы труда. | Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. |
Мячики
Девочки и мальчики Прыгают как мячики. Мячики прощаются, В ладошку возвращаются. | Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки. |
Мячик – крошка
Посмотри, мяч какой — Круглый он и небольшой! | Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки. |
Этот мячик – крошка, Спрятался в ладошке. | Убирают мячик за спину. |
Ежик мой колючий
Ежик мой колючий, Кончился мороз трескучий. | Дети катают мячи в руках, делая движения им по ладони другой руки, затем меняют руки. |
Вылезай из теплой норки И проветривай иголки. | Дуют на мячик. |
Игры с колючими ковриками
Дорожка
Наши пальчики, как ноги, Побежали по дороге. Очень быстро мы бежали, | Указательные и средние пальцы обеих рук «бегут» по неровной поверхности коврика в любом направлении. |
Но споткнулись И упали! | Дети сгибают пальцы —«упали на колени». Дети кладут ладони на коврик. |
И тихонечко поспали! | Кладут ладони под голову. |
Тропинка
Шел мишутка — Топ да топ — | Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по неровной поверхности коврика в любом направлении. |
Вдоль звериных Тайных троп. | Подушечками пальцев водят по поверхности коврика — «чертят тропинки или линии» в любом направлении. |
Но устал и сел на пень. | Дети ставят кулак на кулак «медведь на пеньке». |
И ему подняться лень! | Кладут ладони на коврик — «медведь спит». |
Столик
Я стучу, стучу, стучу — Новый столик сколочу! | Стучат кулаками о коврик. |
Мягкой кисточкой покрашу Столик, стул и кошку Машу. | Поочередно гладят ладонями неровную поверхность коврика. |
Разминка
Побежали вдоль реки Дети наперегонки. | Пальцы правой и левой рук «бегут» по коврику. |
Дикие животные
Заяц и ежик навстречу Друг другу Шли по дорожке, по полю, По лугу, | Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по неровной поверхности коврика. |
Встретились — и разбежались Они. Быстро бежали — поди догони! | Дети стучат кулаком о кулак. |
Жук
Жук по зеленой травке ползет. | Все пальцы правой и левой рук передвигаются по неровной поверхности коврика в любом направлении. |
Дойдет до конца и упадет! | Дети кладут обе ладони на поверхность коврика. |
Игры с прищепками
Котенок - глупыш
Больно кусает Котенок - глупыш! Он думает, что это Не палец, а мышь! Но я же играю с тобою, малыш! А будешь кусаться — Скажу тебе: «Кыш!» | Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу. |
Жук
Жук летит, Жуж-ж-ж-ж-жит, Жуж-ж-ж-ж-жит И усами шевелит! | Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу. |
Зеленый кустик
Растет зеленый кустик. Дотронешься – укусит. | Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу. |
Игры с решетками
Ботинки
Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем! Мы идем по лугам, По зеленым берегам. Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали! | «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно. |
После лезем под кровать, | Убирают решетку в сторону. |
Будем там тихонько спать! | Кладут ладони обеих рук под голову. |
Прогулка
На прогулку мы пойдем И в футбол играть начнем. И с хорошей тренировкой Каждый станет сильным, Ловким. | «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно. |
Помощники
Раз, два, три, четыре — Мы посуду перемыли: Чайник, Чашку, Ковшик, Ложку И большую поварешку. | «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно. |
Кто идет?
Идет собака. Кот идет. И дождь идет, и град. Еще часы идут вперед, Хоть на столе стоят. | «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно. |
По ягоды
Мы шли, шли, шли, Землянику нашли! Раз, два, три, четыре, пять — Мы идем искать опять! | «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно. |
Игры с шестигранными карандашами
Веселый карандаш
Карандаш в руках катаю, | Дети крутят карандаш между ладонями. |
Между пальчиков верчу, | Пропускают карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руках. |
Непременно каждый пальчик Быть послушным научу! | Крутят карандаш между ладонями. |
Вертолет
Отправляется в полет Наш красавец вертолет! | Дети вращают карандаш пальцами обеих рук вверх-вниз. |
Литература:
- Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: Каро, 2003г.. С 56.
- Галкина Г.Г Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. С. 40.
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012 г. С.96.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. С. 48 с.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 32 с.: ил.
- Нищева Н.В. «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»– СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2015 г. С. 199.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик...

Перспективный план работы по кружковой работе на тему "Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста" (2 год обучения)
Перспективный план(2год обучения)...
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста (нетрадиционные формы работы)
Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию моторики рук...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)
Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...

План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования» 2022-2023 уч.гг.
Цели:Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительнос...