Игры на временные представления
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Чтобы помочь детям с ТНР ориентироваться во времени, предлагаю использовать готовые дидактические игры. Они распределены на четыре этапа коррекционной работы: формирование представлений о временных отрезках и частях суток, формирование представлений о днях недели, формирование представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», формирование представлений о временах года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_vremennye_predstavleniya.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник дидактических игр и заданий для формирования временных и пространственных представлений для детей с ТНР.
Чтобы помочь детям с ТНР ориентироваться во времени, предлагаю использовать готовые дидактические игры. Они распределены на четыре этапа коррекционной работы: формирование представлений о временных отрезках и частях суток, формирование представлений о днях недели, формирование представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», формирование представлений о временах года. Этапы можно менять местами или комбинировать – на усмотрение педагога.
Дидактические игры для этапа формирования представлений о временных отрезках
Покажи нужную карточку по цвету | |
Цель | Ориентироваться во времени; познакомить с временными отрезками «утро – вечер» и последовательностью частей суток |
Материалы | 1. Круглый макет с разделением на четыре сектора:
2. Раздаточные карточки в соответствии с цветами секторов |
Ход игры | Логопед предлагает детям послушать предложения и положить соответствующую карточку в нужный сектор:
|
Отгадай и покажи карточку | |
Цель | Определить части суток по прочитанному произведению |
Материалы | Макет с разделением на части суток:
|
Ход игры | Логопед читает стихотворение, и дети определяют, о какой части суток в нем говорится:
|
Когда это бывает | |
Цель | Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь» |
Материалы | Кукла |
Ход игры | Педагог при помощи куклы показывает разные действия и задает вопросы, а дети должны определить часть суток. Например:
|
Дидактические игры для этапа по формированию представлений о днях недели
Живая неделька | |
Цель | Закрепить названия и последовательность дней недели |
Материалы | Семь колпачков по дням недели, каждый колпачок имеет свой номер в соответствии с порядковым номером дня недели (понедельник – 1, вторник – 2 и т. д.). Каждый колпачок также покрашен в один из цветов радуги |
Ход игры | Под чтение стихотворения дети в колпачках строятся друг за другом и идут по кругу: «Братцев этих ровно семь, Педагог-логопед называет день недели, ребенок делает шаг вперед и повторяет название своего дня недели |
Птичья неделя | |
Цель | Сформировать временные представления о мере времени «неделя» |
Материалы | Цветок «цветик-семицветик», на лепестках которого написаны дни недели |
Ход игры | Ребята выбирают себе по одному лепестку, на котором указан день недели. Затем танцуют под музыку, изображая птиц. Как только музыка заканчивается, педагог читает стихотворение про птиц, а дети выстраиваются в «неделю» по порядку. Стихотворение «Птицы – наши друзья» Много разных дней недели, Когда «неделя» построена, воспитатель дает детям задания:
|
Веселые гномики | |
Цель | Выучить названия дней недели и их порядок |
Материалы | Разноцветные колпачки по цветам радуги и дням недели |
Ход игры | Все дети надевают разноцветные колпачки, выстраиваются в ряд и закрывают глаза. Педагог тем временем убирает одного гномика (день недели – понедельник). После дети открывают глаза, а педагог спрашивает: «Дети, какой гномик убежал?» |
Дидактические игры для этапа по формированию представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»
Волшебный домик | |
Цель | Познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра» |
Материалы | Домик с тремя окошками; полоски (белая полоска – «сегодня», синяя полоска – «вчера», красная полоска – «завтра»); подборка стихов |
Ход игры | Педагог объясняет, что в домике есть три окошка: среднее окошко – это «сегодня», правое – это «вчера», а левое – это «завтра». После он зачитывает предложения:
Дети определяют, о каком дне говорится, и помещают в одно из окошек дома нужную полоску |
Вчера, сегодня, завтра | |
Цель | Закрепить навык различать и называть промежутки времени: вчера, сегодня, завтра |
Материалы | Мяч |
Ход игры | Педагог бросает мяч по очереди всем играющим и задает вопросы. Он не заканчивает предложение, а дает возможность детям самим дать ответ на вопрос «Когда?». Например:
|
Домики | |
Цель | В игровой форме упражняться различать временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра» |
Материалы | Мелки либо картонные небольшие домики с названиями «вчера», «сегодня» и «завтра» |
Ход игры | По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика или расставляют нарисованные картонные домики – «вчера», «сегодня», «завтра». Дети идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было… вчера!». Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается |
Дидактические игры для этапа по формированию представлений о временах года
Времена года | |
Цель | Сформировать представления о временах года |
Материалы: | Карточки из цветной бумаги: белой (зима), зеленой (весна), красной (лето), желтой (осень). Можно использовать эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, изображение клубники, кленового листа. Для ведущего – шапочка Солнышка и блестящая палочка – луч |
Ход игры | Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему, которые разложены на столе. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку). Названный ребенок выходит в центр круга, по указанию взрослого – Красного Солнышка берет карточку и рассказывает о времени года, которое на ней указано, что он о нем знает. Рассказать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и в группе |
Бывает – не бывает | |
Цель | Закрепить знания о природных явлениях |
Материалы | Мяч |
Ход игры | Играющие встают в круг, педагог – посередине. Педагог называет время года, к примеру «осень», затем называет явление природы – «иней» и передает мяч, а ребенок должен сказать: «бывает» или «не бывает». Мяч передают по кругу. Кто ошибся – выходит из игры. В игре перечисляются явления природы: иней, снег, листопад, метель, заморозки, дождь |
Какое время года? | |
Цель | Научить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления |
Материалы | Подборка стихов или загадок |
Ход игры | Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года. Примеры загадок:
Примеры стихов:
|
«Путешествие по азбуке»
Цель: развитие пространственных представлений, формирование образа буквы и слова.
Возраст: от 7 лет.
Количество участников: индивидуальное занятие.
Подсобный материал: любая азбука, можно использовать настенный плакат с буквами.
Процедура проведения: педагог загадывает слово и называет ребенку «адреса» (описания), где в азбуке спрятались буквы из него; ребенок находит и записывает или запоминает их. Например: «Первая буква слова спряталась на две буквы вниз и одну букву направо от буквы М, вторая буква спряталась слева от буквы Б» и т.д. В итоге должно получиться слово. Если ребенку трудно дается изучение словарных слов в русском языке, то можно зашифровывать именно их.
«Школа»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве относительно других объектов и понимания речевого обозначения пространственных характеристик.
Возраст: от 6 лет.
Количество участников: индивидуальное занятие.
Подсобный материал: 8 или более любых игрушек.
Процедура проведения: ребенок рассаживает «учеников» - игрушки, сам выбирая каждую следующую и размещая ее по указаниям педагога. При этом педагогу необходимо употреблять слова, определяющие пространственные характеристики: справа; слева; левее; правее; справа от, но слева от; посередине; за; перед; между; ближе к, но дальше от и т.д.
Например: «Посади мишку слева от собачки; поросенка надо посадить правее мишки, но левее собачки; тигра посадим за мишкой, а зайца перед мишкой; котенка посадим правее зайца; кукла будет сидеть посередине, между поросенком и мишкой; обезьянку давай посадим ближе к тигру с правой стороны» и т.д.
После того как ребенок рассадит игрушки, педагог переходит к следующим заданиям, периодически напоминая ребенку про «учеников». Например: «Будь внимательнее, ведь зверята тоже учатся, старайся не ошибаться!», «Давай мы покажем твоим ученикам, как играть в эту игру», «Расскажи нам с учениками, как ты будешь выполнять это задание» и т.д.
В следующий раз можно начать занятие, поменявшись ролями с ребенком: он будет говорить, как рассаживать «учеников», а педагог будет выполнять его задания. В этом случае лучше иногда допускать ошибки, чтобы ребенок поправлял их. Это не только развивает функции контроля, но и повышает эмоциональный фон занятия.
Инструкция: «Сейчас ты будешь учителем, а я буду тебе помогать. Выбери себе восемь учеников, которые сегодня будут учиться вместе с тобой. Сначала нам с тобой надо их правильно рассадить. Я буду говорить тебе, куда надо посадить каждого ученика, а ты сажай. Потом они будут сидеть с нами и учиться всему, что мы будем делать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, упражнения, стихи, загадки для формирования временных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Формирование представлений о времени у дошкольников с ЗПР должно осуществляться в процессе предметно-практической деятельности и с опорой на наглядные пособия, дидактические игры и упражнения....
комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"
Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были реа...
Игры для развития и уточнения временных представлений.
Игры для развития пространственно-временных представлений....
Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"
В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...
Дидактические игры в формировании пространственно временных представлений дошкольников
При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных ...
"Игры и игровые приемы формирования временных представлений у детей с нарушениями речи"
Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка....
Технологическая карта дидактической игры по временным представлениям «Что было дальше...»
Технологическая карта дидактической игры по временным представлениямДидактическая игра «Что было дальше...»Название: «Что было дальше…».Возрастная группа: подготовительн...