Игры на временные представления
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Чтобы помочь детям с ТНР ориентироваться во времени, предлагаю использовать готовые дидактические игры. Они распределены на четыре этапа коррекционной работы: формирование представлений о временных отрезках и частях суток, формирование представлений о днях недели, формирование представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», формирование представлений о временах года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник дидактических игр и заданий для формирования временных и пространственных представлений для детей с ТНР.
Чтобы помочь детям с ТНР ориентироваться во времени, предлагаю использовать готовые дидактические игры. Они распределены на четыре этапа коррекционной работы: формирование представлений о временных отрезках и частях суток, формирование представлений о днях недели, формирование представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», формирование представлений о временах года. Этапы можно менять местами или комбинировать – на усмотрение педагога.
Дидактические игры для этапа формирования представлений о временных отрезках
Покажи нужную карточку по цвету | |
Цель | Ориентироваться во времени; познакомить с временными отрезками «утро – вечер» и последовательностью частей суток |
Материалы | 1. Круглый макет с разделением на четыре сектора:
2. Раздаточные карточки в соответствии с цветами секторов |
Ход игры | Логопед предлагает детям послушать предложения и положить соответствующую карточку в нужный сектор:
|
Отгадай и покажи карточку | |
Цель | Определить части суток по прочитанному произведению |
Материалы | Макет с разделением на части суток:
|
Ход игры | Логопед читает стихотворение, и дети определяют, о какой части суток в нем говорится:
|
Когда это бывает | |
Цель | Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь» |
Материалы | Кукла |
Ход игры | Педагог при помощи куклы показывает разные действия и задает вопросы, а дети должны определить часть суток. Например:
|
Дидактические игры для этапа по формированию представлений о днях недели
Живая неделька | |
Цель | Закрепить названия и последовательность дней недели |
Материалы | Семь колпачков по дням недели, каждый колпачок имеет свой номер в соответствии с порядковым номером дня недели (понедельник – 1, вторник – 2 и т. д.). Каждый колпачок также покрашен в один из цветов радуги |
Ход игры | Под чтение стихотворения дети в колпачках строятся друг за другом и идут по кругу: «Братцев этих ровно семь, Педагог-логопед называет день недели, ребенок делает шаг вперед и повторяет название своего дня недели |
Птичья неделя | |
Цель | Сформировать временные представления о мере времени «неделя» |
Материалы | Цветок «цветик-семицветик», на лепестках которого написаны дни недели |
Ход игры | Ребята выбирают себе по одному лепестку, на котором указан день недели. Затем танцуют под музыку, изображая птиц. Как только музыка заканчивается, педагог читает стихотворение про птиц, а дети выстраиваются в «неделю» по порядку. Стихотворение «Птицы – наши друзья» Много разных дней недели, Когда «неделя» построена, воспитатель дает детям задания:
|
Веселые гномики | |
Цель | Выучить названия дней недели и их порядок |
Материалы | Разноцветные колпачки по цветам радуги и дням недели |
Ход игры | Все дети надевают разноцветные колпачки, выстраиваются в ряд и закрывают глаза. Педагог тем временем убирает одного гномика (день недели – понедельник). После дети открывают глаза, а педагог спрашивает: «Дети, какой гномик убежал?» |
Дидактические игры для этапа по формированию представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»
Волшебный домик | |
Цель | Познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра» |
Материалы | Домик с тремя окошками; полоски (белая полоска – «сегодня», синяя полоска – «вчера», красная полоска – «завтра»); подборка стихов |
Ход игры | Педагог объясняет, что в домике есть три окошка: среднее окошко – это «сегодня», правое – это «вчера», а левое – это «завтра». После он зачитывает предложения:
Дети определяют, о каком дне говорится, и помещают в одно из окошек дома нужную полоску |
Вчера, сегодня, завтра | |
Цель | Закрепить навык различать и называть промежутки времени: вчера, сегодня, завтра |
Материалы | Мяч |
Ход игры | Педагог бросает мяч по очереди всем играющим и задает вопросы. Он не заканчивает предложение, а дает возможность детям самим дать ответ на вопрос «Когда?». Например:
|
Домики | |
Цель | В игровой форме упражняться различать временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра» |
Материалы | Мелки либо картонные небольшие домики с названиями «вчера», «сегодня» и «завтра» |
Ход игры | По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика или расставляют нарисованные картонные домики – «вчера», «сегодня», «завтра». Дети идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было… вчера!». Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается |
Дидактические игры для этапа по формированию представлений о временах года
Времена года | |
Цель | Сформировать представления о временах года |
Материалы: | Карточки из цветной бумаги: белой (зима), зеленой (весна), красной (лето), желтой (осень). Можно использовать эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, изображение клубники, кленового листа. Для ведущего – шапочка Солнышка и блестящая палочка – луч |
Ход игры | Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему, которые разложены на столе. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку). Названный ребенок выходит в центр круга, по указанию взрослого – Красного Солнышка берет карточку и рассказывает о времени года, которое на ней указано, что он о нем знает. Рассказать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и в группе |
Бывает – не бывает | |
Цель | Закрепить знания о природных явлениях |
Материалы | Мяч |
Ход игры | Играющие встают в круг, педагог – посередине. Педагог называет время года, к примеру «осень», затем называет явление природы – «иней» и передает мяч, а ребенок должен сказать: «бывает» или «не бывает». Мяч передают по кругу. Кто ошибся – выходит из игры. В игре перечисляются явления природы: иней, снег, листопад, метель, заморозки, дождь |
Какое время года? | |
Цель | Научить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления |
Материалы | Подборка стихов или загадок |
Ход игры | Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года. Примеры загадок:
Примеры стихов:
|
«Путешествие по азбуке»
Цель: развитие пространственных представлений, формирование образа буквы и слова.
Возраст: от 7 лет.
Количество участников: индивидуальное занятие.
Подсобный материал: любая азбука, можно использовать настенный плакат с буквами.
Процедура проведения: педагог загадывает слово и называет ребенку «адреса» (описания), где в азбуке спрятались буквы из него; ребенок находит и записывает или запоминает их. Например: «Первая буква слова спряталась на две буквы вниз и одну букву направо от буквы М, вторая буква спряталась слева от буквы Б» и т.д. В итоге должно получиться слово. Если ребенку трудно дается изучение словарных слов в русском языке, то можно зашифровывать именно их.
«Школа»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве относительно других объектов и понимания речевого обозначения пространственных характеристик.
Возраст: от 6 лет.
Количество участников: индивидуальное занятие.
Подсобный материал: 8 или более любых игрушек.
Процедура проведения: ребенок рассаживает «учеников» - игрушки, сам выбирая каждую следующую и размещая ее по указаниям педагога. При этом педагогу необходимо употреблять слова, определяющие пространственные характеристики: справа; слева; левее; правее; справа от, но слева от; посередине; за; перед; между; ближе к, но дальше от и т.д.
Например: «Посади мишку слева от собачки; поросенка надо посадить правее мишки, но левее собачки; тигра посадим за мишкой, а зайца перед мишкой; котенка посадим правее зайца; кукла будет сидеть посередине, между поросенком и мишкой; обезьянку давай посадим ближе к тигру с правой стороны» и т.д.
После того как ребенок рассадит игрушки, педагог переходит к следующим заданиям, периодически напоминая ребенку про «учеников». Например: «Будь внимательнее, ведь зверята тоже учатся, старайся не ошибаться!», «Давай мы покажем твоим ученикам, как играть в эту игру», «Расскажи нам с учениками, как ты будешь выполнять это задание» и т.д.
В следующий раз можно начать занятие, поменявшись ролями с ребенком: он будет говорить, как рассаживать «учеников», а педагог будет выполнять его задания. В этом случае лучше иногда допускать ошибки, чтобы ребенок поправлял их. Это не только развивает функции контроля, но и повышает эмоциональный фон занятия.
Инструкция: «Сейчас ты будешь учителем, а я буду тебе помогать. Выбери себе восемь учеников, которые сегодня будут учиться вместе с тобой. Сначала нам с тобой надо их правильно рассадить. Я буду говорить тебе, куда надо посадить каждого ученика, а ты сажай. Потом они будут сидеть с нами и учиться всему, что мы будем делать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, упражнения, стихи, загадки для формирования временных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Формирование представлений о времени у дошкольников с ЗПР должно осуществляться в процессе предметно-практической деятельности и с опорой на наглядные пособия, дидактические игры и упражнения....
Игры для развития и уточнения временных представлений.
Игры для развития пространственно-временных представлений....

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"
В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

Дидактические игры в формировании пространственно временных представлений дошкольников
При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных ...
"Игры и игровые приемы формирования временных представлений у детей с нарушениями речи"
Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка....

"Игры - тренажеры как средство формирования временных представлений у дошкольников»
Данные игры – тренажеры можно использовать во время непосредственной образовательной деятельности , во время образовательной деятельности в режиме дня, а также на разных ...

Технологическая карта дидактической игры по временным представлениям «Что было дальше...»
Технологическая карта дидактической игры по временным представлениямДидактическая игра «Что было дальше...»Название: «Что было дальше…».Возрастная группа: подготовительн...