Игры для развития и уточнения временных представлений.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Игры для развития пространственно-временных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_i_utochneniya_vremennykh_predstavleniy.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития и уточнения временных представлений.
При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и стихов Работа ведется по нескольким направлениям.
1) Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д. ).
Детям можно предложить задания.
- Закончи предложения. Если сегодня понедельник то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет… Если сегодня пятница, то вчера была… Если сегодня вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была…
- Догадайся, какое время года? Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветет черемуха и сирень.
- Ответь на вопрос «Когда это бывает?»
Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет
Когда это бывает? (Зимой.)
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает
Когда это бывает? (Летом.)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает —
Когда это бывает? (Весной.)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Лист опадает —
Когда это бывает? (Осенью.)
- Педагог предлагает послушать стихотворение и найти картинку, на которой изображено то время суток, о котором говорит поэт:
Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят.
(С. Маршак)
Если звонко за окном
Защебечут птицы,
Если так светло кругом,
Что тебе не спится,
Если радио у вас
Вдруг заговорило
Это значит, что сейчас
…Утро наступило
(Б. Яковлев).
- «Назови соседей»:
- Назови соседей утра.
- У части суток-утра соседи-ночь и день, потому что до утра-ночь, а после утра наступает день.
- Назови соседей ночи.
- «Назови все части суток»:
- Дети, я назову одну часть суток, а вы назовите все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День-что дальше! (Вечер). И т.д.
- Для закрепления понятий о сутках и о последовательности частей суток проводим беседу по таким вопросам:
- «Вспомните, что знаете о сутках?»
- «Какое сейчас время суток?»
- «Какие части суток бывают еще?»
- «Что наступает после вечера?»
- «Как вы узнаете, что наступила ночь?»
- «Назовите все части суток начиная с дня?»
Таким образом мы показываем детям последовательность частей суток и даем представление о сутках в целом. При этом у них складывается понятие о текучести и непрерывности времени.
2) Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.).
В активном словаре у дошкольников часто не находится нужных слов для обозначения возраста человека (младенец, ребенок, подросток, юноша, мужчина, старик; девочка, девушка, женщина, старуха). Возраст не отличается ребенком от размера, особенно от высоты. Дошкольники полагают, что большие вещи старше меньших. Из-за ассоциации с величиной возраст не обязательно связывается с датой рождения. Если мальчик родился раньше девочки, но она перегнала его по росту, то она и будет «старше».
Детям предлагаются задания.
- Расскажи про свою семью. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Перечисли, кто есть в твоей семье? Есть ли у тебя братья и сестры? Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев? Кем и где работают твои родители? Есть ли у тебя домашние животные? Твое любимое занятие? Что вы всей семьей любите делать в свободное время?
- Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно-временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразится на формировании неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических ошибок на письме.
Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры и игровые приемы формирования временных представлений у детей с нарушениями речи"
Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка....
"Игры - тренажеры как средство формирования временных представлений у дошкольников»
Данные игры – тренажеры можно использовать во время непосредственной образовательной деятельности , во время образовательной деятельности в режиме дня, а также на разных ...
Материал для воспитателей ДОУ "Игры для развития и уточнения временных представлений"
Игры для развития и уточнения временных представлений...
«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ»
Формирование пространственных и временных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Их несформированность к концу ...
Уточнение временных представлений
laquo;Уточнение временных представлений.»Возможно использование конспекта или отдельных упражнений в подготовительной группе детского сада (общеразвивающей направленности и с детьми с ТНР...
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми 4–6 лет для развития и уточнения пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов
Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и упот...