Физминутки в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Голдобина Екатерина Геннадьевна

В статье описана значимость физминуток в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ООП, имеющими нарушения речи. Даны примеры физминуток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Физминутки с детьми с ОВЗ23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Физминутки в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Физминутки – это короткие, активные перерывы во время непосредственно образовательной деятельности (НОД). Они являются эффективным инструментом предупреждения утомления у детей дошкольного возраста. При утомлении у детей появляется зевота, рассеянное внимание, отвлекаемость, нарушение осанки. Физминутки, как правило, проводятся в середине образовательной деятельности в момент появления у обучающихся признаков утомления. Главное, чтобы движения были простые, доступные и интересные для ребёнка, оказывали влияние на многие группы мышц.

Они помогают не только активизировать физическую активность детей, но и улучшить их эмоциональное состояние, укрепить здоровье, развить координацию движений, улучшить межполушарное взаимодействие, автоматизировать звуки, закрепить правильное употребление предлогов, активизировать словарь.

Направления использования физминуток в логопедической практике:

  1. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, чувства ритма. Физминутки включают в себя разнообразные физические упражнения, подвижные игры, ритмические движения или хлопки в определённом ритме, нейроигры.

Игра «Водопой». Тема: «Дикие животные».

Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосёнок (ходьба с притопом).

За мамой лисицей крался лисёнок (ходьба на носках).

За мамой ежихой катился ежонок (ходьба в полуприседе).

За мамой медведицей шёл медвежонок (ходьба вперевалку).

За мамой белкой скакали бельчата (прыжки).

За мамой зайчихой – косые зайчата (продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат (ходьба большими шагами).

Все мамы и дети напиться хотят (поворачиваются лицом в круг, делают лакателъные движения).

Логоритмическое упражнение для координации речи с движением «Зайка серенький».

Зайка серенький сидит и ушами шевелит (сидят на корточках).

Вот так, вот так он ушами шевелит (делают «ушки на макушке» и шевелят «ушками»)!

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть (трут ручку об ручку, хлопают себя по

бокам).

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так, надо зайке поскакать (скачут, поворачиваясь вокруг себя).
Нейропсихологические игры – это телесно ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!» (с опорой на картинки или схемы). Учитель-логопед или ребёнок показывается детям картинку с определённой позой, дети повторяют.

Упражнение «Ухо – нос» для развития межполушарного взаимодействия, мыслительной деятельности, самоконтроля.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

  1. Улучшение концентрации внимания, поддержка умственной активности.

У детей дошкольного возраста неустойчивое внимание, следовательно, они могут быстро отвлекаться или терять интерес к НОД. Физминутки помогают переключить внимание с одного вида деятельности на другой, дать мозгу отдохнуть, что способствует лучшему восприятию информации, успешному усвоению материала после физической активности и повышению продуктивности НОД.

  1. Стимуляция речевой активности.

Во время выполнения физминуток можно использовать счёт, рифмы, стихи или песни, что способствует активизации речевой деятельности. Это могут быть игры, несложные упражнения, сопровождающиеся стихами, которые связаны с темой и содержанием деятельности.

Тема: «Предлог под».

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши),

Топ-топ, топ-топ-топ (топанье ногами),

Под кроватью чёрный кот (присесть в такт словам),

Он залез под кровать (поочерёдное движение руками вперёд и к груди, имитирующее движение лап кота).

И мешает детям спать (подъём с ритмичным помахиванием указательным пальцем правой руки).

Подвижная игра «Бараны» для автоматизации звука «Р» в тексте.

Несколько пар детей, стоя друг против друга, взявшись за руки, образуют ворота. Остальные (бараны) подходят к воротам, стучат в них (топают ногами).

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

Открывайте ворота!

Ворота. Рано, рано, вы, бараны,

Застучали в ворота.

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

Пропустите в ворота!

Ворота. Вам куда? Вам куда?

Не откроем ворота.

Бараны. На луга, где трава,

А на травушке роса.

Ворота. Ещё рано вам туда,

Не откроем ворота.

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

До свиданья, ворота.

Мы придём, когда высохнет трава. (Уходят.)

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Подвижная игра «Кот на крыше» для дифференциации звуков «С – Ш» в тексте.

На стуле или скамейке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети – мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише, мыши... Тише, мыши...

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись…

После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда кот не имеет права забегать. Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить, т. е. она будет котом, и игра начинается сначала.

Игра «Что есть у меня» для координации речи с движением, уточнения названий частей тела. Дети проговаривают стихотворение и указывают на часть тела.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

  1. Эмоциональное состояние.

Активные движения способствуют выработке эндорфинов, что помогает детям избавиться от стресса и улучшить настроение. Весёлые и динамичные физминутки создают позитивную атмосферу, способствуя эмоциональному комфорту.

  1. Психогимнастика.

Этюды и игры для развития внимания, памяти, выразительных движений, расслабления, различных эмоциональных состояний, мимики, пантомима.

Игра на преодоление двигательного автоматизма «Стоп!» (для детей 5-6 лет).

Дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Марш». Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

Подвижная игра «Сова» (для детей 4—5 лет).

Дети выбирают водящего – сову, которая садится в гнездо и спит, В. это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеётся, становится совой.

Этюд на выражения удовольствия и радости «Цветок» (для детей 4-5 лет).

Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика. Глаза полузакрыты: улыбка, мышцы лица расслаблены.

  1. Социальные навыки.

Физминутки обычно проводятся в группах, что способствует взаимодействию и коммуникации между детьми, помогает развивать уважение и понимание.

Таким образом, физминутки имеют важное значение в работе учителя-логопеда. Использование физминуток не только делает непосредственно образовательную деятельность учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения, более разнообразной и интересной, но и создаёт условия для активного участия детей в процессе развития речи и повышает эффективность логопедической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)

За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)...

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...

Взаимодействие педагога -психолога и учителя -логопеда в старшей группе дошкольного возраста с детьми ОВЗ

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в группе старшего дошкольного возраста с детьми ТНР. У детей с ТНР  при нормальном интеллекте зачастую наблюдается сни...