Практикум-класс для родителей по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики с детьми с ТНР
методическая разработка по логопедии

Цель: сформировать представление родителей о развивающих играх, направленных на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum-klass_dlya_roditeley.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум-класс для родителей по проведению

артикуляционной и дыхательной гимнастики

с детьми с ТНР

Цель: сформировать представление родителей о развивающих играх, направленных на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Задачи:

- Мотивировать родителей на более внимательное и осмысленное общение со своими детьми, на деятельное участие в их развитии, на совместную работу с педагогами;

- Познакомить родителей с понятием артикуляционная и дыхательная гимнастика;

- Рассказать  родителям о правильном выполнение  артикуляционной и дыхательной гимнастики, так как они важны для  постановки звуков у детей;

- Научить  выполнять  специальные  упражнения  для  развития артикуляционного  аппарата и дыхания.

Оборудование: зеркала на каждого родителя, вертушки, вата, презентация.

Ход деятельности:

I. Вводная часть.

-Здравствуйте, уважаемые родители! Рада вас приветствовать на практикум - классе, посвященном «Артикуляционной и дыхательной гимнастике».

Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего времени. Произношение звуков - сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. Так и язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Речевое дыхание участвует в создании голосового звучания на равномерном выдохе. В речи вдох короткий, а выдох длинный, поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих, поэтому нужно делать дыхательную гимнастику, для того чтобы вырабатывать длительную воздушную струю для речи.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной и дыхательной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной и дыхательной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут подготовлены.

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении чтению на начальном этапе.

II. Практическая часть.

- Сначала я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. 

Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции для точного, правильного произношения звуков речи.

Возьмите зеркала и посмотрите на экран мы начинаем.

Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети. (Слайд 2)

- Теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастике (Слайды с 3 по 12):

  1. «Окошечко» - рот широко раскрыт.
  2. «Заборчик» - улыбаться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
  3. «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
  4. «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунуть вперед.
  5. «Часики» - рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна, язык вправо-влево.
  6. «Качели» - рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна, язык вверх-вниз.
  7. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.
  8. «Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
  9. «Лошадка» - цоканье (щелканье) языком.
  10. «Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.

Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или стихотворением.

- А сейчас попробуем сделать некоторые упражнения из дыхательной гимнастики (Слайды  с 13 по 15):

1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

2. «Фокус» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

3. «Вертушка» - берем вертушку и дуть в её середину, вертушка начинает вертеться от потока воздуха при сильном выдохе. Щеки не надувать.

Советы логопеда.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Вопросы логопеду.

-Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители, и помогут решить проблемы речевых нарушений у вашего ребенка.

- Что, уважаемые родители, Вам запомнилось больше всего?

- В чём испытывали трудности?

Благодарю Вас за внимание.

Используемая литература и источники информации

  1. О. И. Крупенчук «Интерактивная артикуляционная гимнастика».
  2. Е. В. Новикова «Артикуляция звуков в графическом изображении».
  3. Н. В. Нищева «Веселая дыхательная гимнастика».
  4. Н. В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Методика проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

Цель:Повышение профессиональной компетентности и коррекции речевого воспитания в вопросе применения логопедических приемов м методов....

«Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по изготовлению и использованию различных тренажеров для проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики дома»

Выполнение упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике сами по себе не интересны, проходят без желания выполнять рекомендации и упражнения педагогов.Если использовать тренажеры, изготовленн...

«Методика проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности движений органов, участвующих в речево...

Буклет для родителей "Комплекс пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей раннего возраста."

В буклете представленны упражнения артикуляционной. пальчиковой и дыхательной гимнастики для детей раннего возраста....

Практикум-класс для родителей по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики с детьми с ТНР

Цель: сформировать представление родителей о развивающих играх, направленных на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания....