«Методика проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
консультация по логопедии

Гараева Елена Александровна

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_artikulyatsionnoy_i_dyhatelnoy_gimn.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.

Консультация для воспитателей

Тема: «Методика проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Подготовила: учитель-логопед

 Гараева Е.А.

                                                               

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи- язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о артикуляционной гимнастики, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе.  

Артикуляционную гимнастику можно разделить на 2 вида упражнений:

Статистические – связанные с удержанием определённой артикуляционной позы («Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Чашечка», «Заборчик»);

Динамические – требующие многократного повторения одного и того же вида движений («Лошадка», «Гармошка», «Маляр», «Дятел», «Вкусное варенье»).

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

Для наиболее эффективного результата необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Для лучшего закрепления навыков, нужно проводить артикуляционную гимнастику каждый день по 2-3 раза продолжительностью 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за раз.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд.
  • Выполняются сначала более простые упражнения и только затем более сложные. Из 2-3 упражнений только одно может быть новым для ребёнка, оставшиеся упражнения проводят для закрепления. Если у ребёнка есть трудности при выполнении какого-либо упражнения, то не стоит вводить новые пока не будет достаточно хорошо отработаны предыдущие.  
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • При выполнении упражнений ребёнок должен видеть своё лицо (для контроля за правильностью выполнения) и лицо взрослого, который осуществляет показ, поэтому артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим зеркалом на подставке (или ручным зеркалом). В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а взрослый должен находиться напротив лицом к нему.
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми разного возраста

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса. К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное,

чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты. Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот –дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая – зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов

артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

С детьми шести лет отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

Проведение артикуляционной гимнастики с группой детей

Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы

воспитатель видел выполнение упражнений каждым ребенком! В случае, когда

артикуляционная гимнастика проводится с группой детей, необходимо

придерживаться следующего алгоритма:

– сначала воспитатель рассказывает об упражнении, показывает картинку,

читает стишок;

– затем воспитатель показывает правильное выполнение упражнения,

объясняет, как делать движения;

– далее дети выполняют движение;

– воспитатель проверяет выполнение движения по подгруппам (не более

пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения. Если упражнение хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детьми нужно провести дополнительно индивидуальную работу.Как правило, сначала упражнение у ребенка получается не очень хорошо. Его движения напряжены, нет легкости и плавности. Затем постепенно по мере тренировки напряжение при выполнении упражнений исчезает, возрастает координированность движений, уходят ненужные сопутствующие движения, движение становится более симметричным.

Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, не надо

говорить ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше

заниматься. Ведь для детей артикуляционная гимнастика – это настоящая

нагрузка и тренировка.

Лучше всего: – сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже

получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!», «Твой язычок

широкий! Молодец!».

- затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том что у ребенка не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).

Практическая часть: так как артикуляционную гимнастику следует начинать с упражнений для губ, то с них мы и начнём.

  • Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  • Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  • Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  • Бублик (Колечко). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнения для щёк:

  • Покусывание, похлопывание и растирание щек.
  • Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  • Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка:

  • Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  • Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  • Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  • Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

  • Змейка.
    Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
  • Лошадка.
    Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

  • Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
  • Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
  • Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

    Существуют также комплексы артикуляционных упражнений, которые подобраны для решения какой-либо конкретной задачи. Например, есть комплексы упражнений для постановки того или иного звука, комплексы, способствующие улучшению подвижности органов артикуляции, расслабляющие комплексы артикуляционных упражнений. Педагог выбирает комплекс в соответствии с решаемой задачей

Так же одной из важной составляющей для развития речи является дыхание. Дыхание бывает физиологическое и речевое.  Физиологическое дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения. А еще правильное дыхание очень полезно для нервной системы, ведь глубокий медленный выдох помогает нам расслабиться, снять напряжение. Дыхательная гимнастика может стать одним из элементов воспитания произвольности, терпения и усидчивости.

В ДОУ дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

- Выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 минут, в зависимости от

возраста детей;

- Проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении;

-  Заниматься до еды;

- Дозировать количество и темп проведения упражнений;

- Вдыхать воздух через нос, выдыхать через рот;

          - Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;

- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области

шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при

выдохе;

- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 с.

- В начале многие упражнения могут показаться ребенку сложными или

даже скучными, поэтому подавать дыхательные упражнения нужно в игровой форме. Обязательно придумайте для упражнений шутливые названия. Можно дополнять дыхательную гимнастику элементами артикуляционной, и в паузах между дыхательными упражнениями читать с детьми короткие стихи-чистоговорки.

Заниматься дыхательной гимнастикой можно сразу после пробуждения, можно подключить избранные упражнения к привычной зарядке. Если стоит хорошая сухая погода, то дыхательной гимнастикой отлично заниматься на свежем воздухе.

Не стоит бросаться и выполнять сразу целый комплекс упражнений, выполните одно упражнение 2-3 раза. При всей ценности и безусловной полезности дыхательных упражнений внимательно следите, чтобы у малыша не возникло гипервентиляции легких. Если Вы заметили, что дыхание ребенка учащено, он резко побледнел или покраснел, или начал жаловаться на покалывания в ногах или кистях рук, значит, Вы перестарались. Необходимо прервать гимнастику.

Очень важно правильно выполнять дыхательные упражнения. Вдыхаем воздух обязательно через нос, плечи при вдохе не поднимаются. Выдыхаем медленно, долго и постепенно. Иногда малыши надувают щеки во время глубокого вдоха, этого делать не стоит.

Для того, чтобы малышу было интереснее и веселее заниматься, можно

использовать его любимые мягкие игрушки. Они помогут малышу расслабиться, а также запросто могут стать компаньонами при выполнении упражнений. Можно усадить плюшевого любимца на животик малышу, и он увидит, как зверушка поднимается во время входа и опускается при выдохе. Это поможет малышу сделать акцент на дыхании.

  • Некоторые детские забавы уже, по сути, являются дыхательным упражнением. Вспомните, как малышам нравится рисовать пальчиком на стекле, но перед этим нужно создать поверхность для рисования. А для того чтобы стекло затуманилось, придется, как следует, подышать. Используйте эту дыхательную игру для усиления детского интереса к дыхательной гимнастике.
  • Всеми любимые мыльные пузыри. Вдыхаем воздух носом, складываем рот трубочкой и выдувает искрящийся на солнце шарик! Это упражнение наверняка придется по вкусу любому дошкольнику.
  • То же касается и белых цветков одуванчика. Какого малыша

оставит равнодушным букет из этих воздушных шариков?!

  • Дошкольникам также очень нравится дышать через одну ноздрю, зажав

вторую пальцами, это же так потешно! А можно посостязаться, кто дольше

задержит дыхание, представляя себя отважными ныряльщиками.

Перед началом занятий с малышом старше трех лет выполните

небольшую разминку: в течение нескольких минут пошагайте на месте,

сделайте несколько приседаний.

Самые простые дыхательные упражнения доступны даже самым

маленьким детям. Но выполнять упражнения с малышами первых лет жизни, нужно дозировано и очень осторожно. Для совсем крох подойдут, например, такие упражнения:

Бегемотик. Выполнять упражнение можно лежа или сидя. Кладем

ручку малыша на диафрагму, дыхание происходит через нос, дайте малышу последить, как его ладошка, то поднимается, то опускается, а сами

приговаривайте стишок (в зависимости от исходного положения):

Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Воздушный шар. Малыш лежит на спине, ручки положив на животик.  Вдыхаем воздух и надуваем животик, как шарик. Теперь задерживаем дыхание на 5 счетов, а затем постепенно сдуваем живот-шарик.

         Таким образом можно сделать вывод что артикуляционная и дыхательная гимнастики играют важную роль в развитии не только речевого аппарата, но и в целом способствуют укреплению здоровья детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Введение. Актуальность вопроса.Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к проведению гимнастики. Мастер – класс.Роль дыхания в речевом развитии. Требования к проведению. Мастер – класс.Творче...

Опыт работы «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органовартикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....

Семинар-практикум "Методика проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

Цель:Повышение профессиональной компетентности и коррекции речевого воспитания в вопросе применения логопедических приемов м методов....

Семинар - практикум «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Цель семинара – практикума: - Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с цельюпрофилактики возникновения и коррекции ре...

Консультация учителя-логопеда: «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя».

Данный материал описывает важность дыхательной и артикуляционной гимнастики в работе над развитием речи детей. Приводятся цели, задачи и примеры упражнений. Материал полезен как воспитателям, так и ро...

Консультация для воспитателей «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

В консультации описаны методы и приёмы, игры для развития артикуляционной и дыхательной гимнастики....