ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Луханина Юлия Владимировна

Артикуляционная гимнастика для детей с особыми образовательными потребностями

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Красивая и правильная речь – залог успешного обучения. Поэтому задача всех заботливых родителей вовремя обратить внимание на речевое развитие малыша.

У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, нарушена моторика мышц артикуляционного аппарата. Преодолеть такие нарушения можно, используя различные методы и приемы на занятиях с логопедом. А также выполняя артикуляционную гимнастику, как в детском саду, так и дома под руководством родителей.

Перед педагогами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется осмысленный нестандартный подход в работе, по формированию у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка. Чтобы исправить недостатки звукопроизношения у воспитанников необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный

аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

Рекомендации по проведению артикуляторной гимнастики:

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  • Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. После прочного усвоения необходимых упражнений артикуляторную гимнастику можно проводить без зеркала, обеспечивая тем самым развитие кинестетических ощущений от органов артикуляторного аппарата.

К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. Одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Мы в своей практике стараемся как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, необходимо стремиться выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.

В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке» или «Волшебный ротик», в интересной форме рассказывающие о приключениях героя.

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки. 

Во время проведения описанных ниже комплексов упражнений необходим постоянный контроль за правильностью выполнения. 

Комплекс для губ

  1. «Птенчик», «Окошко». 
    Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. «Улыбочка». 
    Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.
  3. «Заборчик». 
    Губы выдвинуть вперед длинной трубочкой.
  4. «Хоботок». 
    Сомкнутые губы вытянуть вперед.
  5. «Бублик», «Рупор».
    Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть втянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.
  6. «Заборчик» — «Бублик», — «Улыбочка» — «Хоботок». 
    Чередовать положение губ.
  7. «Кролик». 
    Зубы сомкнуть. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.
  8. «Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

Комплекс для языка

  1.  «Барабанщик», «дятел». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».
  2. «Вкусное варенье». Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
  3. «Веселая змейка» (развитие подвижности языка).
    Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.
  4. «Гармошка». 
    Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  5. «Горка», «Киска сердится». Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.  
  6. «Грибок» (растягивание подъязычной связки).
    Рот открыть. Язык присосать к нёбу.
  7. «Индюк» (выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка).
    Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл...» (как индюк болбочет).
  8. «Иголочка», «Стрелочка», «Жало».
    Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.
  9. «Качели». 
    Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  10. «Катушка». 
    Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.
  11. «Ковшик» (поднимание кончика и приподнимание боковых краев для образования углубления в спинке языка).
    Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.
  12. «Лопатка». 
    Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
  13. «Лошадка» (укрепление мышц языка и подъема его вверх).
    Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
  14. «Маляр» (отработка подъема языка вверх и его подвижности). Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.
  1. «Непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
    Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя- пя...».
  2. «Оближем губки», «Киска облизывается». 
    Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
  3. «Почистим зубки». 
    Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.
  4. «Посчитаем нижние зубки». 
    Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть не двигается.
  5. «Почистим нижние зубки» 
    (удержание кончика языка за нижними резцами).
    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
  6. «Приклей конфетку (удержание языка вверху). Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.
  7. «Самолет летит» (вызывание звука близкого к [л]).
    Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].
  8. «Ступеньки» (выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений).
    Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу — это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы — это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам — третья.
  9. «Трубочка», «Желобок». 
    Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.
  10. «Футбол», «Спрячь конфетку». Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.
  11. «Часики», «Маятник». 
    Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  12. «Чашечка», «Пиала».
    Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.
  13. «Шмель». 
    Рот открыть. Язык в виде чашечки
     поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой:  «дзззз», «джжж».
  14. «Язык-силач» (отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления). Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.
  15. «Язычок на балкончике». Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.
  16. «Язычок сушит хвостик». Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено.

Нарушение иннервации мышц периферического речевого аппарата плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. Выдох становится неплавным и непродолжительным, голос слабым, тихим, немодулированным. Всё это влияет на разборчивость речи ребенка. Поэтому одной из первостепенных задач в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей, является развитие речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

В своей работе мы уделяем пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для звучного голоса.

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

  • Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

1. «Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

4. «Пузырьки» — Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

5. «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

6. «Фокус» — Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

7. «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

8. «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Таким образом, важнейшее условие правильной речи – это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание.

 

Список литературы

1. Белякова, Л.И., Гончарова, Н.Н., Шишкова, Т.Г. Методика развития речевого

дыхания у дошкольников.- М., 2005

2. Горчакова, А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления

нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. - 2005, N 2.

3. Малец, М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54

4. Мецлер, Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.

5. Нищева, Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

6. Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.

7. Рожкова, Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.

Материалы сайтов: http://www.boltun-spb.ru/art.html http://detsad-kitty.ru/lessons/logo/115-zanyatiya-dlya-razvitiya-rechi-logopedicheskie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренних гимнастик по лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Примерные комплексы утренних гимнастик разработаны на основе лексических тем. Они включат в себя речедвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук. данные...

Использование музыкальных игр «сказок-шумелок» в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются рекомендации по использованию в работе музыкального руководителя "сказок-шумелок" по методике раннего развития Е. и С. Железновых на занятиях с детьми дошкольного возраста с ...

Основные принципы организации занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодат...

Буклет «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Представлен буклет по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоцион...

Консультация для родителей: "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада».

Консультация для родителей:        "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада»....

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Cегодня  ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...