Конспект урока Согласные звуки [м], [мʼ] – [н], [нʼ] Буквы М м, Н н (подготовительная к школе логопедическая группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для обучающихся подготовительной к школе логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_konspekt.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 242» Кемеровской области, города Новокузнецка, Плаксина Елена Николаевна/высшая квалификационная категория

Согласные звуки [м], [мʼ] – [н], [нʼ]

Буквы М м, Н н

(подготовительная к школе логопедическая группа)

Цель: знакомство с согласными звуками [м], [мʼ], [н], [нʼ], их характеристикой, символами согласных звуков; знакомство с буквами М м, Н н.

Задачи: закреплять понятия «согласный звук», «твёрдый – мягкий согласный», «звонкий согласный»; развивать умение выделять звуки в словах и определять их позицию (начало, середина, конец); звуковой анализ прямых и обратных слогов и звуко-слоговой анализ слов (он, ум, мы); читать слоги в таблицах; читать и печатать буквы (М м, Н н), прямые и обратные слоги и слова (он, ум, мы); развивать у детей фонематические процессы; развивать мелкую моторику и координацию речи с движением; развивать внимание, память, мышление; воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Оборудование: картинки-фигурки – мудрая сова, Незнайка; картинки – мышка, мишка, нос, нёс, лампочка, блин, альбом, пень, корзина, носорог, медали, муравей, восемь, комета, ранец, нить; символы для звуко-слогового анализа; «звуковая решётка»; рабочие тетради, ручки; шуточные изображения букв М, Н и буквы М м, Н н.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика «В нашем огороде»

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших.

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

II. Работа по теме.

Вопросы мудрой совы:

Согласные звуки – это … звуки, при произношении которых, воздух не выходит свободно, воздушная струя встречает преграду.

Согласные звуки могут быть … звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

При произношении звонких согласных голосок … «работает», а при произношении глухих согласных голосок … «спит».

Твёрдые согласные произносим … твёрдо, строго, обозначаются … синим квадратом. Мягкие согласные произносим … мягко, улыбаемся, обозначаются … зелёным квадратом.

- Назовите первые звуки в словах мышка, мишка? (В слове мышка первый звук [м], а в слове мишка первый звук [мʼ].) Дайте характеристику звукам [м], [мʼ]? (Звук [м] – согласный (произносим коротко, воздух не выходит свободно, воздушная струя встречает преграду – губы), звонкий (голосок «работает»), твёрдый (произносим твёрдо, строго), обозначается синим квадратом. Звук [мʼ] – согласный (произносим коротко, с помощью губ, воздух не выходит свободно, воздушная струя встречает преграду – губы), звонкий (голосок «работает»), мягкий (произносим мягко, улыбаемся), обозначается зелёным квадратом.)

- Назовите первые звуки в словах нос, нёс? ? (В слове нос первый звук [н], а в слове нёс первый звук [нʼ].) Дайте характеристику звукам [н], [нʼ]? (Звук [н] – согласный (произносим коротко, воздух не выходит свободно, воздушная струя встречает преграду – язык и верхние зубы), звонкий (голосок «работает»), твёрдый (произносим твёрдо, строго), обозначается синим квадратом. Звук [нʼ] – согласный (произносим коротко, воздух не выходит свободно, воздушная струя встречает преграду – язык и верхние зубы), звонкий (голосок «работает»), мягкий (произносим мягко, улыбаемся), обозначается зелёным квадратом.)

- Чем похожи звуки [м], [н]? (Звуки [м], [н] – согласные (произносим коротко, воздух не выходит свободно), звонкие (голосок «работает»), твёрдые (произносим твёрдо, строго).) Чем отличаются звуки [м], [н]? (Звуки [м], [н] отличаются артикуляцией (произношением). При произношении звука [м] воздушная струя встречает преграду – губы, а при произношении звука [н] воздушная струя встречает преграду – язык и верхние зубы.) Чем похожи звуки [мʼ], [нʼ]? (Звуки [мʼ], [нʼ] – согласные (произносим коротко, воздух не выходит свободно), звонкие (голосок «работает»), мягкие (произносим мягко, улыбаемся).) Чем отличаются звуки [мʼ], [нʼ]? (Звуки [мʼ], [нʼ] отличаются артикуляцией (произношением). При произношении звука [мʼ] воздушная струя встречает преграду – губы, а при произношении звука [нʼ] воздушная струя встречает преграду – язык и верхние зубы.)

Игра «Живые звуки»

ам, ну, ми, но, мэ, ын

Игра «Будь внимательней!»

  • Поднимайте две руки, если услышите в словах звуки [м], [мʼ], и поднимайте одну руку, если услышите в словах звуки [н], [нʼ].

Лампочка, блин, альбом, пень, корзина, носорог, медали, муравей, восемь, комета, ранец, нить.

Игра «Звуковая решётка»

- Назовите, какой звук слышится в слове [м] или [мʼ], и определите его позицию в слове.

Лампочка, альбом, медали, муравей, восемь, комета.

- Назовите, какой звук слышится в слове [н] или [нʼ], и определите его позицию в слове.

Блин, пень, корзина, носорог, ранец, нить.

Игра «Раздели слова на слоги»

- Разделите слова на слоги при помощи хлопков.

Муравей, лампочка, альбом, медали, комета, восемь, носорог, корзина, блин, нить, ранец, пень.

III. Физминутка «Ах, какой же урожай …».

Ах, какой же урожай,

Побыстрее собирай!

Выкопай картошку с грядки,

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей,

Чтобы съесть их поскорей.

Срежь капусту, посоли,

Маму с папой угости.

Выдерни морковь, редиску,

Поклонись им в пояс низко.

Ах, какой же урожай,

Ты в корзину загружай.

Дети стоят лицом в круг.

Имитируют складывание овощей в корзину.

Имитируют копание картошки.

Имитируют срывание огурцов.

Выполняют движения зубами с закрытым ртом.

Имитируют срезание капусты и засолку капусты.

Отводят поочерёдно руки вправо – влево.

Имитируют выдёргивание овощей.

Выполняют наклон туловища вперёд, правую руку отводят от груди вправо.

Руки приставляют к вискам и выполняют наклоны головы.

Имитируют складывание овощей в корзину.

IV. Работа по теме.

- Какой буквой обозначаются согласные звонкие звуки [м], [мʼ]? (Согласные звонкие звуки [м], [мʼ] обозначаются буквой М м.) Какой буквой обозначаются согласные звонкие звуки [н], [нʼ]? (Согласные звонкие звуки [н], [нʼ] обозначаются буквой Н н.) Вспомним шуточные стихотворения о буквах М, Н.

Буква М известна всем.

Посмотри, как палочки

Прочно держат галочку. (М)

Две палочки, а третья – поперёк.

Так буква Н по лесенке идёт. (Н)

Звуко-слоговой анализ слов

он, ум, мы

Игра «Помоги Незнайке»

- Помогите Незнайке прочитать слоги.

ма

му

ми

мо

мэ

мы

ам

ум

им

ом

эм

ым

мам

мум

мим

мом

мэм

мым

ама

уму

ими

омо

эмэ

ымы

на

ну

ни

но

нэ

ны

ан

ун

ин

он

эн

ын

нан

нун

нин

нон

нэн

нын

ана

уну

ини

оно

энэ

ыны

Работа в тетради. (Чтение и печатание слогов и слов.)

ам ну ми но мэ ын

он ум мы

V. Итог.

- С какими звонкими согласными звуками знакомились на занятии? (На занятии знакомились со звонкими согласными звуками [м], [мʼ] – [н], [нʼ].) Какими символами обозначаются звонкие согласные звуки [м], [мʼ] – [н], [нʼ]? (Твёрдые звонкие согласные [м], [н] обозначаются синим квадратом, а мягкие звонкие согласные [мʼ], [нʼ] обозначаются зелёным квадратом.) С какими буквами знакомились на занятии? (На занятии знакомились с согласными буквами М м, Н н.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи на тему «Дикие животные и их детеныши» в подготовительной к школе логопедической группе

Занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему "Дикие животные"...

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звук ж. Буквы Ж,ж"

Целью данного занятия является знакомство  со звуком  [ж] , буквами Ж, ж....

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звуки Г-ГЬ. Буквы Г,г"

Целью данного занятия является знакомство со звуками г-гь и буквами Г,г....

План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему: "Поможем Жучке научиться писать своё имя" (Рабочая тема: "Звук и буква Ж")

Данный конспект будет интересен и полезен учителям-логопедам и воспитателям логопедических и обычных групп, которые ведут обучение грамоте в подготовительной к школе группе. Можно использовать для отк...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме:"Звук и буква С"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: "Звук и буква С"...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Бойцы невидимого фронта» для детей подготовительной к школе логопедической группы

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Бойцы невидимого фронта» для детей подготовительной к школе логопедической группы №6Цель – закрепить зн...