Использование технологии QR-кодирования в работе учителя-логопеда
статья по логопедии

Жарикова Лилия Викторовна

Как учитель- логопед может использовать данную технологию в своей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zharikova_liliya_viktorovna-_statya.docx55.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ QR- КОДОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА

Жарикова Л. В., учитель- логопед

МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида»

г. Железногорск

Для педагогов дошкольных образовательных организаций давно не секрет, что в условиях современного времени процесс воспитания и развития детей требует инновационного подхода. В том числе, и работа учителя-логопеда предполагает внедрение дополнительных инструментов в коррекцию речевых нарушений. При этом большую роль играет факт мотивации дошкольников к обучению. Как повысить интерес ребёнка к занятиям в условиях стремительного развития технологий и повсеместного использования гаджетов? Неоспоримо то, что нужны нестандартные подходы, новые методы и дополнительные средства, которые бы являлись хорошим стимулом для ребёнка и эффективным методом работы для учителя-логопеда. Одним из таких методов является технология QR-кодов.

Инновационность данной технологии заключается в том, что она универсальная, т.е. может использоваться в совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с родителями, в методической работе с коллегами. Так же данная технология доступна для понимания и внедрения абсолютно всем педагогам и не требует сложных технических средств и дорогостоящего оборудования.

QR-код, как интерактивное средство обучения, способно повысить заинтересованность и мотивацию детей, разнообразить занятия, развить навыки работы со специализированным программным обеспечением, усилить самостоятельную познавательную деятельность, приучая детей использовать гаджеты не только для развлечения, но и   для развития. Конечно же, при использовании в работе с детьми гаджетов, должна быть золотая середина.

Итак, что мы можем закодировать с помощью  QR-кодов: пословицы и поговорки, загадки, стихи, ребусы, ссылку на дополнительную текстовую информацию по теме, ссылку на видео, расшифровку ответа на вопрос, ссылку на аудиозапись, ссылку на онлайн-викторину, ссылку на интерактивное задание, веб-квесты и др.

Приведу примеры использования данной технологии в речевых играх:               

игра «Составь слово по первым звукам»

Усовершенствованная дидактическая игра «Составь слово по первым звукам», где на карточке с заданием находится QR-код с зашифрованной отгадкой.

Детям нужно по первым звукам названий картинок составить слово. Далее дети считывают  QR-код с зашифрованной отгадкой;

игра «Четвертый лишний»

Дети сканируют QR-код и попадают на задание, в котором нужно помочь  персонажу найти лишнюю картинку;

игра «Правильно-неправильно»

 Помоги Незнайке выбрать правильный ответ. Перед ребенком предмет, например, банан и несколько QR – кодов с правильным и неправильным произнесением слова. Ребенок  поочередно сканирует  QR – коды и выбирает код с правильным произнесением слова (бамам, банан, бадан);

  физкультурные и музыкальные минутки, гимнастика для глаз;

В процессе подготовки к автоматизации поставленных звуков логопедом генерируются и распечатываются карточки QR-кодов с зашифрованным материалом: лабиринты, скороговорки, тексты для пересказа и т.д. Ребёнок самостоятельно выбирает карточку, сканирует QR-код с соответствующей карточки с помощью планшетного компьютера (или смартфона) с установленным приложением для сканирования QR-кодов и проговаривает необходимый речевой материал. Для примера приведем несколько вариантов (рис. 1, 2).

https://apni.ru/uploads/50a13bb8_ac7b_4412_9fd9_58042c2a326f_03eece16f3.jpeg

Рис. 1. Зашифрованная скороговорка на автоматизацию звука [Р]

https://apni.ru/uploads/76c3c285_d92f_4a40_86e0_e845f649ca2e_62a30f2a91.jpeg   

Рис.2 Лабиринт на автоматизацию звука [Р]

Кроме того, современные информационные технологии позволяют создать комфортное единое информационное пространство участников образовательного процесса, что однозначно ведёт к повышению качества образования.

Большинство взрослых участников образовательных отношений в ДОО

(родителей, педагогов, специалистов) – это активные люди, но обладающие, как правило, большим дефицитом самого бесценного ресурса - времени. Высокая загруженность современных родителей (законных представителей) на производстве и в быту, создают определённые проблемы с ознакомлением актуальной информации о жизнедеятельности их детей в детском саду; с поиском материалов для совместной домашней деятельности с детьми. В этой ситуации значение гаджетов переоценить трудно.

С помощью ИКТ и технологии QR-кодов можно:

 фронтально информировать, консультировать и знакомить родителей

(законных представителей) с событиями в группе;

 создавать наглядные интерактивные плакаты с применением QR-кода, где кодируется актуальный информационный материал: правила игр, инструкции к ним, советы по использованию развивающего и учебного материалов, ссылки на информационные источники и ресурсы, которые содержат консультации педагогов и специалистов, памятки, материал для дополнительных игр и занятий с детьми дома, а также ссылки на познавательные и поучительные книги, мультфильмы и фильмы для детей.

Таким образом, технология QR-кодов, применяемая в логопедической

практике учителей-логопедов, базируется на приоритетных направлениях

ФГОС ДО, является дополнением к общепринятым, проверенным временем

технологиям и помогает сделать коррекционную работу более результативной, эффективной и интересной.

Источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-po-ispolzovaniyu-qr-tehnologi-v-dou.html

https://infourok.ru/statya-qr-kod-novyj-sposob-optimizacii-obrazovatelnogo-processa-v-dou-5109381.html

https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-ptic-dlya-detej-70-luchshix.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Использование технологии "Песочный дворик" в работе учителя - логопеда.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности ребенка....

статья «Использование технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя – логопеда».

Лэпбук в работе логопеда. Очень популярный в работе, удобный. Рассказыва о своём опыте создания и применения лэпбука. Фотографии мноо в альбоме с соответствующим названием....

«Использование технологий проблемного обучения в работе учителя-логопеда ДОУ».

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным пр...

Использование технологии песочной терапии в работе учителя-логопеда

Использование технологии песочной терапиив работе учителя-логопеда «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити &ndash...

«Использование технологии хромотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

В работе представлены практические упражнения, апробированные на практике...