статья «Использование технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя – логопеда».
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Лэпбук в работе логопеда. Очень популярный в работе, удобный. Рассказыва о своём опыте создания и применения лэпбука. Фотографии мноо в альбоме с соответствующим названием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье подробно описана работа с лэпбуком. Фотографии лэпбука можно посмотреть в альбоме. | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему «Использование технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя – логопеда».
фото 1
Находившись в постоянном поиске новых технологий, мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, как говорится в поговорке «Всё новое – это забытое старое». Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ направляет учителей-логопедов на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми, имеющие тяжёлые нарушения речи. Одной из таких интересных форм работы можно считать лэпбук.
Лэпбук - это технология, которая позволяет проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности. А для детей делает логопедические занятия интересными и увлекательными, направленными на развитие и коррекцию имеющихся речевых нарушений.
Что же такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка.
Это самодельная папка, которую ребёнок (или группа детей) может удобно разложить у себя на коленях (парте, столе, на полу) и просмотреть всё её содержимое. При этом выполнить предлагаемые задания, узнать что-то новое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержится весь необходимый систематизированный материал по выбранной вами теме. В лэпбуке много кармашков, конвертиков, окошек, дверей, подвижных деталей, которые ребёнок может доставать, перекладывать, собирать, складывать по своему усмотрению или по заданию.
Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию участников коррекционно-развивающего процесса и отвечающее требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде. Лэпбук:
информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный материал);
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части, а также возможность добавлять новые задания, обновлять речевой материал);
доступный (его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех ребят).
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его автор, нет правильного или неправильного метода его создания. Всё зависит от того, как логопед воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
С целью эффективного создания лэпбука необходимо соблюдать последовательность работы:
- выбрать тему;
- составить план;
- нарисовать макет;
- продумать элементы;
- подготовить необходимый материал.
фото2
Представляю вашему вниманию лэпбук «Звук Ш». Данное пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста и может быть использовано в разных вариантах:
как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
так и в ходе речевой работы воспитателя с детьми по заданию логопеда.
Эта интерактивная папка имеет массу достоинств и позволяет:
- формировать психологическую базу речи;
- сократить сроки коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения;
- формировать грамматические категории;
- обогащать активный и пассивный словарный запас речи детей с ТНР;
- развивать познавательно – речевую активность учащихся;
- развивать связную речь.
Содержание лэпбука включает игры и задания на изолированное закрепление и автоматизацию нарушенного звука.
Артикуляционная гимнастика представлена картинками. Речевое дыхание также можно отработать по этому пособию: ребёнок дует на шмеля, шмель слетает с цветка.
«Звуковые дорожки» использую для реализации следующих задач:
закреплять правильную артикуляционную позу, кинестетические ощущения;
отрабатывать правильное произношение звука, отображающие длительное и короткое произнесение, а также с вынужденными остановками;
развивать просодические компоненты речи: изменение ритма, темпа и силы голоса;
развивать глазо - двигательную функцию (прослеживание); моторику пальцев рук (координацию, точность и дифференцированность движений), а также способность к переключению.
фото3.
С помощью игры «Где звук Ш» реализуются следующие задачи:
учить выделять общий звук в словах;
учить находить место звука в слове.
Правила игры: посади шмеля на первый, последний или на цветок посередине. В зависимости от местонахождения звука в слове.
Игра «Жадина» учит детей согласовывать притяжательные местоимения с именами существительными.
-Мой мешок, моё шило, моя мышка и т.д.,
Игра «Лабиринты» развивает пространственные отношения, графомоторные навыки и помогает автоматизировать изолированный звук.
Все игры находятся в конвертиках, что повышает интерес детей к пособию.
фото 4.
Игра «Один-много» направлена на автоматизацию звука в словах. И на умение изменять слова по числам.
Игра «Больше-меньше». Автоматизация звука в предложениях с союзом А:
Эта матрёшка большая, а эта маленькая.
Так же развивает операции сравнения и правильное употребление наречий больше-меньше:
-Эта матрёшка больше, а эта меньше.
фото 5.
На занятиях по коррекции звукопроизношения мы также развиваем и логическое мышление. В этом нам помогают пазлы. Необходимо собрать пазлы и назвать все предметы на собранной картинке.
Игра «Что в мешке» позволяет автоматизировать звук в предложениях и учит правильно использовать предлог В в речи.
фото 6.
Игра «Что у Маши, что у Миши» на липучках, что так же не даёт угаснуть интересу детей во время занятия.
Дети берут карточки с картинками и приклеивают на липучки, при этом произнося предложения:
-У Миши гармошка, а у Маши ромашка.
Работа может быть как индивидуальной, так и подгрупповой.
фото 7 и 8.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что логопедическая работа с использованием технологии лэпбук, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Безусловно, лэпбук - технология имеет большие потенциальные возможности и перспективы, которые будут открываться по мере ее внедрения в практику коррекционно-развивающего образования. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз захочет возвратиться к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, научиться говорить правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.
В этой публикации я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия. Обобщенная модель представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...
Статья "Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда"
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то...
Мастер-класс "Лэпбук в коррекционной работе учителя-логопеда"
Содержание мастер-класса...
Статья "Использование планшетного ПК в коррекционной работе учителя-логопеда "
Самым удобным интерактивным инструментом для занятий, как в учебном учреждении, так и дома, является планшетный компьютер. Разработано большое количество авторских программных продуктов с участие...
«Использование технологии хромотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
В работе представлены практические упражнения, апробированные на практике...
«Использование инновационной технологии «Криотерапия» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В последнее время стремительно развивается крионика-наука о холоде. И уже сегодня с помощью криогенных камер могут поправить здоровье и улучшить самочувствие каждый из нас.Закаливание холодной водой и...
Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.
АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...