«Помощь Звуковичку из Звуколяндии в поисках потеряного звука Ш»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шкодина Оксана Викторовна

Конспект занятия старшая логопедическая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_podgruppovogo_logopedicheskogo.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического

занятия с применением логопедических игровых

здоровьесберегающих технологий

по автоматизации звука [Ш] в словах

и простых предложениях

«Помощь Звуковичку из Звуколяндии в поисках потеряного звука Ш»

Цель занятия: формирование представлений о звуке [Ш]

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные задачи:

-закрепить знания об акустико-артикуляционном образе звука [Ш];

-совершенствовать умение различать на слух и в произношении звук [Ш];

-формировать навыки фонематического анализа и синтеза: учить определять место звука [Ш] в словах;

Коррекционно-развивающие задачи:

-выработать более глубокий вдох и более длительный выдох;

-развивать умение находить смысловую ошибку в предложении;

-формировать умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание;

-развивать умение детей выполнять полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата;

-стимулировать и нормализовать мышцы речевого аппарата (самомассаж);

-развивать умение чётко координировать движения с речью;

-развивать тактильную чувствительность, воображение, мышление, мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать волевые качества.

-поддержать интерес ребенка к логопедическим занятиям с помощью создания игровой ситуации;

-воспитывать самоконтроль за речью.

Методы и приемы:

- словесные: рассказ, поисковые вопросы, беседа, художественное слово;

-наглядные: показ мультимедийной презентации, карточки для выполнения заданий (артикуляционной гимнастики; схема для определения места в звуке; для согласования числительного с существительным);

-игровые: дыхательная и артикуляционная гимнастика, физкультминутка, сюрпризный момент;

- практические: самомассаж, игры.

Словарная работа:

-активизация словаря: лошадка, машина, мышь, шары, петушок, кошка, лягушка, шкаф, шапка, мешок, ландыш, кошка

Виды детской деятельности:

-игровая, коммуникативная, двигательная,

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное,

физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

 

Предварительная работа:

 

- постановка звука [Ш], разучивание стихотворений к комплексу самомассаж, пальчиковой игры и к физминутке; беседа о временах года, о признаках весны, игра «Подбери слово», игры на определение места звука в словах,

Оборудование: 

презентация, карточки  с заданиями, листы с пластилином, мячики су-джок.

1. Организационный момент

Учитель-логопед: – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь нашим гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Создание благоприятного эмоционального настроя).

Дети и логопед присаживаются по кругу. 

Учитель-логопед: - Ребята, я сегодня получила письмо интересно, что там написано? Ой, посмотрите, что это там? 

Учитель-логопед читает письмо:

«Ребята, пишет вам Звуковичок. У нас потерялся звук [ш]. Теперь все говорят вот так: коска, суба, мыска, сарик, сыска. Помогите нам, пожалуйста, найти звук, который у нас пропал». 

Ой, это, наверное, опять пошутить решили малыши из «Звуколяндии»

Ну, здесь мне точно нужна ваша помощь самых внимательных и старательных. Вы готовы ребята? (ответ детей)

Тогда собирайтесь скорее в необычный поход, ждут вас тайны Звуковые,

Учитель-логопед: - Ребята, чтобы красиво говорить, Звуковичкам поможем разбудить язычки.

II. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика 

«Лопаточка»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

«Качели»

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

«Маляр»

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, вы отлично справились с первым заданием! Но нас ждет следующее испытание.

Самомассаж лица

Учитель – логопед: - а теперь приготовимся к путешествию и сделаем самоссаж лица.

Ручки растираем

(дети потирают ладони)

И разогреваем

(хлопают в ладоши)

И лицо теплом своим
Нежно умываем

(проводят по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают все плохие мысли

(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем,
Сверху вниз мы быстро
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,

(растирают ушки)

А потом руками,
Трогаем мы щечки.

(трогают щечки)

Учитель- логопед: - Ребята, теперь мы готовы идти дальше. Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.

Глаза закрываем и произносим наши волшебные слова

Кручусь-верчусь в Звуколяндии окажусь.

Учитель-логопед: - Ребята, а вот и наш Звуковичок и новое задание нас ждет.

Дыхательное упражнение «Пушинка»

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, а сейчас сядем на кочки, и поиграем немножко.

7. Развитие фонематического слуха.

Игра называется «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш]».

Учитель-логопед: - Ребята приготовьте ушки и слушайте внимательно. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [ш] в словах.

Речевой материал: карандаш- осень- шапка- лужа-лягушка- туча- шоколад- машина-небо-шорты-решето-шарик- зонтик.

Произнесение изолированного звука [ш].

Учитель-логопед: -Ребята, дует в лесу ветерок, гусь шипит, листочки шелестят (щ-ш-ш …). Дети шипят [ш].

Анализ артикуляции звука [ш].

Учитель-логопед: - Дети, что делают наши губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [ш]. Ответы детей: (губы округлены», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

Характеристика звука [ш].

Учитель-логопед: - Ребята, давайте подумаем, чем гласный звук отличается от согласного (ответы детей)

Как вы думаете звук [ш] – гласный или согласный? (Ответы детей)

Как мы можем проверить звук [ш] - звонкий или глухой? (Ответы детей)

Скажите звук [ш] - твёрдый или мягкий? (Ответы детей)

Каким цветом обозначаем согласный твёрдый? (Ответы детей)

Учитель-логопед: - найдите на экране символ звука [ш].

Дети показывают цветовое обозначение звука [ш] (мальчик в синей футболке без колокольчика).

Физминутка. (Координация речи с движением)

Учитель-логопед: - встанем в круг и разомнемся.

-Как живешь?

-Вот так! (Показывают большие пальцы.)

-Как идешь?

-Вот так! (Шагают на месте)

 -Как бежишь?

-Вот так! (Бег на месте.)

-Ночью спишь?

-Вот так! (Кладут обе руки под щеку.)

-Как берешь?

-Вот так! (Прижимают обе руки к груди)

-А даешь?

-Вот так! (Разводят руки в стороны)

-Как шалишь?

-Вот так! (Крутят головой справа налево)

-А грозишь?

-Вот так! (Грозят пальцем)

-Как скачешь?

-Вот так! (Прыгают на месте)

-А плачешь?

-Вот так! (Трут глаза кулачками)

-Топаешь?

-Вот так! (Топают)

-Хлопаешь?

-Вот так! (Хлопают)

Упражнение «Где спрятался звук?». (Приложение 8)

Учитель-логопед: - Ребята, сейчас мы можем помочь Звуковичку и определить место (позицию) звука [ш] в названиях картинок? Звук [ш] в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: в слове шарик звук [ш] находится в начале слова.

Автоматизация (закрепление) произношения звука [ш] в словах.

Учитель-логопед: - Дети, поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.

- Посмотрите сколько кочек. Они с сюрпризом. Под каждой кочкой притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три кочки и произнести слово с картинки правильно три раза. (Дети выполняют задание).

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!

Учитель-логопед: - Ребята, малыши все слова перепутали звук мы конечно же вернули Звуковичку, а вот в  предложениях все слова перепутались поможем?

Автоматизация звука [ш] в предложениях.

«Составь предложение».

Купить, мишка, Алешка.

Шить, Мишутка, Штанишки.

Штанишки, штопать, Маша.

Алёша, карандаш, рисовать.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Учитель-логопед: - Ребята, вот мы и помогли Звуковичку, со всеми заданиями справились и нашли то, что малыши потеряли. Ребята, какой звук потерялся? (Ответы детей)

Учитель-логопед: – Теперь в Звуколяндии будут говорить правильно.

Учитель-логопед: - вам понравилось наше занятие? Что для вас было сложным? Вы все молодцы, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закрываем глаза и произносим наши волшебные слова.

Кручусь, верчусь в детский сад возвращусь. Вот мы и вернулись обратно

Наше занятие окончено. До свидания.

Список используемой литературы

1. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

2. Дидактический материал для логопедов Авторы/составители: Коноваленко С.В., Коноваленко В.В., Издательство : ГНОМ и Д, 2017. (Альбом 2: Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей).

3. Громова О.Е. Дидактический материал. Говорю правильно Ш – Ж. ТЦ Сфера. М., 2009

4. Жихарева–Норкина Ю.Б. Пособие для логопедов и родителей в 9 выпусках. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 7. Звуки Ш, Ж. Гуманитарный издательский центр Владос. М., 2009.

5. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 216 с.

6. Спивак Е.Н.Звуки Ш, Ж, Ч, Щ... Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет - М.: Издательство ГНОМ, 2007. - 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:" Домашние животные. В поисках потерянных зверей."

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме: "Домашние животные. В поисках потерянных зверей."...

Непосредственная образовательная деятельность по теме: « В поисках потерянного звука».

Конспект НОД " В посках потерянного звука" для подготовительного к школе возраста, интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

развлечение "В поисках потерянной сказки"

( В групповой комнате воспитатель рассказывает детям о том, что рано утром приходил медведь и пригласил всех в музыкальный зал. Предлагает принять приглашение. Дети соглашаются и отправляю...

В поисках потерянного времени

Сценарий выпускного утренника в детском саду "В поисках потерянного времени"....