«Помощь Звуковичку из Звуколяндии в поисках потеряного звука Ш»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия старшая логопедическая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_podgruppovogo_logopedicheskogo.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого подгруппового логопедического
занятия с применением логопедических игровых
здоровьесберегающих технологий
по автоматизации звука [Ш] в словах
и простых предложениях
«Помощь Звуковичку из Звуколяндии в поисках потеряного звука Ш»
Цель занятия: формирование представлений о звуке [Ш]
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные задачи:
-закрепить знания об акустико-артикуляционном образе звука [Ш];
-совершенствовать умение различать на слух и в произношении звук [Ш];
-формировать навыки фонематического анализа и синтеза: учить определять место звука [Ш] в словах;
Коррекционно-развивающие задачи:
-выработать более глубокий вдох и более длительный выдох;
-развивать умение находить смысловую ошибку в предложении;
-формировать умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание;
-развивать умение детей выполнять полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата;
-стимулировать и нормализовать мышцы речевого аппарата (самомассаж);
-развивать умение чётко координировать движения с речью;
-развивать тактильную чувствительность, воображение, мышление, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать волевые качества.
-поддержать интерес ребенка к логопедическим занятиям с помощью создания игровой ситуации;
-воспитывать самоконтроль за речью.
Методы и приемы:
- словесные: рассказ, поисковые вопросы, беседа, художественное слово;
-наглядные: показ мультимедийной презентации, карточки для выполнения заданий (артикуляционной гимнастики; схема для определения места в звуке; для согласования числительного с существительным);
-игровые: дыхательная и артикуляционная гимнастика, физкультминутка, сюрпризный момент;
- практические: самомассаж, игры.
Словарная работа:
-активизация словаря: лошадка, машина, мышь, шары, петушок, кошка, лягушка, шкаф, шапка, мешок, ландыш, кошка
Виды детской деятельности:
-игровая, коммуникативная, двигательная,
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное,
физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
- постановка звука [Ш], разучивание стихотворений к комплексу самомассаж, пальчиковой игры и к физминутке; беседа о временах года, о признаках весны, игра «Подбери слово», игры на определение места звука в словах,
Оборудование:
презентация, карточки с заданиями, листы с пластилином, мячики су-джок.
1. Организационный момент
Учитель-логопед: – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь нашим гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Создание благоприятного эмоционального настроя).
Дети и логопед присаживаются по кругу.
Учитель-логопед: - Ребята, я сегодня получила письмо интересно, что там написано? Ой, посмотрите, что это там?
Учитель-логопед читает письмо:
«Ребята, пишет вам Звуковичок. У нас потерялся звук [ш]. Теперь все говорят вот так: коска, суба, мыска, сарик, сыска. Помогите нам, пожалуйста, найти звук, который у нас пропал».
Ой, это, наверное, опять пошутить решили малыши из «Звуколяндии»
Ну, здесь мне точно нужна ваша помощь самых внимательных и старательных. Вы готовы ребята? (ответ детей)
Тогда собирайтесь скорее в необычный поход, ждут вас тайны Звуковые,
Учитель-логопед: - Ребята, чтобы красиво говорить, Звуковичкам поможем разбудить язычки.
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика
«Лопаточка»
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
«Качели»
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
«Вкусное варенье»
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
«Маляр»
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
«Чашечка»
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, вы отлично справились с первым заданием! Но нас ждет следующее испытание.
Самомассаж лица
Учитель – логопед: - а теперь приготовимся к путешествию и сделаем самоссаж лица.
Ручки растираем | (дети потирают ладони) |
И разогреваем | (хлопают в ладоши) |
И лицо теплом своим | (проводят по лицу сверху вниз) |
Пальчики сгребают все плохие мысли | (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам) |
Ушки растираем, | (растирают ушки) |
А потом руками, | (трогают щечки) |
Учитель- логопед: - Ребята, теперь мы готовы идти дальше. Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.
Глаза закрываем и произносим наши волшебные слова |
Кручусь-верчусь в Звуколяндии окажусь. |
Учитель-логопед: - Ребята, а вот и наш Звуковичок и новое задание нас ждет.
Дыхательное упражнение «Пушинка»
Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, а сейчас сядем на кочки, и поиграем немножко.
7. Развитие фонематического слуха.
Игра называется «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш]».
Учитель-логопед: - Ребята приготовьте ушки и слушайте внимательно. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [ш] в словах.
Речевой материал: карандаш- осень- шапка- лужа-лягушка- туча- шоколад- машина-небо-шорты-решето-шарик- зонтик.
Произнесение изолированного звука [ш].
Учитель-логопед: -Ребята, дует в лесу ветерок, гусь шипит, листочки шелестят (щ-ш-ш …). Дети шипят [ш].
Анализ артикуляции звука [ш].
Учитель-логопед: - Дети, что делают наши губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [ш]. Ответы детей: (губы округлены», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
Характеристика звука [ш].
Учитель-логопед: - Ребята, давайте подумаем, чем гласный звук отличается от согласного (ответы детей)
Как вы думаете звук [ш] – гласный или согласный? (Ответы детей)
Как мы можем проверить звук [ш] - звонкий или глухой? (Ответы детей)
Скажите звук [ш] - твёрдый или мягкий? (Ответы детей)
Каким цветом обозначаем согласный твёрдый? (Ответы детей)
Учитель-логопед: - найдите на экране символ звука [ш].
Дети показывают цветовое обозначение звука [ш] (мальчик в синей футболке без колокольчика).
Физминутка. (Координация речи с движением)
Учитель-логопед: - встанем в круг и разомнемся.
-Как живешь?
-Вот так! (Показывают большие пальцы.)
-Как идешь?
-Вот так! (Шагают на месте)
-Как бежишь?
-Вот так! (Бег на месте.)
-Ночью спишь?
-Вот так! (Кладут обе руки под щеку.)
-Как берешь?
-Вот так! (Прижимают обе руки к груди)
-А даешь?
-Вот так! (Разводят руки в стороны)
-Как шалишь?
-Вот так! (Крутят головой справа налево)
-А грозишь?
-Вот так! (Грозят пальцем)
-Как скачешь?
-Вот так! (Прыгают на месте)
-А плачешь?
-Вот так! (Трут глаза кулачками)
-Топаешь?
-Вот так! (Топают)
-Хлопаешь?
-Вот так! (Хлопают)
Упражнение «Где спрятался звук?». (Приложение 8)
Учитель-логопед: - Ребята, сейчас мы можем помочь Звуковичку и определить место (позицию) звука [ш] в названиях картинок? Звук [ш] в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: в слове шарик звук [ш] находится в начале слова.
Автоматизация (закрепление) произношения звука [ш] в словах.
Учитель-логопед: - Дети, поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.
- Посмотрите сколько кочек. Они с сюрпризом. Под каждой кочкой притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три кочки и произнести слово с картинки правильно три раза. (Дети выполняют задание).
Учитель-логопед: - Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!
Учитель-логопед: - Ребята, малыши все слова перепутали звук мы конечно же вернули Звуковичку, а вот в предложениях все слова перепутались поможем?
Автоматизация звука [ш] в предложениях.
«Составь предложение».
Купить, мишка, Алешка.
Шить, Мишутка, Штанишки.
Штанишки, штопать, Маша.
Алёша, карандаш, рисовать.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Учитель-логопед: - Ребята, вот мы и помогли Звуковичку, со всеми заданиями справились и нашли то, что малыши потеряли. Ребята, какой звук потерялся? (Ответы детей)
Учитель-логопед: – Теперь в Звуколяндии будут говорить правильно.
Учитель-логопед: - вам понравилось наше занятие? Что для вас было сложным? Вы все молодцы, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закрываем глаза и произносим наши волшебные слова.
Кручусь, верчусь в детский сад возвращусь. Вот мы и вернулись обратно
Наше занятие окончено. До свидания.
Список используемой литературы
1. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
2. Дидактический материал для логопедов Авторы/составители: Коноваленко С.В., Коноваленко В.В., Издательство : ГНОМ и Д, 2017. (Альбом 2: Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей).
3. Громова О.Е. Дидактический материал. Говорю правильно Ш – Ж. ТЦ Сфера. М., 2009
4. Жихарева–Норкина Ю.Б. Пособие для логопедов и родителей в 9 выпусках. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 7. Звуки Ш, Ж. Гуманитарный издательский центр Владос. М., 2009.
5. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
6. Спивак Е.Н.Звуки Ш, Ж, Ч, Щ... Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет - М.: Издательство ГНОМ, 2007. - 88 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:" Домашние животные. В поисках потерянных зверей."
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме: "Домашние животные. В поисках потерянных зверей."...
Непосредственная образовательная деятельность по теме: « В поисках потерянного звука».
Конспект НОД " В посках потерянного звука" для подготовительного к школе возраста, интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество....
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...
развлечение "В поисках потерянной сказки"
( В групповой комнате воспитатель рассказывает детям о том, что рано утром приходил медведь и пригласил всех в музыкальный зал. Предлагает принять приглашение. Дети соглашаются и отправляю...
В поисках потерянного времени
Сценарий выпускного утренника в детском саду "В поисках потерянного времени"....
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш в подготовительной группе "Зимнее путешествие о потерянном звуке в страну Смешариков "
Увлекательное путешествие в страну Смешариков с главной героиней Нюше....