Авторское дидактическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР «ЗВУКОБУК»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Паспорт пособия
Тема | Авторское дидактическое пособие для логопедов и воспитателей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста «ЗВУКОБУК»
|
Авторы | Учителя-логопеды МБДОУ д/с №20 «Надежда» Бурцева Мария Владимировна, Чиркова Светлана Николаевна.
|
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет
|
Актуальность | Актуальность пособия обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического слуха. |
Цель | Развитие фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР
|
Задачи | - Развивать слуховое восприятие; - Формировать умение дифференцировать звуки; - Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов;
|
Форма проведения | Индивидуальные, подгрупповые. |
Описание пособия | Игра представляет собой ярко-красочно оформленную, мягкую книгу из фетра. В пособии представлены следующие игры: - «Что такое звук и буква?»; - «Раз, два, три, четыре, пять! Будем в прятки мы играть»; - «Собери букет»; - «Плывет кораблик по реке»; - «Собирай урожай – по корзинкам раскидай» |
Содержание игр
- Что такое звук и буква?
Цель: Актуализация представлений о звуке и букве.
Ход игры: Ознакомить с правилом: «Звуки мы произносим и слышим. Буквы – видим и пишем.»
- Дидактическая игра « Раз, два, три, четыре, пять! Будем в прятки мы играть»
Цель: Закреплять умение соотносить звук и букву,развивать умение называть слова на заданный звук.
Ход игры: Ребенок должен назвать какая буква спряталась за персонажем, и придумать слова на этот звук.
- Дидактическая игра «Собери букет»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять и дифференциации звуков [Р]-[Л]
Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [Л], а в какую со звуком [Р], голубая - [Л], розовая - [Р]. Рядом лежат цветы разного цвета. Синий цветок должен остаться.
- Дидактическая игра «Плывет кораблик по реке»
Цель: Определить места звука в слове; в начале, в середине, в конце. Автоматизация звука (С) в словах.
Ход игры: Ребенок должен распределить картинки по нужным схемам.
«На картинку посмотри- нужную схему подбери»
- Дидактическая игра «Урожай собирай - по корзинкам раскидай»
Цель: упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Ребенок должен назвать картинку, определить первый звук и раскидать урожай по корзинкам.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/31/20201102_175800.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/31/20201102_175515.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/31/20201102_175648.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/31/20201102_175837.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156219-1354536713.jpg)
Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/10/picture-292219-1378810697.jpg)
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендованы игры для развития фонематияческого слуха детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть дома....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/10/picture-292219-1378810697.jpg)
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендованы игры для развития фонематияческого слуха детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть дома....
статья "Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/27/picture-461856-1577423344.jpg)
Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста.
Автором представлены игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/05/picture-1150680-1612516175.jpg)
Дидактическое пособие "Правила дорожного движения" (круги Луллия - по методике ТРИЗ) для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие "Правила дорожного движения"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/08/picture-1520185-1712588007.jpg)
Рекомендации для родителей, простые игры для развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей, простые игры для развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста....