Консультация на тему: «Сенсорная интеграция».
консультация по логопедии
Консультация на тему: «Сенсорная интеграция».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu.docx | 188.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Сенсорная интеграция».
Сенсорная интеграция означает взаимодействие всех органов чувств: получение информации извне, ее упорядочивание и формирование адекватного ответа.
Подготовила: Учитель - логопед
Костенкова В.А.
Если упростить, то все, что мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем, поступает в мозг и обрабатывается там, а затем возвращается в виде какого-то знания. Например, когда едим суп, то точно знаем, как он выглядит, пахнет, каков на вкус и куда нужно подносить ложку.
Сенсорная интеграция возникает еще во внутриутробном периоде, а после появления малыша на свет начинает активно развиваться. Примерно до семи лет ребенок познает мир только с помощью ощущений — чтобы познакомиться с предметом, ему обязательно нужно его потрогать, понюхать и даже лизнуть. Чем точнее работают его органы чувств, тем больше информации он получит.
Разработала теорию сенсорной интеграции Джин Айрес — эрготерапевт, лечебный педагог, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Что такое дисфункция сенсорной интеграции
Искажение обработки сенсорной информации называется дисфункцией. Иногда за капризами ребенка как раз и скрывается этот диагноз, но его очень трудно поставить. Например, ребенок может бояться громких звуков или езды на велосипеде — непросто разобраться, это нарушение или просто плохое настроение.
Какие признаки могут указывать на нарушения обработки информации:
- cлуховой — боязнь громких звуков, непереносимость определенных песен, маминых колыбельных, мелодий музыкальных игрушек. Ребенок может игнорировать, когда к нему обращаются, теряется в шумной толпе, на улице, в классе;
- зрительной — не смотрит в глаза, плохо себя чувствует при ярком свете, не любит перешагивать препятствия и лазить по лестницам, одевает обувь не на ту ногу, не различает лица в толпе;
- тактильной — резкая реакция на определенные ткани, мешают воротники, ярлыки одежды, манжеты и т. п., не любит пачкать руки и поэтому не играет с песком или пластилином, не ходит босиком, плохо воспринимает чужие прикосновения;
- вестибулярной — ребенок кажется неуклюжим, постоянно спотыкается, плохо прыгает, не может научиться кататься на велосипеде или самокате, не умеет ловить мяч или лазить по канату.
Дети с такими нарушениями тревожны, излишне эмоциональны и плаксивы, ведь им сложно сконцентрироваться. Особенно, если вокруг очень много персональных раздражителей.
Проблемы с сенсорной интеграцией приводят к нарушению общего развития, в том числе и речевого.
Поэтому для нормализации чувствительности ребенка логопеды используют в работе метод сенсорной интеграции — развитие речи через стимуляцию органов чувств.
Направления сенсорно-интегративной логопедической работы
Логопед в работе с детьми с нарушениями речи использует следующие элементы сенсорной интеграции по Лынской М.И.:
- cенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика — развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например, удерживание губами веточки петрушки;
- логопедический массаж мультисенсорными инструментами — используются щетки из аметиста, камни, ракушки, веточки розмарина;
- сенсорно-интегративная логоритмика — интеграция речи и движения;
- лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции;
- сенсорные подносы — подносы с материалами, имеющими обонятельные, вкусовые и тактильные свойства;
- сенсорные коробки — емкости с наполнителем, позволяющие ребенку трогать, исследовать и изучать то, что находится внутри;
- коррекция слоговой структуры в сенсорных играх;
- сенсорно-интегративные интенсивы для детей с родителями.
Сенсорные игры в работе логопеда
Так как ведущей деятельностью ребенка является игра, то логопед может применять различные игры и упражнения, дающие ребенку новый чувственный опыт, а значит, активизирующие речевое развитие.
Игры должны быть направлены на стимуляцию зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, двигательных ощущений. Например, можно играть с песком, тканями, бумагой, фруктами, посудой, крупами и мукой, двигаться, строить, шуршать и стучать.
Все это стимулирует нервную систему и улучшает сенсорную интеграцию. В совокупности с традиционными логопедическими приемами улучшает динамику развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы на тему: "Сенсорная интеграция в игре"
Проект на тему "Сенсорная интеграция в игре" для воспитателей ДОУ...
статья на тему "Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста"
Про сенсорное развитие...
Информационно-обучающий тренинг по теме: "Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ"
Логопеды применяют в своей работе различные методы и приемы. В том числе и метод сенсорной интеграции. Думаю, этот материал будет интересен коллегам, так как главной составляющей полноценного ра...
Статья на тему: «Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста»
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт...
Консультация для педагогов: "Сенсорная интеграция у детей с нарушением в развитии"
Сенсорная интеграция - это название метода, суть которого в том, чтобы помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения и ...
Презентация на тему "Сенсорная интеграция, как эффективный метод в развитии детей с ОВЗ."
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.Сенс...
Консультация для родителей "Сенсорная интеграция на природе"
Сейчас лето, а это хороший повод для сенсорной интеграции на природе! Отправляйтесь в лес за летними дарами. Это чудесная возможность обеспечить себе и ребенку сенсорную интеграцию не применяя вообще ...