Консультация на тему: «Сенсорная интеграция».
консультация по логопедии

Костенкова Валерия Александровна

Консультация на тему: «Сенсорная интеграция».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu.docx188.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Сенсорная интеграция».

Сенсорная интеграция означает взаимодействие всех органов чувств: получение информации извне, ее упорядочивание и формирование адекватного ответа.

Подготовила: Учитель - логопед

                                                                       Костенкова В.А.          

     

https://urgaps.ru/uplfile/news_image/4d2e6694-06dd-44cf-b504-c730fd88dd61.jpgЕсли упростить, то все, что мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем, поступает в мозг и обрабатывается там, а затем возвращается в виде какого-то знания. Например, когда едим суп, то точно знаем, как он выглядит, пахнет, каков на вкус и куда нужно подносить ложку.

Сенсорная интеграция возникает еще во внутриутробном периоде, а после появления малыша на свет начинает активно развиваться. Примерно до семи лет ребенок познает мир только с помощью ощущений — чтобы познакомиться с предметом, ему обязательно нужно его потрогать, понюхать и даже лизнуть. Чем точнее работают его органы чувств, тем больше информации он получит.

Разработала теорию сенсорной интеграции Джин Айрес — эрготерапевт, лечебный педагог, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Что такое дисфункция сенсорной интеграции

Искажение обработки сенсорной информации называется дисфункцией. Иногда за капризами ребенка как раз и скрывается этот диагноз, но его очень трудно поставить. Например, ребенок может бояться громких звуков или езды на велосипеде — непросто разобраться, это нарушение или просто плохое настроение.

Какие признаки могут указывать на нарушения обработки информации:

  • cлуховой — боязнь громких звуков, непереносимость определенных песен, маминых колыбельных, мелодий музыкальных игрушек. Ребенок может игнорировать, когда к нему обращаются, теряется в шумной толпе, на улице, в классе;
  • зрительной — не смотрит в глаза, плохо себя чувствует при ярком свете, не любит перешагивать препятствия и лазить по лестницам, одевает обувь не на ту ногу, не различает лица в толпе;
  • тактильной — резкая реакция на определенные ткани, мешают воротники, ярлыки одежды, манжеты и т. п., не любит пачкать руки и поэтому не играет с песком или пластилином, не ходит босиком, плохо воспринимает чужие прикосновения;
  • вестибулярной — ребенок кажется неуклюжим, постоянно спотыкается, плохо прыгает, не может научиться кататься на велосипеде или самокате, не умеет ловить мяч или лазить по канату.

Дети с такими нарушениями тревожны, излишне эмоциональны и плаксивы, ведь им сложно сконцентрироваться. Особенно, если вокруг очень много персональных раздражителей.

Проблемы с сенсорной интеграцией приводят к нарушению общего развития, в том числе и речевого.

Поэтому для нормализации чувствительности ребенка логопеды используют в работе метод сенсорной интеграции — развитие речи через стимуляцию органов чувств.

Направления сенсорно-интегративной логопедической работы

Логопед в работе с детьми с нарушениями речи использует следующие элементы сенсорной интеграции по Лынской М.И.:

  • cенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика — развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например, удерживание губами веточки петрушки;
  •  логопедический массаж мультисенсорными инструментами — используются щетки из аметиста, камни, ракушки, веточки розмарина;
  • сенсорно-интегративная логоритмика — интеграция речи и движения;
  • лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции;
  • сенсорные подносы — подносы с материалами, имеющими обонятельные, вкусовые и тактильные свойства;
  • сенсорные коробки — емкости с наполнителем, позволяющие ребенку трогать, исследовать и изучать то, что находится внутри;
  • коррекция слоговой структуры в сенсорных играх;
  • сенсорно-интегративные интенсивы для детей с родителями.

Сенсорные игры в работе логопеда

Так как ведущей деятельностью ребенка является игра, то логопед может применять различные игры и упражнения, дающие ребенку новый чувственный опыт, а значит, активизирующие речевое развитие.

Игры должны быть направлены на стимуляцию зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, двигательных ощущений. Например, можно играть с песком, тканями, бумагой, фруктами, посудой, крупами и мукой, двигаться, строить, шуршать и стучать.

Все это стимулирует нервную систему и улучшает сенсорную интеграцию. В совокупности с традиционными логопедическими приемами улучшает динамику развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы на тему: "Сенсорная интеграция в игре"

Проект на тему "Сенсорная интеграция в игре" для воспитателей ДОУ...

Информационно-обучающий тренинг по теме: "Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ"

Логопеды применяют в своей работе различные методы и приемы. В том числе и метод сенсорной интеграции.  Думаю, этот материал будет интересен коллегам, так как главной составляющей полноценного ра...

Статья на тему: «Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт...

Консультация для педагогов: "Сенсорная интеграция у детей с нарушением в развитии"

Сенсорная интеграция - это название метода, суть которого в том, чтобы помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения и ...

Презентация на тему "Сенсорная интеграция, как эффективный метод в развитии детей с ОВЗ."

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.Сенс...

Консультация для родителей "Сенсорная интеграция на природе"

Сейчас лето, а это хороший повод для сенсорной интеграции на природе! Отправляйтесь в лес за летними дарами. Это чудесная возможность обеспечить себе и ребенку сенсорную интеграцию не применяя вообще ...