Информационно-обучающий тренинг по теме: "Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ"
учебно-методический материал (старшая группа)
Логопеды применяют в своей работе различные методы и приемы. В том числе и метод сенсорной интеграции. Думаю, этот материал будет интересен коллегам, так как главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции. Использование этого метода в работе с детьми с ОВЗ имеет свои особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-обучающий тренинг по теме:
«Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ».
Составитель: Е.М.Данилюк, учитель-логопед МБДОУ
д/сада №58, г.Иркутск.
Информационно-обучающий тренинг имеет своей целью дать педагогам ДОУ теоретические знания о технологии сенсорной интеграции и определить алгоритм работы в заданном направлении коррекции.
Задачи:
1.Формирование профессиональных навыков использования спецоборудования в сенсорной комнате.
2.Развитие творческого потенциала, воображения, профкомпетентности.
3.Воспитание активной позиции педагогов в использовании методов сенсорной стимуляции в формировании коммуникативных навыков детей.
Сценарный план тренинга:
1.Погружение участников в Мир сенсорных ощущений
(психогимнастика, психоэтюды «Мои ощущения»)
2.Экспресс-лекция «Что такое сенсорная интеграция?»
3.Панельная дискуссия на тему «Преимущества оборудования
сенсорной комнаты в ДОУ».
4.Деловая игра с участниками тренинга (развивающие игры, фрагменты
занятий).
5.Заключительная часть. Рефлексия.
Материал экспресс-лекции:
В последние десятилетия во многих странах мира в коррекционной педагогике с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским врачом- трудотерапевтом Джин Айрес (1923-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. В России это направление только начало получать распространение, и часто смешивается с традиционным сенсорным воспитанием.
Что же такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Мы учимся, перерабатывая информацию от органов чувств, воспринимающих ощущения. Формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОВЗ – современная проблема, требующая систематической и планомерной работы команды специалистов. Успешная социализация дете й с ОВЗ в общество напрямую зависит от их умения преподать себя и успешно выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.
* визуальные;
* звуковые;
* обонятельные;
* вкусовые;
* тактильные;
* вестибулярные.
Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом. В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения - слуха и сенсорный голод всего остального.
Таким образом, сенсорная интеграция – это способность воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять наиболее значимую информацию, анализировать информацию, вырабатывать соответствующую ответную реакцию.
У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность). Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития. Такое количество особенностей речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи преодолеть достаточно сложно. А использование современного метода сенсорной интеграции поможет ребятам обрести сенсорный опыт, который может быть приобретен при специально организованном обучении.
Панельная дискуссия «Преимущества сенсорной комнаты»:
1.Высокие мотивационные возможности оборудования к познанию,
обостряющие чувства ребёнка, активизирующие его мышление.
2.Установление с педагогом тёплого и быстрого контакта.
3.Эффективность и результативность работы.
4.Изолированная подача сенсорных эталонов, возможность регулирования длительности, дозированности и систематизированности воздействия на ребёнка.
5.Комплексное воздействие на организм ребёнка богатой сенсорной среды.
6.Многофункциональность использования оборудования для психологического воздействия на все стороны психики. Базовые составляющие психического развития. Включая когнитивную и речевую сферы.
Деловая игра : структура корригирующих тренингов для детей предлагалась такой тематики:
- «Я и моё тело»;
- «Я хочу и я могу»;
- «Я знаю!»
Реализация тренингов поможет развить социальные навыки, и адекватную самооценку воспитанников, организовать общение со знанием норм и правил поведения. Практический опыт позволит детям не заучивать речь механически, а будет способствовать ее спонтанному развитию, как и у детей с нормативным речевым развитием. Развитие чувственных образов будет стимулировать формирование языковой способности детей не только чисто технически продуцировать речь, но и сопровождать ее мимикой, жестами, иными эмоциональными проявлениями, в том числе пользоваться просодической стороной речи. Активное включение в методику логопедической работы развития осязания, обоняния, вкусового восприятия, чувства проприорецепции и остальных чувств даст хорошие результаты. Все использованные в тренингах разнообразные упражнения и задания были нацелены на развитие компенсаторных возможностей детей.
В качестве методических пособий использовались пособия и оборудование сенсорной комнаты, сенсорные коробки, сенсорные доски и дорожки, а также разнообразный дидактический материал на развитие вкусовых, обонятельных и осязательных анализаторов. В дидактических пособиях были использованы разные по фактуре - сыпучесть, пластичность, гладкость-шершавость, мягкость-твердость - материалы, как раз это и отвечает требованиям грамотного формирования сенсорной интеграции.
Требования к организации работы по сенсорной интеграции:
При организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями сенсорной интеграции необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- постараться исключить возможность отвлекаться;
- чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;
- если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;
- постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т.д.);
- твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;
- запахи еды, медикаментов, краски и т.д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.
Заключительная часть. Рефлексия:
Рефлексия деловой игры, алгоритм работы в сенсорной комнате, преимущества оборудования, эмоциональный настрой участников, мотивационные ощущения, необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания.
Использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия на дошкольников с речевым недоразвитием способствует успешной логокоррекции и психофизическому развитию детей с ОВЗ. А внедрение в практику новой педагогической технологии способствует развитию творческого потенциала педагогов.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Гл. II Сенсорно-перцептивная организация человека. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. - С. 60-156.
2. Ванюхина Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. Канд. пед. наук: 13.00.03. Еатеринбург, 2001. - 22 с.
3 Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах Т.4 Детская психология. - М.: Педагогика. - 432 с.
4. Ефимов И.О. Про речь / И.О. Ефимов. - СПб.: Диоя, 2009. - 144 с.
5. Митрофанова А.Е. Развитие речи детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международной научной конференции. СПб.: Реноме, 2012. - С. 149-150.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»
Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки...
Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений...
Сенсорная интеграция в логопедической работе с детьми с ТНР
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрога...
Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ
В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции....
Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми"
Всё, что мы знаем о себе и об этом мире нам рассказывают наши органы чувств. Мы получаем информацию через наши сенсорные системы: зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую, обонятельную, весибулярную...
Формы и методы работы с детьми по технологии смарт-тренинга
Набор дидактических методов и приемов, способствующих эффективному обучению детей решению головоломок....
Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...