Консультация для педагогов "Логопедические технологии в коррекции дизартрии"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Консультация для педагогов "Логопедические технологии в коррекции дизартрии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_tehnologii_2.pptx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технологии логопедического воздействия Выбор необходимых технологий зависит от этапа работы, формы дизартрии, возраста ребенка. Здоровьесберигающие технологии Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи Технологии коррекции звукопроизношения Технологии развития лексико-грамматической стороны речи Технологии развития связной речи Компьютерные технологии в коррекции нарушений речи Коррекционно-развивающие технологии Игровые технологии
Развитие подвижности артикуляционного аппарата : Упражнения для мимических мышц лица
Развитие речевого дыхания: Требования: Научить ребенка диафрагмальному дыханию, уметь осуществлять ротовой и носовой выдох, привлечь зрительную опору (зеркало). Сила и длительность выдоха, умение осуществлять форсированный (резкий и сильный) и фиксированный (длительный и плавный) выдох, направление выдоха. Развитие умения осуществлять речь на выдохе и распределять выдох в процессе речи, умение осуществлять длительное произношение согласных . Дыхательные движения должны выполняться легко и непринужденно.
Развитие диафрагмального дыхания и длительного направленного выдоха: поддувание пушинок, задувание комочков ваты в цель, выдувание мыльных пузырей.
Массаж - это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека. В коррекционной работе при дизартрии используются следующие виды лечебного массажа: Сегментарный - применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или на нем, Точечный - разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на БАТ (биологически активные точки) соответственно показаниям. Массаж проводится 2-3 раза в неделю. Логопедический массаж
1. Массаж рук 2. Массаж лица 3. Массаж губ 4. Массаж языка Самомассаж Массаж рук
Поглаживание - это манипуляция, при которой массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки, с различной степенью надавливания Растирание - это манипуляция, при которой массирующая рука никогда не скользит по коже, а смещает ее, производя сдвигание, растяжение в различных направлениях Разминание - фиксация, захват массируемой области, сдавливание, сжимание, раскатывание, раздавливание, само разминание Вибрация - массирующая рука придает телу массируемого колебательные движения Приемы массажа:
МАССАЖ Щеки надо массировать только снаружи, изнутри только языком. Поскольку есть риск повредить слизистую и заработать стоматит. Тем более что поверхностный массаж более эффективный, здесь много нервных окончаний. Движения обычно круговые и по спирали. Достаточно слегка похлопать, пощипать, побегать кончиками пальцев. Можно также разминать с помощью различных массажеров, логопедических зондов или шариков с шипами. Упражнения для щек
Непосредственно массаж языка производят с использованием основных приемов: Поглаживание плоскостное, щипцеобразное, продольное, поперечное, спиралевидное. Разминание продольное, поперечное, спиралевидное. Вибрация непрерывистая, стабильная и лабильная, мелкий с малой амплитудой " пальцевый душ". Заканчивают массаж поглаживанием.
Артикуляционная гимнастика для детей. Тренировка мышц глотки и мягкого неба. Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром). Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков). Глотать капли воды, сока. Надувать щеки с зажатым носом. Медленно произносить звуки к, г, т, д. Подражать: - стону, - мычанию, - свисту. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка. Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка. Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
Активной гимнастикой называется система упражнений для различных речевых органов, которые проводятся по инструкции логопеда, под его счет. Они должны проводиться ритмично, плавно, с достаточным напряжением и силой. Логопед считает, меняя темп (то замедляя, то ускоряя его), но всегда следя за тем, чтобы движение оставалось правильным, точным, ненапряженным. После приобретения некоторого навыка в такой гимнастике логопед требует, чтобы ребенок проводил упражнения и дома, сначала под наблюдением старших, а затем самостоятельно, но всегда контролируя себя при помощи зеркала.
Дорсального (свистящие) –забор - окно – почистим зубки -мост Какуминального (шипящие) - забор - окно – мост – лопата – лопата копает - вкусное варенье - фокус Забор - Окно – мост – лопата – лопата копает - вкусное варенье - фокус – теплый ветер Альвеолярного (сонорные) – качели, парус, молоточек, пулеметик (колокольчик) Небного (заднеязычные)- стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движениями шпателем, глотание капелек воды, покашливание и зевание. Выработка основных артикуляционных укладов
Упражнения для нижней челюсти. Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого. Жевательные движения. Движения нижней челюсти влево-вправо. Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений во все стороны головой (мышцы шеи расслаблены) с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: и-э-о-у-а-ы. Формирование голоса
Особенности : Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых наиболее просты. Устанавливаются связи между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении . Постановка звуков Цель: научить правильно произносить изолированный звук. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звукам.
Различают три основных способа постановки звука: Первый способ - по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Второй способ - с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится, помогать органам артикуляционного аппарата, принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Третий способ - смешанный , когда используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.
Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа (буквы) — написание и говорение. Если ребенок не умеет писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами или постукиванием ногой. Автоматизация звука (выработка) Цель: научить легко и не принужденно произносить звук во всех позициях словосочетания и во всех позициях в слове. Содержание работы: составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить когда усвоен предыдущий.
Дифференциация звуков Цель: научить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи .
Компьютерные технологии в коррекции нарушений речи Компьютерные логопедические игры на развитие дыхания, голоса. Игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания.
Современные инновационные средства коррекции нарушений речи Макет артикуляционной навигации языка
Определение основных пространственных (предложных) отношений на конкретных предметах. Ребенок по инструкции переставляет предметы в указанных направлениях. Название основных пространственных отношений на сюжетной картине. Развитие конструктивного праксиса. Развитие пространственных отношений в изобразительной деятельности ребенка. Тренировка памяти на пространственные отношения. Анализ картины по памяти с учетом пространственных взаимоотношений между предметами. Рассказ по памяти о расположении предметов в пространстве. Развитие пространственных представлений
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия: 1) Дифференциация не речевых звуков; 2) развитие умения различать высоту, 3) силу и тембр голоса на одинаковом речевом материале; 4) дифференциация слов близких по звучанию; 5) различение слогов; 6) соотношение звука с образом не речевого; 7) развитие элементарных навыков звукового анализа.
Технологии развития лексико-грамматической стороны речи На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Дети с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения. Подготовка к обучению грамоте дети знакомятся со звуками и буквами, звукобуквенным анализом слов, анализом предложений. Обогащение и активизация словаря Формирование слоговой структуры
Технологии развития связной речи Дети учатся составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, составлять пересказы.
Игровые технологии Развитие познавательных функций Дидактические игры на развитие ВПФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коррекция дизартрии у дошкольников.Понятие термина - дизартрия.Виды дизартрий.Причины возникновения.Коррекционная работа.Конспект организованной деятельности с детьми. ...
Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП
Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП...
Консультация по теме «Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии»
Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн...
Консультация: "Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников"
В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них большое количество недостатков звукопроизношения, которые могут...
Консультация для родителей на тему: "Значение медикаментозной терапии при коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста"
В своей практике я часто сталкиваюсь с ребятами, которые страдают таким нарушением, как дизартрия. Под дизартрией понимают расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центра...
Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.
Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.Система логопедического воздействия при дизартрии...
Методическая разработка "Инновационные технологии коррекции дизартрии у детей "
В современном мире в деятельности учителя-логопеда инновационные методы и технологии приобретают все большее значение в обучение детей. В данный момент времени всё более популярной становится не...