Дифференциации звуков [Л’]-[Й’]
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Дифференциации звуков [Л’]-[Й’]
Сформированность звуковой и смысловой сторон речи ребёнка является не только залогом его гармоничного развития как личности, но и необходимым условием и основой успешного обучения в школе.
Задача развития речи наиболее актуальна при работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые речевые нарушения. В последнее время всё чаще появляется необходимость коррекции в речи детей-логопатов [Л’], ранее считавшимся «лёгким». Но и после постановки звука, дети долгое время не вводят его в речь, а материала для автоматизации данного звука недостаточно.
Вниманию учителей-логопедов и воспитателей речевых групп предлагается практический речевой материал, позволяющий при автоматизации [Л’], и дифференциации [Л’]-[Й’], расширять и активизировать словарь детей; развивать слуховое и речевое внимание, произвольную память; формировать навыки словоизменения и словообразования, а также расширять представления об окружающем (или закреплять ранее полученные знания).
Дифференциация звуков в произношении изолированных звуков: Возьми картинки-символы звуков Й и ЛЬ. Внимательно послушай и запомни, как гудит моторная лодка (ЛЬ), как гудит юла (Й). Обрати внимание на положение языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается , на звук Й — опускается). По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие звуки.
Дифференциация звуков Й - ЛЬ в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками
Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно. Помните, что при чтении каждой из йотированных букв я, ё, ю, е произносится по 2 звука: ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.
я— я я— ля л я— я— ля я— л я—я
ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е
ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е
лю — ю ю — лю лю — ю — лю ю — лю—ю
Дифференциация звуков Й -ЛЬ в прямых слогах с разными гласными звуками
Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.
ля — е ли — ю ле — ю — ля
лю — я ле — е л е — е — ли
е — ли я — лю ли — я — лю
ю — ле е — ля ля — е — ле
Дифференциация звуков Й -ЛЬ в разных словах
Четко повтори пары слов.
В случаях затруднений дайте ребенку возможность прослушать каждое слово из парыи, глядя на картинки-символы, назвать содержащийся в нем звук ЛЬ или Й. Яна — Ляля, Мая — миля , юбка — любим, ежик — лежа, яхта — лямка, йод — лед, юг — люк, есть — лезть, ехать — лето, поет — полет, ябеда — лебеда, юнга — клюква, едва — листва, дай — даль, мой — моль, топай — тополь, куй — куль, бой — боль, соя — солит, стая — встали.
Дифференциация звуков Й -ЛЬ в сочетаниях слов
(местоимение + глагол). Развитие навыков словоизменения . Возьми картинки мальчика и девочки. Назови, что они делали, изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.
Например: Я пою— они пели. Я киваю— они кивали.
Я знаю- они (знали), я умею — они (умели), я пою — они (пели), я даю — они (давали), я кидаю — они (кидали), я киваю — они (кивали), я покупаю — они (покупали), я топаю — они (топали), я пылю — они (пылили), я пилю — они (пилили), я лью — они (лили), я клею — они (клеили), я пью — они (пили).
Дифференциация звуков Й -ЛЬ в одном слове — названии объекта
Четко проговори каждое слово. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.
Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, автомобиль, клинья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsii_zvukov._l_y_docx.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциации звуков [Л’]-[Й’]
Сформированность звуковой и смысловой сторон речи ребёнка является не только залогом его гармоничного развития как личности, но и необходимым условием и основой успешного обучения в школе.
Задача развития речи наиболее актуальна при работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые речевые нарушения. В последнее время всё чаще появляется необходимость коррекции в речи детей-логопатов [Л’], ранее считавшимся «лёгким». Но и после постановки звука, дети долгое время не вводят его в речь, а материала для автоматизации данного звука недостаточно.
Вниманию учителей-логопедов и воспитателей речевых групп предлагается практический речевой материал, позволяющий при автоматизации [Л’], и дифференциации [Л’]-[Й’], расширять и активизировать словарь детей; развивать слуховое и речевое внимание, произвольную память; формировать навыки словоизменения и словообразования, а также расширять представления об окружающем (или закреплять ранее полученные знания).
Дифференциация звуков в произношении изолированных звуков: Возьми картинки-символы звуков Й и ЛЬ. Внимательно послушай и запомни, как гудит моторная лодка (ЛЬ), как гудит юла (Й). Обрати внимание на положение языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается , на звук Й — опускается). По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие звуки.
Дифференциация звуков Й - ЛЬ в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками
Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно. Помните, что при чтении каждой из йотированных букв я, ё, ю, е произносится по 2 звука: ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.
я— я я— ля л я— я— ля я— л я—я
ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е
ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е
лю — ю ю — лю лю — ю — лю ю — лю—ю
Дифференциация звуков Й -ЛЬ в прямых слогах с разными гласными звуками
Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.
ля — е ли — ю ле — ю — ля
лю — я ле — е л е — е — ли
е — ли я — лю ли — я — лю
ю — ле е — ля ля — е — ле
Дифференциация звуков Й -ЛЬ в разных словах
Четко повтори пары слов.
В случаях затруднений дайте ребенку возможность прослушать каждое слово из парыи, глядя на картинки-символы, назвать содержащийся в нем звук ЛЬ или Й. Яна — Ляля, Мая — миля , юбка — любим, ежик — лежа, яхта — лямка, йод — лед, юг — люк, есть — лезть, ехать — лето, поет — полет, ябеда — лебеда, юнга — клюква, едва — листва, дай — даль, мой — моль, топай — тополь, куй — куль, бой — боль, соя — солит, стая — встали.
Дифференциация звуков Й -ЛЬ в сочетаниях слов
(местоимение + глагол). Развитие навыков словоизменения . Возьми картинки мальчика и девочки. Назови, что они делали, изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.
Например: Я пою— они пели. Я киваю— они кивали.
Я знаю- они (знали), я умею — они (умели), я пою — они (пели), я даю — они (давали), я кидаю — они (кидали), я киваю — они (кивали), я покупаю — они (покупали), я топаю — они (топали), я пылю — они (пылили), я пилю — они (пилили), я лью — они (лили), я клею — они (клеили), я пью — они (пили).
Дифференциация звуков Й -ЛЬ в одном слове — названии объекта
Четко проговори каждое слово. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.
Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, автомобиль, клинья.
Дифференциация звуков Й - ЛЬ в разных словах предложения
Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков Й и ЛЬ.
У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.
Дифференциация звуков Й- ЛЬв одном слове предложения: Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й. Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.
Дифференциация звуков Й – ЛЬ в тексте
Как у нашей ЛЮБОЧКИ
В складочку все ЮБОЧКИ!
Я на пляже видел ГАЛЬКИ! —
Ни одной на пляже ГАЙКИ!
Очень жалко плащик МОЙ:
В нём дыру проела МОЛЬ...
Была ВОЙНА. За боем — БОЙ...
Земля ВОЛЬНА... Зачем ей БОЛЬ?
Дифференциация звуков Й -ЛЬ в рассказах
Четко, выделяя все звуки Й и ЛЬ, повтори сначала каждое предложение, а затем
весь рассказ целиком.
ДИКИЕ ЛЕБЕДИ
Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять полетели на юг, в дальние дали.
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи., а ребенок должен научиться оперировать ими.
Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков Й - Ль"
1. «Слушай, не зевай» /Услышав звук Й, опустить руки вниз, звук Ль – руки поднять вверх»
Й – Ль - 1
ё, аль, ли, ой, я, ле, пли, оль, ай, уль, май, гель, лето, йод, мой, моль, мель, дай, яма, Лена.
2. «Запомни, повтори» /проговаривать по 3 – 5 раз/
ле – е ю – лю ё – лё – лё уй – уль - уль
аль – ай оль - ой оль – ой – ой лю – ю – лю
3. Проговаривать /5 – 7 раз/, различая звуки Й и Ль:
даль – дай
бой – боль
моль – мой куль – куй
кий – киль
пилю – пью лёд – йод
юг – люк
лямка – ямка Любочка - юбочка
едок - ледок
полёт – поёт
3. «Слушай, не зевай»
Й – Ль - 2
ягоды, липа, пальма, юг, мой, соль, солянка, пойду, глина, синий, лебеди, ябеда, вылить, пьёт, Лена.
4. «Запомни, повтори» /5 – 7 раз/
ай-аль-аль
лё-ё-ё лю-ю-ю
уй-йль-йль е-ле-е
ля-я-ля
5. Проговаривать/ 5-7 раз/
лезть – есть
моет – полет
лебеда – ябеда ёжик – лёжа
лямка – яхта
клюква – юнга едва - листва
тополь - топай
стая – встали
6. Игра «Я – Они» - Изменять слова по образцу, выделяя голосом звуки Й и Ль: Что делали вчера? И наоборот: Что я делаю?.
Я пою – они пели
Я киваю – они …
Я умею – они … Я даю – они …
Я покупаю - …
Я топаю - … Они пили – Я … /пью/
Они кидали - …
Они умели - …
6. «Слушай, не зевай и показывай буквы»
Й – Ль - 3
клюква, поёт, салют, малютка, смешной, пилит, моет, магия, колено, фея, отдаёт, олень, юнга, лента, Геннадий.
7. Проговаривать / 5 7 раз/
Айболит
больной
улей
лейка Анатолий
клей
лей
талия линейка
Василий
бель/й/ё
листья лилия
Наталия
поленья
Илья
8. Придумать предложения со словами:
- улей – Пчёлы живут в улье. Пчела залетела в улей.
Папа смастерил улей для пчёл.
- Айболит - …
- бельё - …
- лилия - …
9. Проговаривать / 5 – 7 раз/
звуки Й – Ль - 4
ель
июль
клинья
аллея колыбельная
ущелье
клюют
соболья Юлия
веселье
листья
июльский коктейль
выпиливают
подпиливают
Емеля
10. Игра с мячом «Я …, ты …, он …»
- выливать воду из /зелёной/ лейки
Я вылива/й/ю воду из лейки
Ты выливаешь …
Он выливает … Мы выливаем …
Вы ...
Они …
11. Проговаривать / 5 – 7 раз/
звуки Й – Ль - 5
выпиливают
отклеивают
подклеивают подглядывают
выливают
обливают доливают
наблюдают
поехали объехали
подъехали
вклеивают
лёгки/й/е полень/йа/я, кленовая аллея, любимый ельник, длинная линейка, купленная ель, угольная пыль
*Если ребёнку трудно произносить слова, то их отхлопывают по слогам.
12. «Закончи предложение»
- Машины из гаража … /выехали/.
- Вокруг лужи машины … /объехали/.
- На мост машины … /въехали/.
- С моста машины … /съехали/.
- К дому машины … /подъехали/.
- В гараж машины … /въехали/.
13. Выучить
- Ела Мила землянику, а Емеля ел клубнику.
- Тёплый халат Елене маловат.
14. Проговаривать / 5 – 7 раз/
звуки Й – Ль - 6
липкий фитиль
новый улей
малиновая лейка льняное бельё
постельное бельё
легковой автомобиль маленькая Юля
автомобильная колея
далёкая Анталия
15. Образовывать слова «Какой? Какая? Какое?»
июль -
лён - …
стекло - …
уголь - … июльский /дождь/,
/платье/,
/чашка/,
/пыль/, июльская /гроза/
… /юбка/
… /блюдо/
… /комбинат/
16. Послушать рассказ и ответить на вопросы полными предложениями.
Проговаривать и пересказывать рассказ / 3- 5 раз/
Юлины именины
Летом у Юли были именины. Галя и Елена были у Юли на обеде. Они купили для Юли тюльпаны, левкои и лилии. На обед Юля, Галя и Елена ели селёдку, котлеты и блины. Пили дети лимонад и клюквенныйкомпот. Потом мама и папа Юли катали детей на новом автомобиле. /Ткаченко Т.А./
- У кого были именины? - Когда были именины?
- Кто пришёл в гости к Юле? - Что купили Юле её подруги?
- Что девочки ели и пили на обед? - Что девочки делали после обеда?
«Чей? Чья? Чьё?»
У Юли тюльпаны. – Чьи это тюльпаны? – Это Юлины тюльпаны.
У Гали ель. – Чья это ель? - …
У Лены лейка. – Чья это лейка? - …
У Юли яхта. - …
У Лены ягоды. - …
У Гали йод. - …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...