Перспективный план по коррекционно-развивающей работе
материал по логопедии (подготовительная группа)

Тумат Севил Солун-ооловна

Перспективный план по коррекционно-развивающей работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Страна Детства» комбинированного вида

города Кызыла Республики Тыва

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МАДОУ №15 «Страна детства»

комбинированного вида г. Кызыл

____________ Петрова С.В.

Перспективное планирование

коррекционно-логопедической работы

с детьми подготовительной к школе группы

Учитель-логопед: Тумат С. С.

Кызыл 2024

                                       

I ПЕРИОД

(Сентябрь, октябрь, ноябрь)

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

  1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
  2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.
  3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.
  4. Выработать правильный темп речи.
  5. Работать над четкостью дикции.
  6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении детей.
  7. Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.
  2. Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
  3. Развивать мимическую мускулатуру.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

  1. Закреплять навыки чёткого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей.
  2. Сформировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию у вновь поступивших детей.
  3. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещающих логопедическую группу.

РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА

  1. Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.)
  2. Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).
  3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.
  4. Формирование умений делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов (ма-ма, ва-та, ру-ка).

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  1. Учить различать неречевые и речевые звуки по силе, высоте и тембру.
  2. Учить выделять гласные на фоне других гласных и согласных.
  3. Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [у]- [а], [и] - [у], [э] –[о], [и]-[о], [э]-[у];
  4. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных звуков [а], [у], [о], [и] в слогах и словах (Аня, ухо и т.п.).
  5. Формировать умения различать гласные и согласные звуки.
  6. Формирование умения различать слова, сходные по звучанию.
  7. Формирование умений подбирать слова с заданным звуком.
  8. Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, глухой/звонкий звук и умения оперировать этими понятиями.

ЛЕКСИКА

Лексические темы

Сентябрь – первые три недели обследование состояния речи и неречевых психических функций. Выявление структуры и механизма речевых нарушений. Заполнение речевых карт.

Сентябрь

  1. Неделя – Диагностика
  2. Неделя – Диагностика
  3. Неделя – Диагностика
  4. Неделя – «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью.»

Октябрь

  1. Неделя – «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.»
  2.  Неделя – «Фрукты. Труд взрослых в садах.»
  3. Неделя – «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.»
  4. Неделя – «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.»

 Ноябрь

  1. Неделя – «Поздняя осень. Грибы, ягоды.»
  2. Неделя – «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.»
  3. Неделя – «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме.»
  4. Неделя – «Осенняя одежда, обувь, головные уборы.»

 РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе
  2. Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).
  3. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги из-под, из-за.
  4. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т.п.) и начать обучать образовывать приставочные глаголы, а также закреплять их в речи.
  5. Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными (по указанным темам).
  6. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
  7. Познакомить детей со способами словообразования.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

  1. Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Ознакомление с гласными звуками и буквами А, У, О, И, с согласными звуками и буквами Т, П, Н, М, К. (1 год обучения)
  3. Повторение пройденного материала. Обучение звукам и буквам Й, Е, Ё, Ю, Я. (2 год обучения)
  4. Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных букв: нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
  5. Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  2. Продолжать обучать детей составлять предложения по картинке (по картинкам, по серии картинок), учить распространять предложение второстепенными членами предложения.
  3. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
  4. Учить грамотно, задавать вопросы. Стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  5. Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух.
  6. Совершенствовать навык составления рассказов по картине (по картинкам, по серии картинок).
  7. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, равнения, обобщения и классификации.
  8. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ, ВРЕМЕННЫХ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  1. Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, за, и пр.
  2. Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3 -  4 признакам.
  3. Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить использовать слова вверху, внизу, слева, справа.
  4. Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова месяц, неделя.
  5. Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
  6. Учить подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (зашел, вышел, перешел, отошел, ушел)

II ПЕРИОД

(Декабрь, январь, февраль)

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

  1. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
  2. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять илу, высоту и тембр голоса.
  3. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
  4. Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительности речи.
  5. Формировать навыки выразительного чтения стихотворений, развивая правильность, беглость, выразительность и осознанность.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку.
  2. Подготовить органы артикуляционного аппарата и правильному произношению звуков.
  3. Развивать мимическую мускулатуру.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

  1. Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков у детей.
  2. Формировать правильное произношение звуков у вновь поступивших детей.

РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА

  1. Проговаривать слова доступного речевого класса.
  2. Постепенно увеличивать сложность классов.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  1. Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
  2. Упражнять детей в различении гласных-согласных в ряду звуков, слогов, слов.
  3. Совершенствовать навык выделение заданного звука из слова.
  4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа дом, кот.

ЛЕКСИКА

Декабрь

  1. Неделя – «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой».
  2. Неделя – «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы из которых сделана мебель»
  3. Неделя – «Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда».
  4. Неделя – «Новый Год».

Январь

  1. Неделя – Каникулы.
  2.  Неделя – «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия».
  3. Неделя –  «Профессии взрослых. Трудовые действия».
  4. Неделя – «Труд на селе зимой».

Февраль

  1. Неделя – «Орудия труда. Инструменты».
  2. Неделя – «Животные жарких стран, повадки. детеныши».
  3. Неделя – «День Защитника Отечества. Мужские профессии».
  4. Неделя – «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы».

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (по лексическим  темам).
  2. Продолжать работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными (по лексическим темам).
  3. Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных.
  4. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.
  5. Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия (по всем темам).
  6. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

  1. Закрепление понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Ознакомление со звуками и буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э. (1 год обучения)
  3. Ознакомление со звуками и буквами Ц, Ч, Щ, Л, Р. (2 год обучения)
  4. Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений пройденных букв, изученных букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
  5. Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.
  6. Формирование навыка осознанного чтения слов и предложений с изученными буквами.
  7. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).

ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  1. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана, по картинке (по картинкам, по серии картинок).
  2. Учить детей составлять рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.
  3. Учить детей пониманию и толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц и загадок.
  4. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.
  5. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ, ВРЕМЕННЫХ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  1. Учить детей отражать пространственное положение предметов в речи. Уточнить пространственные отношения, выраженные сложными предлогами из-за, из-под и т.п.
  2. Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше, ниже.
  3. Закреплять представление о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить в речи названия дней недели и месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми.
  4. Ввести в речь слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче.
  5. Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
  6. Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (заехал, выехал, переехал, отъехал, уехал).

III ПЕРИОД

(Март, апрель, май)

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

  1. Развивать правильное голосоведение и выразительность речи.
  2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, чёткость дикции в повседневном общении.
  3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и лёгкое изменение по силе, высоте, тембру).
  4. Продолжать развивать интонационную выразительность речи. Формировать полноценные интонации, работать над выразительностью речи. Учить осознанно использовать различные интонационные структуры предложений в экспрессивной речи.
  5. Работать над выразительным чтением стихотворений, выразительным чтением стихотворений, выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях, на вечерах досуга и утренниках.
  6. Развивать и поощрять речевое творчество детей.
  7. Совершенствовать чёткость дикции.
  8. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

По необходимости: для детей, пропустивших этот этап работы, и для детей с тяжелыми формами дизартрии.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

  1. Закончить автоматизацию поставленных звуков у всех детей.
  2. Провести дифференциацию смешиваемых звуков.
  3. Ознакомление с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л`], [р], [р`].

РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА

  1. Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.
  2. Проговаривать двустишия и четверостишия.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  1. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении гласных и согласных, в выделении звука из слова.
  2. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа: кот, дом, сон.
  3. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков.

ЛЕКСИКА

Март

  1. Неделя – «Ранняя весна., весенние месяцы. Первые весенние месяцы. Мамин праздник.
  2. Неделя – «Наша родина - Россия».
  3. Неделя – «Москва – столица России. ».
  4. Неделя – «Наш родной город»

        Апрель

1. Неделя – «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Я. Маршака».

2.Неделя – «Мы читаем. Знакомство с творчеством К. И Чуковского»

3.Неделя – «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. В. Михалкого».

 4.Неделя – «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Л. Барто».

         Май

  1. Неделя – «Каникулы».
  2. Неделя – «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»
  3. Неделя – «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина.».
  4. Неделя – «Скоро в школу. Школьные принадлежности».

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными (по всем темам).
  2. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. Совершенствовать умение образовывать сравнительные степени прилагательных.
  3. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

  1. Ознакомление со звуками и буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.  Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита. Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозаики, навыков печатания, лепки букв из пластилина. (1 год обучения)
  2. Повторение пройденного материала. Ознакомление с буквами Ь, Ъ. (2 год обучения)
  3. Закрепление умения трансформировать буквы, различать правильно  и неправильно напечатанные  буквы, допечатывать  незаконченные буквы. Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
  4. Закрепление знания уже известных детям правил правописания. Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания.
  5. Формирование навыков разгадывания ребусов, решения кроссвордов, чтения изографов.  

ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картинке и по серии картинок, рассказа из личного опыта.
  2. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
  3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
  4. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.
  5. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
  6. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.
  7. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей.
  8. Учить детей понимать свои переживания и чувства других людей и рассказывать об этом.

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ, ВРЕМЕННЫХ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  1. Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев, об отношениях во времени (неделя – месяц, месяц – год).
  2. Практиковать детей в отражении пространственного положения предметов в речи.
  3. Практиковать детей в ориентировании на листе бумаги, использовать слова левее, правее, выше, ниже.
  4. Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве. Учить использовать слова сверху, снизу, влево, вправо.
  5. Закреплять представления о времени, ввести в активный словарь слова раньше, позже, вчера, завтра, старше, младше.
  6. Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
  7. Учить подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (залетел, вылетел, перелетел, отлетел, улетел).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.

П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...

План индивидуальной коррекционно-развивающей логопедической работы

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы ребенка-логопата старшего возраста с тяжелым нарушением речи....

Перспективный план подгрупповой коррекционно-развивающей работы

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи ...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...