Конспект логопедического занятия по развитию речи по теме "Профессии"
план-конспект занятия по логопедии
Технологическая карта НОД по образовательной области речевого развития на тему «Професии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professii.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Тема НОД: «Профессии»
Возраст детей: 5-6 лет
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная форма)
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- обобщать, систематизировать и расширять знания детей о профессиях;
- способствовать формированию у детей навыков составлять короткий рассказ о профессиях;
- активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Профессии».
- упражнять фонематическое восприятие;
- упражнять в словообразовании;
Коррекционно-развивающие:
-развивать высшие психические функции (зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение);
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать фразовую речь;
-развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о профессиях:
- обеспечивать развитие умения обобщать и делать элементарные выводы.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.
- воспитывать желание активно участвовать в ходе занятия, умение смело отвечать на вопросы.
Предварительная работа: Чтение книг о профессиях. Беседы о профессиях. Рассматривание наглядностей по различным профессиям. Заучивание стихотворений и пословиц о профессиях.
Методические приёмы: словесные – беседа, вопросы, пояснения, ответы, указания, речевой образец; наглядные - предметные картинки, фотографии; игровые – создание игровой ситуации, проблемная ситуация; сюрпризный момент.
Оборудование: Сюжетные картинки, фотографии, рисунки, письмо, марка, Круги Луллия, картинки профессии, картинки с прищепками.
Содержание НОД:
Ход занятия
Этап занятий | Деятельность логопеда | Деятельность ребенка | Время |
1. Организацион-ный момент. | Ребенок заходит в комнату. Логопед: …, поприветствуем друг друга. «Придумано кем-то, просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро». Логопед: Ты догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Логопед: …, писательница обратилась за помощью именно к тебе, так как узнала, что дети в нашем саду знают много о труде, и твой рассказ поможет ей закончить книгу о профессиях. Как думаешь, мы сможем помочь писательнице? Логопед: Чем мы можем помочь писателю? Логопед: Так и сделаем! Логопед: …, сейчас мы вспомним, как должны вести себя дети подготовительной группы на занятии: Сидим на стульчике ровно, спину держим прямо, говорить надо четко, понятно для остальных, но не кричать; | Приветствуют друг друга Ребенок внимательно слушает. - Да, о профессиях. - Да, мы сможем. - Можно составить интересные рассказы о профессиях и выслать ей по почте, можно отправить рисунки о труде, картинки, игры. - Хорошо! | 3 мин |
2. Вводная часть | Логопед: Сейчас мы вместе с тобой подготовим наш язык и ротик к занятию. «Блинчик». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. «Заборчик» Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается ( зубы можно чистить и снаружи и внутри). Развитие фонематических процессов Логопед: Как хорошо мы сделали упражнения, а теперь мы немного поиграем. Игра «Успокой кукол». Перед ребёнком на столе – знакомые куклы и игрушки. Логопед говорит, что они расшалились. Логопед: Скажем им, чтобы они сидели тихо – тихо: «ц – ц –ц». (Логопед следит за правильным расположением губ, языка, наличием воздушной струи.) 2. Упражнение на проговаривание слоговых рядов со сменой движения. Логопед: Внимательно послушай цепочку слогов и повтори её: (Логопед прикрывает рот и произносит слоги) А. ца – ца – ца Б. да – по – ца Цо – цо – цо ца – ца – цо Цу – цу –цу цо – цо – ца | Ребенок смотрит, потом повторяет упражнение. Ребенок смотрит на кукол и цыкает, Ребенок слушает, потом повторяет. | 7 мин |
3. Основная часть | Лексико-грамматические упражнения 1. Игра «Кому принадлежит фраза?» Логопед: Я буду говорить тебе фразы, а ты должен отгадать какой профессии принадлежит эта фраза. - Как вас подстричь? А челку покороче? - Дети, здравствуйте! Начинаем урок чтения. Откройте учебники на 15 странице. – Несите кирпич, цемент. – У вас болит горло? Откройте шире рот и скажите: А-а-а. – Сколько вам взвесить конфет? С вас 50 рублей! Логопед: Давай я расскажу тебе, что такое профессия. Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь и приносит пользу обществу. Логопед: У каждого человека есть своя профессия. И профессии бывают тоже разные. Давай мы сейчас узнаем, чем люди разных профессий занимаются на своей работе? 2. Упражнение «Кто что делает?» Учитель – учит врач – … Строитель – … повар – … Воспитатель – … парикмахер – … Водитель – … пожарный – … Продавец – … хирург – … Певица – … почтальон – Л: Молодец, отлично справился с заданием. Л: …, а почему мужчины чаще бывают военными, пожарными, моряками, спасателями? Л: Да, мужчины выполняют работу, которая требует силы, выдержки, решительности. …, почему женщины чаще бывают медсестрами, нянями, воспитательницами? Л: Правильно, женщины занимаются деятельностью, требующей заботы, терпения, усердия, аккуратности, доброты, кропотливости. 3.Игра: «Чей инструмент?» ( Логопед раскладывает на столе картинки человека определенной профессии, и картинки инструментов на прищепках.) Логопед: Посмотри, перед тобой, на столе лежат картинки разных профессий и инструменты, которые им необходимы. Давай найдем инструменту хозяина. Логопед: Молодец. Отлично справился с заданием. | Ребенок отвечает: -Парикмахеру. -Учителю, воспитателю. - Строителю. - Врачу. - Продавцу.
Ребенок отвечает: - Строит дома. – Лечит людей. - Воспитывает детей. – Готовит еду. - Водит машины. – Стрижет волосы. - Продает продукты. – Тушит пожары. - Поет песни. – Оперирует людей - Разносит письма, посылки Ребенок отвечает: - Потому что они сильные, смелые, решительные. - Потому что они добрые, заботливые. Ребенок внимательно смотрит и цепляет на краешек картинки с профессией прищепку с инструментом. | 10 мин |
4. Физкульминутка | Логопед: А теперь я предлагаю нам немножко отдохнуть. Давай встанем на серединку комнаты. Я буду делать, а ты будешь повторять со мной слова и движения. Мы в профессии играли – В миг мы лётчиками стали! В самолёте полетали И шофёрами вдруг стали! Руль теперь у нас в руках - Быстро едим по горам! А теперь на стройке мы, Кладём ровно кирпичи. Раз - кирпич и два, и три – Строим дом мы, посмотри! Вот закончена игра, Снова сесть нам всем пора. | Ребенок встает, повторяет слова и выполняет соответствующие движения. Ребенок имитирует самолет, вождение машины, бегает, имитирует строительные работы. | 1 мин |
4. Основная часть (продолжение) | Логопед: Молодец, а теперь рассаживаемся по местам. 4. Игра «Исправь ошибки» Логопед: «Послушай внимательно, исправишь обязательно!» - Водитель управляет самолетом. - Тракторист учит детей. - Повар приготовил вкусный зуб. - К больному пришел грач. - Садовник поливает цветы из линейки. - Водитель сидит за кулем. 5. Круги Луллия. Логопед: Посмотри, перед тобой здесь расположены круги и картинки. Ребенок раскручивает самый маленький круг, когда круг останавливается, стрелка показывает на профессию. Ребенок называет профессию, раскручивает второе колесо, когда стрелка указывает на выпавший набор карточек, ребенок фантазирует для чего эти предметы для выпавшей профессии. Логопед: Молодец, ты справился. Логопед: …, расскажи мне кем ты хочешь стать когда вырастешь? Почему? Логопед: Мне очень понравился твой рассказ. А сейчас я предлагаю тебе поиграть в игру. | Ребенок садится на свое место Ребенок отвечает: - Пилот управляет самолетом. - Учитель учит детей. - Повар приготовил вкусный суп. - К больному пришёл врач. - Садовник поливает цветы из лейки. - Водитель сидит за рулем. Ребенок смотрит на круги, и фантазирует, фантазируя и сочиняя предложения. Ребенок самостоятельно составляет предложения. Ребенок рассказывает о своем выборе. | 8 мин |
5.Рефлексия. | Логопед: …, наше занятие подошло к концу, давай вспомним, о чем мы с тобой говорили, что нового ты узнал на занятии. Логопед: Все наши ответы, и игры мы отправим нашей писательнице по письму. (В конверт, с ребенком, мы положим все наши игры, и ответы ребенка. Закроем конверт, предложим ребенку приклеить марку. Логопед: Спасибо, теперь наша писательница с твоей помощью закончит свою книгу. | - На занятии мы говорили о профессиях. | 1 мин |
30 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»
Цели: диагностические:классификация предметов, обобщение предметов и слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориен...
Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»
Цели: диагностические: классификация предметов, обобщение предметов и слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориентировка;обра...
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми средней группы №4.
Тема: «Деревья».Цели:1. Составление рассказа–описания «Дерево».2. Учить отвечать полными предложениями.3. Практическое употребление в речи предлогов На, В, Под.4. Использование множественного числа су...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Домашние животные и их детеныши (обобщающая беседа)...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Игрушки в гости к нам»...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе "Как звери весну встречали"
Развитие лексико-грамматических средств языка...