Конспект логопедического занятия по развитию речи по теме "Семья"
план-конспект занятия по логопедии
Технологическая карта НОД по образовательной области речевого развития на тему «Семья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД по образовательной области речевого
развития на тему «Семья»
Тема НОД: «Семья»
Возраст детей: 5-6 лет
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция детей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая деятельности.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная форма)
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- обобщать, систематизировать и расширять знания детей о семье, родственных отношениях;
- способствовать формированию у детей навыков составлять короткий рассказ о семье, называя имена родных;
- активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Семья».
- упражнять фонематическое восприятие;
- развивать фразовую речь;
- упражнять в словообразовании;
- развивать высшие психические функции (зрит.восприятие, внимание, мышление, воображение;
- развивать общую и мелкую моторику;
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о семье:
- развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь;
- обеспечивать развитие умения обобщать и делать элементарные выводы.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброе и заботливое отношение к членам своей семьи;
- воспитывать желание активно участвовать в ходе занятия, умение смело отвечать на вопросы.
Предварительная работа: Чтение книг о семье, родных, близких. Беседы о семье. Рассматривание альбомов с семейными фотографиями, семейных архивов. Заучивание стихотворений и пословиц о семье.
Методические приёмы: словесные – беседа; вопросы; пояснения; наглядные - предметные картинки; фотографии; игровые – создание игровой ситуации; проблемная ситуация; сюрпризный момент.
Оборудование: Сюжетные картинки, фотографии, рисунки, посылка, сердечко.
Содержание НОД:
Ход занятия
Этап занятий | Деятельность логопеда | Деятельность ребенка | Время |
1. Организацион-ный момент. | Логопед: Дети, поприветствуем друг друга. «Придумано кем-то, просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро». Логопед: Давайте посмотрим. (Логопед достает из посылки сердце) Логопед: Какое красивое сердце – это для вас. А что же здесь написано? Логопед: - Соня, будь умницей, я скоро за тобой приду. Твоя мама. - Найыр, кушай хорошо, я переживаю. Твоя бабушка. - Аюр, не обижай детей, слушайся. Твой папа. -Теона, на улицу одевайся теплее. Твой дедушка. Здесь еще лежит, какая то цифра и буква «я» 7Я Логопед: Дети, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Логопед: Дети, сейчас мы вспомним, как должны вести себя дети старшей группы на занятии: Сидим на стульчике ровно, спину держим прямо, говорить надо четко, понятно для остальных, но не кричать; | Приветствуют друг друга - Да. (ребенок садятся на стульчик) - Да, о семье! | 3 мин |
2. Вводная часть | Логопед: Сейчас мы вместе с вами подготовим наш язык и ротик к занятию. «Блинчик». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. «Заборчик» Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными. Развитие фонематических процессов Логопед: Как хорошо мы сделали упражнения, а теперь я буду поочередно называть звуки, когда услышишь Звук У, хлопай в ладоши. Логопед называет звуки: У, м, н, г, У, ш, р, в, с, ж, У, а, з, ч, х, У, щ. Логопед: А теперь немножко усложним нашу задачу, теперь буду произносить слоги, когда услышишь звук У, хлопай в ладошки. Логопед называет слоги: Уа, да, но, до, Уо, ра, Уа, жи, ны, Уы, вы, кэ, то, хэ, Уэ, Уо | Дети смотрят, потом повторяют. Дети внимательно слушают, когда слышат звук У, хлопают в ладошки. | 7 мин |
3. Основная часть | Лексико-грамматические упражнения 1.Игра: «Назови одним словом»: Отец, мать - …. Сын, дочь - …. Бабушка, дедушка, внучка, папа, мама , сын, дочь, тетя, дядя - …. Логопед: Скажите мне, а что такое семья? Логопед: У каждого из нас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие. 2. Игра « Вопрос – Ответ» Л: А какие еще семьи бывают, мы узнаем, поиграв в игру «Вопрос – ответ» Л: Если в семье все дружат, какая это семья? Л: Если в семье много детей, какая это семья? Л: Если в семье все играют на музыкальных инструментах, любят сочинять песни, слушать музыку, какая это семья? Л: Если в семье любят заниматься спортом, какая это семья? Л: Если в семье заботятся друг о друге? Л: В семье очень много работают, любят трудиться, какая это семья? Л: Молодцы, теперь мы знаем, какие семьи бывают. Логопед: Чем отличаются люди из разных семей? Логопед: Дети, расскажите мне немного о своей семье, мне очень интересно. Логопед: Мне очень понравились ваши рассказы о семье. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. 3.Игра: «Кто ты мне?» ( Логопед встает напротив ребенка и бросает мяч ребенку в руки) - Я мама, а ты мне кто? (дочь, сын) - Я бабушка, а ты мне кто? (внук, внучка) - Я папа, а ты мне кто? (сын, дочь) Я сестра, а ты мне кто? (брат, сестра) Я тетя, а ты мне кто? (племянник, племянница) Логопед: Молодцы. Справились с заданием. | Дети отвечает на вопросы: -Родители -Дети - Родственники, семья - Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
- Дружная семья - Многодетная семья - Музыкальная семья - Спортивная семья -Заботливая семья -Трудолюбивая семья - Фамилией, именами, внешностью. Дети рассказывают о своей семье Дети отвечают: - Дочь, сын -Внук, внучка - Сын, дочь - Брат, сестра - Племянник | 10 мин |
4. Физкульминутка | Логопед: А теперь я предлагаю нам немножко отдохнуть. Давай встанем на серединку комнаты. Я буду делать, а вы будете повторять со мной слова и движения. Осенью, весною, (Логопед и ребенок встают и делают физминутку) | Дети встают, повторяют слова и выполняют соответствующие движения. Дети имитируют ходьбу, поднимают руки, приседают, делают повороты и имитируют бег. | 1 мин |
4. Основная часть (продолжение) | Логопед: Молодцы, а теперь рассаживаемся по местам. 4. Игра «Соберем семью» Логопед: Перед тобой я разложила части одной картинки. Собери картинку воедино. 5. Мнемодорожки для составления предложений. Логопед:. Посмотри, перед тобой лежит серия картинок. Сейчас мы будем составлять предложения из этих картинок. (Логопед дает образец составления.) Например, я посмотрю на эту картинку и скажу: «Папа сидит на стуле». Я дам тебе другую картинку, сможешь построить предложение?. 6. Игра «Кто старше, кто младше?» Логопед: Папа - сын, кто старше? Дочка-мама, Дедушка - папа, Дедушка-мама, Бабушка- внучка, Дедушка- внук. 7. Игра «Чей? Чья? Чье?» Логопед: Бабушка носит халат. Халат чей? Папа носит галстук. Галстук чей? У мамы есть шарф. Чей это шарф? У Пети есть мяч. Мяч чей? Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? Таня носит платье. Платье чье? Тетя носит очки. Чьи очки? У дяди есть собака. Чья собака? Логопед: Молодцы, Вы справились. | Дети садятся на свое место Дети собирают пазл. Дети смотрят на картинки. Дети самостоятельно составляют предложения. | 8 мин |
5.Рефлексия. | Логопед: Дети, наше занятие подошло к концу, давай вспомним, о чем мы с тобой говорили, что нового ты узнал на занятии. Логопед: На столе лежат сердечки весёлые и грустные, если занятие понравилось тебе, и было интересно бери веселое сердечко, а если тебе было не интересно и скучно, грустное. Логопед: Вы самые счастливые дети на свете, потому что в вашей семье любят друг друга, дружно живут, заботятся друг о друге. Спасибо, что сегодня вы рассказали так много о вашей семье. | - На занятии мы говорили о семье. | 1 мин |
30 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»
Цели: диагностические:классификация предметов, обобщение предметов и слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориен...
Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»
Цели: диагностические: классификация предметов, обобщение предметов и слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориентировка;обра...
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми средней группы №4.
Тема: «Деревья».Цели:1. Составление рассказа–описания «Дерево».2. Учить отвечать полными предложениями.3. Практическое употребление в речи предлогов На, В, Под.4. Использование множественного числа су...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Домашние животные и их детеныши (обобщающая беседа)...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Игрушки в гости к нам»...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе "Как звери весну встречали"
Развитие лексико-грамматических средств языка...