Конспект логопедического занятия по развитию речи по теме "Семья"
план-конспект занятия по логопедии

Тумат Севил Солун-ооловна

Технологическая карта НОД по образовательной области речевого развития на тему «Семья»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Технологическая карта НОД по образовательной области речевого

                                                                          развития на тему «Семья»

Тема НОД: «Семья»

Возраст детей: 5-6 лет

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция детей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая деятельности.

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная форма)

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- обобщать, систематизировать и расширять знания детей о семье, родственных отношениях;

- способствовать формированию у детей навыков составлять короткий рассказ о семье, называя имена родных;

- активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Семья».

- упражнять фонематическое восприятие;

- развивать фразовую речь;

- упражнять в словообразовании;

- развивать высшие психические функции (зрит.восприятие, внимание, мышление, воображение;

- развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о семье:

- развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь;

- обеспечивать развитие умения обобщать и делать элементарные выводы.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать доброе и заботливое отношение к членам своей семьи;

- воспитывать желание активно участвовать в ходе занятия, умение смело отвечать на вопросы.

Предварительная работа: Чтение книг о семье, родных, близких. Беседы о семье. Рассматривание альбомов с семейными фотографиями, семейных архивов. Заучивание стихотворений и пословиц о семье.

Методические приёмы: словесные – беседа; вопросы; пояснения; наглядные - предметные картинки; фотографии;  игровые – создание игровой ситуации; проблемная ситуация; сюрпризный момент.

Оборудование: Сюжетные картинки, фотографии, рисунки, посылка, сердечко.

Содержание НОД:

                                                                                  Ход занятия

Этап занятий

           Деятельность  логопеда

                      Деятельность ребенка

    Время

1. Организацион-ный

 момент.

Логопед: Дети, поприветствуем друг друга.

 «Придумано кем-то, просто и мудро

при встрече здороваться  «Доброе утро».
Логопед: Дети , сегодня к нам в детский сад принесли посылку и здесь написано, что эта посылка для вас. Хотите посмотреть, что там лежит?

Логопед: Давайте посмотрим. (Логопед достает из посылки  сердце)

Логопед: Какое красивое сердце – это для вас. А что же здесь написано?

Логопед:

- Соня, будь умницей, я скоро за тобой приду.  

                                                      Твоя мама.

- Найыр, кушай хорошо, я переживаю.

                                          Твоя бабушка.

- Аюр, не обижай детей, слушайся.

                                                      Твой папа.

-Теона, на улицу одевайся теплее.

                                        Твой дедушка.

Здесь еще лежит, какая то цифра и буква «я»  7Я

Логопед: Дети, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

Логопед: Дети,   сейчас мы вспомним,  как должны вести себя дети старшей группы на занятии:

Сидим на стульчике ровно, спину держим прямо, говорить надо четко, понятно для остальных, но не кричать;

Приветствуют друг друга

- Да. (ребенок садятся на стульчик)

-  Да, о семье!

    3 мин

2. Вводная часть

Логопед: Сейчас мы вместе с вами подготовим наш язык и ротик к занятию.

«Блинчик».

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. 

  «Заборчик»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

 «Наказать непослушный язычок».

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

«Горка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

Развитие фонематических процессов

Логопед: Как хорошо мы сделали упражнения, а теперь я буду поочередно называть звуки, когда услышишь Звук У, хлопай в ладоши. 

Логопед называет звуки:

У, м, н, г, У, ш, р, в, с, ж, У, а, з, ч, х, У, щ.

Логопед: А теперь немножко усложним нашу задачу, теперь буду произносить слоги, когда услышишь звук У, хлопай в ладошки.

Логопед называет слоги: Уа, да, но, до, Уо, ра, Уа, жи, ны, Уы, вы, кэ, то, хэ, Уэ, Уо

Дети смотрят, потом повторяют.

 Дети внимательно слушают, когда слышат звук У, хлопают в ладошки.

  7 мин

3. Основная часть

Лексико-грамматические упражнения

1.Игра: «Назови одним словом»:

Отец, мать - …. 

Сын, дочь - ….

Бабушка, дедушка, внучка, папа, мама , сын, дочь, тетя, дядя - …. 

Логопед: Скажите мне, а что такое семья?

Логопед: У каждого из нас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие.

2. Игра « Вопрос – Ответ»

Л: А какие еще семьи бывают,  мы узнаем, поиграв в игру «Вопрос – ответ»

Л: Если в семье все дружат, какая это семья?

Л: Если в семье много детей, какая это семья? 

Л: Если в семье все играют на музыкальных инструментах, любят сочинять песни, слушать музыку, какая это семья? 

Л: Если в семье любят заниматься спортом, какая это семья? 

Л: Если в семье заботятся друг о друге?

Л: В семье очень  много работают,  любят трудиться, какая это семья?

Л: Молодцы, теперь мы знаем, какие семьи бывают.

Логопед: Чем отличаются люди из разных семей?

Логопед: Дети, расскажите мне немного о своей семье, мне очень интересно.

Логопед: Мне очень понравились ваши рассказы о семье. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

3.Игра: «Кто ты мне?»

( Логопед встает напротив ребенка и бросает мяч ребенку в руки)

- Я мама, а ты мне кто? (дочь, сын)

- Я бабушка, а ты мне кто? (внук, внучка)

- Я папа, а ты мне кто? (сын, дочь)

Я сестра, а ты мне кто? (брат, сестра)

Я тетя, а ты мне кто? (племянник, племянница)

Логопед: Молодцы. Справились с заданием.

Дети отвечает на вопросы:

-Родители

-Дети

- Родственники, семья

-  Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга. 

  

- Дружная семья

- Многодетная семья

- Музыкальная семья

- Спортивная семья

-Заботливая семья

-Трудолюбивая семья 

- Фамилией, именами, внешностью.

Дети рассказывают о своей семье

Дети отвечают:

- Дочь, сын

-Внук, внучка

- Сын, дочь

- Брат, сестра

- Племянник

  10 мин

4. Физкульминутка

Логопед: А теперь я предлагаю нам немножко отдохнуть. Давай встанем на серединку комнаты. Я буду делать, а  вы будете повторять со мной слова и движения.

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

(Логопед и ребенок встают и делают физминутку)

Дети встают, повторяют слова и выполняют соответствующие движения.

Дети  имитируют ходьбу, поднимают руки, приседают, делают повороты и имитируют бег.

   1 мин

4. Основная часть (продолжение)

Логопед: Молодцы, а теперь рассаживаемся по местам.

4. Игра «Соберем семью»

Логопед: Перед тобой я разложила части одной картинки. Собери картинку воедино.

5. Мнемодорожки для составления предложений. 

Логопед:. Посмотри, перед тобой лежит серия картинок. Сейчас мы будем составлять предложения из этих картинок.

(Логопед дает образец составления.)

Например, я посмотрю на эту картинку и  скажу: «Папа сидит на стуле».

Я дам тебе другую картинку, сможешь построить предложение?.

6. Игра «Кто старше, кто младше?» 

Логопед: Папа - сын, кто старше?

Дочка-мама, Дедушка - папа, Дедушка-мама,

Бабушка- внучка, Дедушка- внук.    

7. Игра «Чей? Чья? Чье?» 

Логопед:

Бабушка носит халат. Халат чей?

Папа носит галстук. Галстук чей?

У мамы есть шарф. Чей это шарф?

У Пети есть мяч. Мяч чей?

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья?

Таня носит платье. Платье чье?

Тетя носит очки. Чьи очки?

У дяди есть собака. Чья собака?

Логопед: Молодцы, Вы справились.

Дети садятся на свое место

Дети  собирают пазл.

Дети смотрят на картинки.

Дети самостоятельно составляют предложения.

   8 мин

5.Рефлексия.

Логопед: Дети, наше занятие подошло к концу, давай вспомним, о чем мы с тобой говорили, что нового ты узнал на занятии.

Логопед: На столе лежат сердечки весёлые и грустные, если занятие  понравилось тебе, и  было интересно бери веселое сердечко, а если тебе было не интересно и скучно, грустное.

Логопед:  Вы самые счастливые дети на свете, потому что в вашей семье любят друг друга, дружно живут, заботятся друг о друге.

Спасибо, что сегодня вы рассказали так много о вашей семье.

- На занятии мы говорили о семье.

   1 мин

      30 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»

Цели: диагностические:классификация предметов, обобщение предметов и    слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориен...

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»

Цели: диагностические: классификация предметов, обобщение предметов и    слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориентировка;обра...

Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми средней группы №4.

Тема: «Деревья».Цели:1. Составление рассказа–описания «Дерево».2. Учить отвечать полными предложениями.3. Практическое употребление в речи предлогов На, В, Под.4. Использование множественного числа су...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Домашние животные и их детеныши (обобщающая беседа)...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект  логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Игрушки в гости к нам»...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...