Мастер-класс. Профилактика дисграфии и дислексии с помощью игр и упражнений на межполушарное взаимодействие.
материал по логопедии (подготовительная группа)

Омарова Алия Валиевна

Мастер- класс для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии и дислексии с помощью игр и упражнений на межполушарное взаимодействие

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые участники! Рада всех видеть!

Тема нашего мастер-класса: «Профилактика дисграфии и дислексии с использованием игр и упражнений на межполушарное взаимодействие».

Для начала предлагаю разобраться с понятием «Межполушарное взаимодействие» и выделить основные слова, подходящие к этому определению.

2 слайд

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую, целостно работающую систему.

3 слайд

Дорогие участники, хочу предложить определить ваше доминирующее полушарие мозга. Для этого необходимо выполнить несколько заданий.

Перед вами листы, после прохождения каждого этапа отмечайте результаты, ставя буквы Л или П.

  1. Штрихи.

Каждой рукой, не считая, нарисуйте в один ряд несколько вертикальных штрихов. Затем посчитайте штрихи. Какой рукой вы нарисовали больше штрихов?

Если левой рукой нарисовали больше, пишите букву «П», если правой – букву «Л». Если линий одинаковое количество, то пишите «ноль».

  1. Какое лицо вам кажется более счастливым?

Вам нужно выбрать то лицо, которое кажется счастливее.

Если выбрали лицо, изображенное слева, пишите букву «Л», если справа – букву «П».

  1. Окружность

Любой рукой нарисуйте окружность и завершите ее стрелкой.

Если линия идет против часовой стрелки – поставьте «Л», по часовой – «П».

Посмотрите, каких букв в результатах оказалось больше, сделайте вывод. Предлагаю к вашему вниманию несколько фактов о вас.

4 слайд

В левом полушарии находится центр речи, поэтому люди с ведущим левым полушарием любят поговорить. Но левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Зато правое полушарие отвечает за интонацию. У кого получилось ведущим правое полушарие, говорят мало, но уделяют особое внимание интонации.

Правое полушарие чувствительно к юмору и понимает метафоры.

Левое полушарие не воспринимает музыку – за нее отвечает правое.

Опознание обычных человеческих лиц –  функция правого полушария. Поэтому люди с доминирующим левым полушарием могут не узнать вас на улице.

У кого получилось ведущим левое полушарие любят углубляться в детали.

 Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории.

Люди, имеющие ведущее правое полушарие, сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали.

А у кого левое – сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом.

Правое полушарие хорошо запоминает эмоции, чувства, личный опыт.

Левое полушарие запоминает логические связи, графики и системы.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому желательно с самого детства развивать межполушарные связи.

Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

  • устной речи;
  • запоминании информации;
  • счете как в письменном, так и в устном;
  • в целом восприятии учебной информации;
  • проблемы в письме и чтении.

Предлагаю вернуться к теме мастер-класса: Профилактика дисграфии и дислексии с помощью игр и упражнений на межполушарное взаимодействие.

Нам осталось разобраться с понятиями дислексия и дисграфия.

5 слайд

6 слайд

Дисграфия – частичное развитие, нарушение процесса письма, при котором наблюдаются нарушения функций организма, стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, неправильная посадке при письме, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме и и др.

Дислексия – частичное закрепление, нарушение процесса чтения, проявляющееся в эмоциональном напряжении, повторяющихся ошибках стойкого характера: употребление в речи слов-паразитов, зеркальное чтение, перестановка букв, слогов, слов, «перескакивание» со строчки на строчку, непонимание прочитанного и др.

Предупреждение нарушения чтения и письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение, письмо.

В ходе систематических занятий при использовании игр и упражнений на межполушарное взаимодействие у ребенка исчезают предпосылки к нарушению письменной речи, чтению; развиваются межполушарные связи; улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления. Все упражнения необходимо выполнять вместе с детьми постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

Предлагаю несколько упражнений, направленных на предупреждение нарушений чтения и письма.

Слайд 8-22

Упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов "Применение в логопедической практике мультимедийных технологий на примере игры, выполненной в программе Microsoft Рower Рoint по профилактике дисграфии и дислексии"

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективно...

Конспект занятия по профилактике дисграфий и дислексий у дошкольников подготовительной к школе группы "На помощь буквам"

Данный конспект раскрывает разнообразие игровых приемов по профилактике различного вида дисграфий и дислексий у дошкольников...

Мастер класс "Обучение грамоте- профилактика дисграфии и дислексии"

Мастер-класс логопеда: "Обучение грамоте в старшей логопедической группе- приемы профилактики дисграфии и дислексии"...

Использование игр и упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе с детьми с ОВЗ

Игры и упражнения по профилактике и коррекции чтения и письма удетей дошкольного возраста с ОНР...

Мастер-класс для родителей "Профилактика дисграфии и дислексии".

Здесь представлены способы и приемы профилактики дисграфии и дислексии, доступные к проведению в домашних условиях....

Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи...