Мастер-класс. Профилактика дисграфии и дислексии с помощью игр и упражнений на межполушарное взаимодействие.
материал по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Профилактика дисграфии и дислексии с помощью игр и упражнений на межполушарное взаимодействие
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые участники! Рада всех видеть!
Тема нашего мастер-класса: «Профилактика дисграфии и дислексии с использованием игр и упражнений на межполушарное взаимодействие».
Для начала предлагаю разобраться с понятием «Межполушарное взаимодействие» и выделить основные слова, подходящие к этому определению.
2 слайд
Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую, целостно работающую систему.
3 слайд
Дорогие участники, хочу предложить определить ваше доминирующее полушарие мозга. Для этого необходимо выполнить несколько заданий.
Перед вами листы, после прохождения каждого этапа отмечайте результаты, ставя буквы Л или П.
- Штрихи.
Каждой рукой, не считая, нарисуйте в один ряд несколько вертикальных штрихов. Затем посчитайте штрихи. Какой рукой вы нарисовали больше штрихов?
Если левой рукой нарисовали больше, пишите букву «П», если правой – букву «Л». Если линий одинаковое количество, то пишите «ноль».
- Какое лицо вам кажется более счастливым?
Вам нужно выбрать то лицо, которое кажется счастливее.
Если выбрали лицо, изображенное слева, пишите букву «Л», если справа – букву «П».
- Окружность
Любой рукой нарисуйте окружность и завершите ее стрелкой.
Если линия идет против часовой стрелки – поставьте «Л», по часовой – «П».
Посмотрите, каких букв в результатах оказалось больше, сделайте вывод. Предлагаю к вашему вниманию несколько фактов о вас.
4 слайд
В левом полушарии находится центр речи, поэтому люди с ведущим левым полушарием любят поговорить. Но левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
Зато правое полушарие отвечает за интонацию. У кого получилось ведущим правое полушарие, говорят мало, но уделяют особое внимание интонации.
Правое полушарие чувствительно к юмору и понимает метафоры.
Левое полушарие не воспринимает музыку – за нее отвечает правое.
Опознание обычных человеческих лиц – функция правого полушария. Поэтому люди с доминирующим левым полушарием могут не узнать вас на улице.
У кого получилось ведущим левое полушарие любят углубляться в детали.
Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории.
Люди, имеющие ведущее правое полушарие, сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали.
А у кого левое – сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом.
Правое полушарие хорошо запоминает эмоции, чувства, личный опыт.
Левое полушарие запоминает логические связи, графики и системы.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому желательно с самого детства развивать межполушарные связи.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
- устной речи;
- запоминании информации;
- счете как в письменном, так и в устном;
- в целом восприятии учебной информации;
- проблемы в письме и чтении.
Предлагаю вернуться к теме мастер-класса: Профилактика дисграфии и дислексии с помощью игр и упражнений на межполушарное взаимодействие.
Нам осталось разобраться с понятиями дислексия и дисграфия.
5 слайд
6 слайд
Дисграфия – частичное развитие, нарушение процесса письма, при котором наблюдаются нарушения функций организма, стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, неправильная посадке при письме, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме и и др.
Дислексия – частичное закрепление, нарушение процесса чтения, проявляющееся в эмоциональном напряжении, повторяющихся ошибках стойкого характера: употребление в речи слов-паразитов, зеркальное чтение, перестановка букв, слогов, слов, «перескакивание» со строчки на строчку, непонимание прочитанного и др.
Предупреждение нарушения чтения и письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение, письмо.
В ходе систематических занятий при использовании игр и упражнений на межполушарное взаимодействие у ребенка исчезают предпосылки к нарушению письменной речи, чтению; развиваются межполушарные связи; улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления. Все упражнения необходимо выполнять вместе с детьми постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Предлагаю несколько упражнений, направленных на предупреждение нарушений чтения и письма.
Слайд 8-22
Упражнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений и игр с детьми дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии.
Система работы по профилактике дисграфии и дислексии...
Мастер- класс для педагогов "Применение в логопедической практике мультимедийных технологий на примере игры, выполненной в программе Microsoft Рower Рoint по профилактике дисграфии и дислексии"
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективно...
Конспект занятия по профилактике дисграфий и дислексий у дошкольников подготовительной к школе группы "На помощь буквам"
Данный конспект раскрывает разнообразие игровых приемов по профилактике различного вида дисграфий и дислексий у дошкольников...
Мастер класс "Обучение грамоте- профилактика дисграфии и дислексии"
Мастер-класс логопеда: "Обучение грамоте в старшей логопедической группе- приемы профилактики дисграфии и дислексии"...
Использование игр и упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе с детьми с ОВЗ
Игры и упражнения по профилактике и коррекции чтения и письма удетей дошкольного возраста с ОНР...
Мастер-класс для родителей "Профилактика дисграфии и дислексии".
Здесь представлены способы и приемы профилактики дисграфии и дислексии, доступные к проведению в домашних условиях....
Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи...