Взаимодействие учителя-логопеда и родителя в коррекционной работе с детьми.
статья по логопедии (старшая группа)

В настоящее время взаимодействие учителя-логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_uchitelya-logopeda_i_roditelya.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Основные задачи, принципы, условия и направления взаимодействия учителя-логопеда и родителя как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы.»

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Актуальность данной проблемы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.

Оптимизировать коррекционный процесс поможет правильно организованная совместная работа. Систематическая работа в ДОУ и дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. Ребенок не только заметит значительные улучшения собственного произношения, но и у него начнёт вырабатываться установка на успех. Ребенка мотивирует к его деятельности и вырабатывает у него желание заниматься с логопедом, поощрение его успехов и положительное отношение родителей к занятиям.

Система взаимодействия учителя-логопеда с родителями в детском саду может включать следующие элементы:

  • Родительские собрания.  Они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь и активно включиться в процесс воспитания детей. 
  • Консультации. Предполагают теоретическое и практическое знакомство родителей на определённую тему. 
  • Беседа. Цель — обмен мнениями по тому или иному вопросу. Особенность — активное участие логопеда и родителей. 
  • Тестирование и анкетирование. Эти методы позволяют выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей, а для учителя-логопеда — организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей. 
  • Ведение домашних тетрадей совместной деятельности.  Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить  эффективность  организации   взаимодействия  всех участников образовательного процесса.  Тетрадь для домашних заданий  является связующим звеном в  системе  «логопед-ребёнок-родитель». Родитель  в полной мере становится участником  коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется.
  • Семинары-практикумы. Родители получают возможность получить для себя новую, полезную информацию и попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под руководством логопеда. 
  • Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала  в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки  по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.
  • Совместные проектыПозволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить   образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг  сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам   и т. д.    
  • Логопедическая страничка на сайте детского сада. Специалист размещает различную информацию, актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т. д.. 

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника

- объединить усилия для развития и воспитания детей

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

- создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей,

- проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей.

Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьёй становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

    В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми  с нарушен...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя с родителями в коррекционной работе с детьми, как эффективность успешности обучения

В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей....

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).         Успешная коррекционна...

Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В данной статье описывается совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи на занятиях по логори...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционной работы.

Взаиодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе  коррекционной работы....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для музыкального руководителя ДОУ.

Федорова З.В. Консультация для музыкального руководителя ДОУ. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя ДОУ в коррекционной работе с детьми  с ОВЗ...