«Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей»
консультация по логопедии
«Логопедическая ритмика,
как средство развития речи детей»
Логоритмическое воспитание включается в систему работы в коррекционных группах ДОУ в комплексе с коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Логопедическая ритмика - это комплексная методика, включающая в себе средства логопедического, музыкального и физического воспитания.
Логопедическая ритмика основывается на сочетании слова (речи), музыки и движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.
Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание (нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата), неправильное произношение и тахилалия (слишком быстрый темп речи) или брадилалия (медленный темп речи).
Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:
• развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие фонематического слуха;
• развитие пространственной организации движений;
• развитие общей и тонкой моторики, мимики;
• развитие физиологического и фонационного дыхания;
• формирование артикуляционной базы звуков;
• развитие чувства ритма;
• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;
• развитие коммуникативных качеств.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:
1 направление - предусматривает развитие неречевых процессов:
- совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
-регуляция мышечного тонуса;
- развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
- активизация всех видов внимания и памяти.
2 направление– развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя:
- развитие дыхания, голоса;
- выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; - развитие артикуляционной и мимической моторики;
-координацию речи с движением;
- воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: - под музыку, - под счет, - словесное и стихотворное сопровождение.
Формы работы с детьми: - групповые, - подгрупповые, - индивидуальные.
При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:
- пальчиковые игры или массаж пальцев;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- стихотворения, сопровождаемые движениями;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- чистоговорки;
- речевые и музыкальные игры;
- различные виды ходьбы и бега под музыку;
- ритмические упражнения, пение;
- подвижные игры, драматизации;
- мимические упражнения;
- упражнения на релаксацию под музыку.
Сотрудничество специалистов:
В настоящее время логоритмические занятия рассматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога и т. д.).
Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги учитывают возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.
При организации логоритмических занятий внимание специалистов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи в целом.
Каждый педагог ведет работу не обособленно, а дополняя и углубляя достижения других.
Музыкальный руководитель - подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.
Учитель-логопед проводит работу над исправлением звукопроизношения, развивает фонематический слух, дыхание и просодические компоненты речи. Задает лексическую тему, что способствует расширению словарного запаса.
Инструктор по физкультуре занимается формированием правильных двигательных умений и навыков, развитием общей моторики, координации движений, ловкости. Проводит работу над регуляцией дыхания.
Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи, и движения.
Примерная структура логоритмического занятия следующая:
1. Организационный момент.
2. Ритмическая разминка.
3. Музыкально-ритмические упражнения, развивающие разные виды внимания, чувство ритма и темпа, координацию речи с движением; регулирующие мышечный тонус.
4. Слушание музыки. Пение.
5. Упражнения, направленные на развитие мимической, артикуляционной и мелкой моторики.
6. Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания.
7. Игра.
8. Релаксация.
9. Подведение итогов.
10. Заключительное упражнение.
Логоритмику можно использовать, как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах:
1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.
3. Динамические паузы между НОД.
4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.
5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.
6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
7. Подвижные игры с речетативом и движениями.
8. Логоритмические досуги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_ritmika.pptx | 225.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логоритмическое воспитание включается в систему работы в коррекционных группах ДОУ в комплексе с коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными мероприятиями. Логопедическая ритмика -это комплексная методика , включающая в себе средства логопедического , музыкального и физического воспитания. Логопедическая ритмика основывается на сочетании: слова (речи) музыки движения
Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи: • развитие слухового и зрительного внимания; • развитие фонематического слуха; • развитие пространственной организации движений; • развитие общей и тонкой моторики, мимики; • развитие физиологического и фонационного дыхания; • формирование артикуляционной базы звуков; • развитие чувства ритма; • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое; • развитие коммуникативных качеств.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми: развитие неречевых процессов развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений
I направление - предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
II направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: под музыку - под счет - словесное и стихотворное сопровождение Формы работы с детьми : - групповые - подгрупповые - индивидуальные
При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности: пальчиковые игры или массаж пальцев; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; стихотворения, сопровождаемые движениями; упражнения, регулирующие мышечный тонус; речевые упражнения без музыкального сопровождения; чистоговорки; речевые и музыкальные игры; различные виды ходьбы и бега под музыку; ритмические упражнения, пение; подвижные игры, драматизации; мимические упражнения; упражнения на релаксацию под музыку.
Сотрудничество специалистов: Музыкальный руководитель - подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий. Учитель-логопед проводит работу над исправлением звукопроизношения, развивает фонематический слух, дыхание и просодические компоненты речи. Задает лексическую тему, что способствует расширению словарного запаса. Инструктор по физической культуре занимается формированием правильных двигательных умений и навыков, развитием общей моторики, координации движений, ловкости. Проводит работу над регуляцией дыхания. Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи, и движения.
Примерная структура логоритмического занятия следующая: 1. Организационный момент. 2. Ритмическая разминка. 3. Музыкально-ритмические упражнения, развивающие разные виды внимания, чувство ритма и темпа, координацию речи с движением; регулирующие мышечный тонус. 4. Слушание музыки. Пение. 5. Упражнения, направленные на развитие мимической, артикуляционной и мелкой моторики. 6. Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания. 7. Игра. 8. Релаксация. 9. Подведение итогов. 10. Заключительное упражнение.
Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах: 1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями. 2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД. 3. Динамические паузы между НОД. 4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала. 5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса. 6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием. 7. Подвижные игры с речетативом и движениями. 8. Логоритмические досуги.
Спасибо за внимание =)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Логопедическая ритмика как средство коррекции речи.
В данной статье раскрывается значение логортмики в процессе формирования речи дошкольников....
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Консультация для педагогов "Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе и детей с ОВЗ в ДОУ"
Количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи &ndash...
Использование логопедической ритмики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок до...
Фонетическая ритмика как средство развития речи детей с ОНР
Методический материал по использованию фонетической ритмики служит дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи....
Логопедическая ритмика - как средство развития речи ребенка
Информация для родителей...