Симптомы бульбарной дизартрии и план коррекционно-логопедической работы по восстановлению речи у взрослых и детей.
методическая разработка по логопедии

Наталья Николаевна Скорнякова

В данной работе описаны клинико-физиологические аспекты дизартрии, основные принципы, опредляющие цель системы коррекционно-логопедической помощи.  Подобраны методы для проведения коррекционно-логопедической помощи приданной речевой патологии. Подготовлен план коррекции, включающий в себя логопедический массаж, артикуляционные упражнения, речевой материал - скороговорки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya_ns_port1.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Симптомы бульбарной дизартрии и  план коррекционно-логопедической работы по восстановлению речи у взрослых и детей.

Дизартрия - нарушение 
произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации органов артикуляции.

Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и глубиной поражения головного мозга: периферических двигательных нервов, ядер периферических двигательных нервов, ядер, располагающихся в стволе и подкорковых отделах, отвечающих за безусловно-рефлекторные речевые реакции.

Основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы соответствуют задачам логопедической работы при дизартрии.

Основная цель работы - улучшение разборчивости речевого высказывания, уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата -  спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, развитие речевого дыхания и голоса, нормализация просодики, формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи, развитие звукового анализа, нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия (что можно включить в индивидуальный план):дифференцированный логопедический массаж(расслабляющий или стимулирующий), пассивная и активная артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения. Бульбарная дизартрия возникает при очаговом поражении продолговатого мозга. Этот синдром связан с нарушением иннервации ядер черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего, добавочного, подъязычного. Синдром сопровождается вялым парезом (гипотонией) мышц языка, а также в ряде случаев снижением глоточного рефлекса. В качестве симптомов бульбарной дизартрии следует отметить ограниченную подвижность речевых органов, слабый голос и речевое дыхание, артикуляция гласных сводится к звуку нейтрального характера, звонких согласных-к глухому, в целом высказывание невозможно разобрать, у пациентов выделяется много слюны, голос приобретает носовой оттенок. Задача работы с таким пациентом - активизация мышц языка, преодоление его паретичности с учетом того, что бульбарная дизартрия трудно поддается коррекции.

План коррекционно-логопедической работы должен включать: комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка(артикуляционные упражнения), массаж органов артикуляции, исправление произношения звуков речи, нормализация речевого дыхания и голоса, работа над выразительностью речи.

В план работы можно включить:

1.Активизирующий массаж, который проводится при вялости артикуляционных мышц(вялые параличи и парезы).Воздействия на пораженные мышцы носит активизирующий характер процедур. Стимуляция мышц достигается прессорными, покалачивающими и поглаживающими воздействиями.

  1. Артикуляционные упражнения (комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка).

    1).Рот открыт, губы в улыбке; легко покусывая, помассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и затем втягивая его в рот. Затем, «чесать» язык зубами(кусаем язык зубами).

    2).Рот открыт, губы в улыбке. Облизывать кончиком языка верхнюю губу, затем нижнюю(облизываем языком слева направо верхнюю губу, а затем нижнюю.)

    3).Рот закрыт. Облизывать передние нижние и верхние зубы. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались(«чистим зубы»).

    4).Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка.

    5).Быстро,многократно и резко произносить «т»:т-т-т-т-т-т.

    6).Широкий язык присосать к твердому небу, удерживать,затем оторвать со щелчком(щелкаем языком).

    7).Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе(двигаем языком влево-вправо).

    8).Быстро, много кратно произносить «т»:т-т-т-т-т-т.

    3.Скороговорки.

Не тот товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ. Четверть четверика гороха без червоточинки. Константин констатировал конституцию. Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы. Будьте бережны к изображению. Поражено оно. Порушено временем. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь. Бренный мир отвергший дервиш брел по древнему Дербенту. В парус бриг впряг бриз близ берега.

Артикуляционные упражнения в течение дня желательно несколько раз повторять, а введение в речь (скороговорки) достаточно проговаривать 1-2 раза в день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"

Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада....

Эффективные формы коррекционно-логопедической работы по развитию речи и обучению грамоте детей старшего возраста

В материале представлена структура группового сюжетно-тематического комплексного  занятия  и использование ИКТ в работе логопеда....

Оздоровительная работа по коррекции речи в группе №12для детей с нарушением зрения

Данный материал содержит советы по применению су-джк терапии, правильном применении в оздоровительной работы массаж и самомассаж....

Фотоальбом :"Организация работы по развитию речи в совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагога"

Фотоальбом по совместной деятельности воспитателя с детьми в образовательной области ''РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ"....

Опыт работы «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

laquo;Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»....

Коррекционная работа по развитию речи посредством нейроигр у детей с ТНР

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно - целостную работающую систему.По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга ...