Звуковая культура речи
презентация по логопедии
Понятие звуковой культуры речи, этапы ее развития у детей. Как воспитателю раюотать по этой тематике в разных возрастных группах?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_zvuk_kultura_rechi.pptx | 279.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение понятия «Звуковая культура речи» Задачи по воспитанию звуковой культуры речи, возрастные особенности воспитания у дошкольников звуковой культуры речи 3. Методы и приемы работы
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач речевого развития детей в ДОО.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (дикция, звукопроизношение и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (темп, интонация и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (жесты, мимика), а также элементы культуры речевого общения (двигательные навыки и поза в процессе разговора, общая тональность детской речи ).
Звуковая культура речи
Для правильного и эффективного педагогического воздействия педагогам необходимо: Знать возрастные особенности звукопроизношения детей Определять задачи Создавать условия Уметь планировать ОД по ЗКР
Нарушения звуковой культуры речи, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи.
Задачи по воспитанию звуковой культуры речи Развитие речевого слуха и речевого дыхания Формирование правильного звукопроизношения Развитие средств звуковой выразительности р ечи ( темпа и ритма речи, итонации, мелодики, ударения и паузы)
Задачи по формированию звуковой культуры речи
Первая младшая группа (от двух до трех лет)
Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) В методической литературе довольно широко представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (М. М. Алексеева, М. Л. Генинг , Н. А. Герман, М. Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.
Показатели развития Ребенок к концу года должен : правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и фразовой речи. правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «»Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «Ц» и др. - изолированно , в словах и фразовой речи. уметь произвольно регулировать силу голоса ( громко — тихо ) , темп речи ( быстро — медленно ) , речевое дыхание. использовать выразительные средства речи — темп и ритм , паузы , разнообразные интонации. понимать значение терминов «звук» и «слово».
Средняя группа (от четырех до пяти лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года
Ребенок к концу года должен уметь : правильно произносить все звуки родного языка изолированно , в словах , во фразовой речи ; различать короткие и длинные слова , похожие и непохожие , звонкие , громкие и тихие ; делить слова на слоги ; дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; определять и называть первый звук в слове ( без призвука гласного ) ; произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание ;
Работа по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста звуковой культуры речи Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков): шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы») потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами») упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков : речевые задания : четкое произнесение фраз со звуками «Ш» и «Ж» (« Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши?») Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Работа по воспитанию у детей среднего дошкольного возраста звуковой культуры речи Детей знакомят с терминами «звук», «слово» , с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения : «Как слово звучит», «Найди первый звук» В этих играх и упражнениях дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове.
Что влияет на правильное звукопроизношение детей: Правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей; Чтение и прослушивание стихотворений, сказок, коротких рассказов; Ролевые игры. Музыкальные игры. Проговаривание (пение) слоговых цепочек с сохранными звуками( ПА, ПО, ПУ, ПЫ; БА, БО, БУ, БЫ), чистоговорок, скороговорок; Развитие фонематического слуха и силы голоса: Игры: «Скажи тихо-громко», «Скажи медлено -быстро», «Угадай, что звучит», «Угадай, кто как разговаривает», «Отхлопай ритм» и мн. др.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи , детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции , четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения , которые произносятся детьми с разной силой голоса и в различном темпе .
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: - он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание - особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте , правильной письменной речи
Необходимым условием воспитания звуковой культуры речи является наличие предметной развивающей среды: Диагностические материалы. Наборы предметных картинок-карточек на каждый звук (в начале, в середине и в конце слова) Картотека загадок. Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок, составленная по алфавитному принципу. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплексы пальчиковой гимнастики. Пособия и комплексы упражнений развития физиологического и речевого дыхания. Консультативный материал для родителей и воспитателей.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Среди методов воздействия, применяемых при формировании звуковой культуры речи ребенка, выделяют: - практические, - наглядные, - словесные. Практические методы включают игры, упражнения и моделирование. Игры могут быть обучающими, подвижными, творческими. - дидактические игры («Чей домик?») - подвижные или хороводные игры с текстом (« Лошадки», «Каравай»); - дидактические рассказы с включением учебных заданий детям ( повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.); - метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.) Наглядные методы включают в себя показ иллюстрированного материала, показ положения органов артикуляции. Словесные методы включают в себя речевой образец, повторное проговаривание, заучивание, объяснение, оценка другой речи.
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей: - образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог; - краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата; - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова); - образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок); - хоровые и индивидуальные повторения; - обоснование необходимости выполнить задание педагога; - индивидуальная мотивировка задания; - совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца); - оценка ответа или действия и исправления; - образная физкультурная пауза; - показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
С пециальные методические приемы. 1 . Сопряженная и отраженная речь. При сопряженной речи воспитатель и дети вместе повторяют слова или фразу, сказанные воспитателем. В младшей группе этот прием используется часто, а в старших группах лишь по отношению к детям с серьезными речевыми недостатками. Но, уже начиная со средней группы, воспитателю следует использовать способы, требующие от ребенка большой активности внимания. Среди них - прием отраженной речи, когда воспитатель предлагает ребенку вслушаться в то, как он произносит слова, стихи, а затем самому повторить их. При этом развиваются внимание и память детей. ("Послушай, как я скажу: "Ворона закаркала кар-кар-кар!", а теперь ты скажи".) При использовании этого приема у ребенка развивается активное слуховое восприятие. 2. Хоровая речь. С помощью этого приема достигаются хорошие результаты в укреплении неторопливого темпа и ритма речи, а так же других сторон звуковой культуры речи. Хоровую речь лучше использовать в работе с подгруппами, чтобы улавливать особенности речи детей. Речь хором должна быть легкой, плавной, четкой и сохранять свою выразительность. Этот прием хорошо сочетать с индивидуальным повторением: "У-у-у" - сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ.) "Послушайте, как сигналит Олин паровоз, Сашин... Танин...". 3. Показ и объяснение артикуляции звука с использованием «Сказки о веселом язычке». Воспитатель средней группы рассказывает, что существуют специальные органы, при помощи которых человек произносит звуки речи. В процессе уточнения и закрепления звуков воспитатель указывает на то, что при произнесении, например, гласных звуков "о", "у" губы надо вытягивать вперед и делать круглыми (как бублик). При знакомстве детей с более сложными звуками воспитатель рассказывает и неоднократно показывает, какое положение должны принять язык, губы и зубы для того, чтобы правильно произнести звук. 4. Упражнения на звукопроизношение, слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, темп речи и т.д. Например, чтобы развить речевое дыхание, в младшей группе детям предлагается подуть на ватку, султанчик, в средней - на шарики, игрушки, находящиеся в тазу с водой. При выполнении упражнения, направленного на развитие слухового внимания, детям младшей группы предлагаю определить на слух, на каком инструменте (барабане, бубне, металлофоне, дудке) играет Петрушка, а детей пяти лет просят указать направление их звучания. В старшей группе можно проводить словесные упражнения соревнования типа "Кто лучше скажет?" В соревновании участвуют две команды (по 2--3 ребенка в каждой). Одна команда произносит трудные слова и словосочетания, а другая слушает, затем - наоборот. Особый интерес у старших дошкольников вызывают упражнения, в которых намеренно какое-либо слово произносится неточно ("Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли шапки"). Дети должны обнаружить ошибку и подобрать нужное слово. 5. Рассказ - драматизация. Здесь используется принцип постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками, создается возможность многократного повторения детьми речевого материала. Такие рассказы просты по содержанию и могут быть придуманы самим воспитателем.
Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2006. 2. Лосева И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов -на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009 3. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста М., 2007. 4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006. 5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...