Проект "Инновационные формы развития культуры общения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста"
проект по логопедии

Данишевская Анастасия Евгеньевна

Проект для детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 303»

        Октябрьский район        

630009, ул. Никитина, 12

тел. (факс) 266-66-14

E-mail: ds_303@edu54.ru

Номинация

«Инновационные технологии социально-коммуникативного развития детей»

                                        Проект

 «Инновационные формы развития культуры общения и основ    

речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста»

 

Разработали:

Данишевская Анастасия Евгеньевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

Игнатова Мила Игоревна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

                                           

                                       Новосибирск, 2022 г.

Обоснование необходимости проекта

         Современное общество нуждается в образованной и культурно-развитой личности. Федеральная программа воспитания выделяет социально-коммуникативное развитие ребенка как одну из образовательных областей, которая выступает средством общения и культуры.

В рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание» встает вопрос о необходимости и важности освоения культурных норм и ценностей дошкольниками в процессе формирования социально-коммуникативных компетенций. Процесс воспитания культуры речевого общения детей оказывает положительное влияние на духовный мир ребенка и способствует соблюдению правил и норм общения со сверстниками и взрослыми.

   Особое внимание в научных исследованиях уделяется речевым аспектам культуры общения (О.М. Казарцева, А.В Смольянинов, Н.И. Формановская). Все более активно изучается проблема формирования культуры общения и речевого этикета старших дошкольников (О.Ю. Безгина, Л.А. Балашова, Г.Б. Куатаева, Е.Ф Черенкова, Е.О. Смирнова).

Изучив литературу по данному вопросу, а также используя такие методы диагностики,  как анкетирование и наблюдение, мы можем отметить, что проблема воспитания культуры речевого общения является приоритетной в становлении высоконравственной личности. Развитие культуры речевого общения является важной частью воспитания детей старшего дошкольного возраста, так как именно в этот период ребенок формируется как личность.

       Социальное взаимодействие и культура речевого общения детей со сверстниками и взрослыми, в настоящее время, находится на низком уровне. В первую очередь, это обусловлено отсутствием полноценной коммуникации в связи с глобальной цифровизацией. В современном обществе детская игровая деятельность, в ее классическом понимании, отходит на второй план, уступая место виртуальным играм, не предполагающим личного контакта.

Учитывая значимость формирования культуры общения у детей в социальном и личностном становлении, возникает необходимость привлечь внимание педагогов и родителей к данной проблеме. Данный проект будет способствовать усвоению дошкольниками формул речевого этикета и, как следствие, качественно повысит уровень культуры общения.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Развитие культуры общения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Задачи проекта:

  1. Ознакомиться с национальными проектами и стратегическими планами по вопросу развития системы образования Российской Федерации;
  2. Совершенствовать образовательную среду, способствующую развитию культуры общения и основ речевого этикета у дошкольников;
  3. Подобрать диагностический материал и разработать критерии оценки уровня культуры речевого общения;
  4. Разработать план мероприятий по повышению уровня культуры речи и усвоению норм речевого этикета у старших дошкольников;
  5. Формировать умение выбирать нужную формулу речевого этикета с учетом ситуации общения;
  6. Повысить уровень социально-коммуникативных компетенций всех участников образовательного процесса

Участники проекта

        Участники проекта: учителя-логопеды, старший воспитатель, воспитатели, воспитанники ДОУ, родители.

Участники

Функциональные задачи

    1.

Старший воспитатель

Лобачева Ольга Андреевна,

  1. Контроль за качеством подготовки и проведения мероприятий;

     2.

Учитель-логопед Данишевская Анастасия Евгеньевна

Учитель-логопед

Игнатова Мила Игоревна

  1. Подбор специализированной литературы;
  2. Подбор диагностического материала и разработка критериев оценки;
  3. Составление диагностических анкет;
  4. Разработка сценария для викторины;
  5. Разработка и проведение квеста;
  6. Разработка кейс-метода;
  7. Создание лэпбука;
  8. Подготовка информационного материала для родителей и педагогов;
  9. Оформление презентационного материала и подбор мультфильмов;

3.

Воспитатели ДОУ

  1. Подготовка детей к викторинам и конкурсам;
  2. Привлечение родителей к образовательному процессу;
  3. Совершенствование образовательной среды

  4.

Воспитанники ДОУ

  1. Участие в викторине и квесте;
  2. Решение проблемных ситуаций в процессе игровой деятельности (кейс-метод);
  3. Работа с лэпбуком

  5.

Родители воспитанников

  1. Взаимодействие с педагогами ДОУ;
  2. Участие в анкетировании и творческой деятельности (создание авторской сказки про этикет)

Описание проекта

Тип проекта: практико-ориентированный

Реализация проекта: 2021-2022 учебный год

Педагогический проект является долгосрочным, его реализация может осуществляться ежегодно, с учетом вариативности контента. Реализация проекта предусматривает постановку проблемы и ее решение с применением иинновационных подходов. В ходе реализации данного проекта предполагается проведение мероприятий, которые направлены на развитие культуры общения и основ речевого этикета у дошкольников:

  1. Первичный мониторинг уровня культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста;
  2. Анонимное онлайн-анкетирование родителей и педагогов;
  3. Работа по активизации этикетных формул (Кейс-метод, лэпбук);
  4. Совместное литературное творчество родителей и детей;
  5. Просмотр мультфильмов о вежливости и этикете;
  6. Квест для дошкольников старшего возраста «Страна вежливости»;
  7. Викторина для дошкольников старшего возраста «Вежливый слоненок» с применением ИКТ;
  8. Семинар-практикум «Этикет это просто» для педагогов;
  9. Памятки для родителей «Этикет для детей и родителей»;
  10.  Повторный мониторинг уровня культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста;

           Работа состоит из трех этапов – подготовительный, основной и заключительный. В результате реализации данного проекта предполагается повышение уровня культуры речевого общения,  а также улучшение качества взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Для успешной реализации данного проекта созданы все необходимые условия. Детский сад соответствует всем требованиям ФГОС. Миссия учреждения – создание среды для получения качественного образования дошкольников, включая детей с особыми образовательными потребностями.

  1. Нормативно-правовое обеспечение проекта
  1. Нормативно-правовая база учреждения соответствует всем требованиям ФГОС;
  2. Разработаны соответствующие локальные акты;
  3. Разработана и утверждена основная образовательная программа ДОУ;
  4. Разработан и утвержден ряд адаптированных программ
  1. Материально-техническое обеспечение

Детский сад имеет необходимые материально-технические ресурсы для реализации проекта. Развивающая предметно-пространственная среда групп МКДОУ №303 соответствует требованиям ФГОС

  1.  Кадровое обеспечение
  1. Все педагоги детского сада имеют соответствующее образование и профессиональные компетенции;
  2. Педагогические работники применяют современные образовательные технологии; регулярно проходят курсы повышения квалификации.

  1. Информационное обеспечение

МКДОУ имеет сайт в сети Интернет, электронный журнал, группу «вконтакте». Большинство педагогов имеют сайты на образовательном портале

       

             

Рабочий план реализации проекта

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап (октябрь-ноябрь 2021 год)

Мероприятия

Содержание

Сроки

Ответственные

Участники

1

Онлайн-анкетирование педагогов

(Приложение 1)

1. Выявление уровня культуры общения у педагогов

2. Проведение анализа ответов и разработка плана семинара

Октябрь

Данишевская А.Е,

Игнатова М.И.

Учителя-логопеды

Воспитатели ДОУ

2

Онлайн-анкетирование родителей (Приложение 2)

Привлечение родителей к совместной работе

Октябрь

Данишевская А.Е,

Игнатова М.И.

Родители, Учителя-логопеды,

3

Первичный мониторинг уровня культуры общения у дошкольников

(Приложение 3)

1.Выявление уровня культуры общения дошкольников

2. Количественный анализ результатов

Октябрь

Данишевская А.Е,

Игнатова М.И.

Учителя-логопеды

4

 Мозговой штурм

1. Разработка сценариев к мероприятиям

(квест, викторина)

2. Подбор мультфильмов, презентаций

3. Разработка лэпбука

4. Разработка кейс-метода

Ноябрь

Данишевская А.Е,

Игнатова М.И.

Учителя-логопеды

Основной этап (ноябрь 2021 - май 2022 год)

Мероприятия

Содержание

Сроки

Ответственные

Участники

1

1.Подготовка авторской сказки о вежливости с иллюстированием

2. Памятка для родителей «Этикет для детей и родителей» (Приложение 4)

1.Привлечение родителей к совместному творчеству

2.Развитие способности к последовательному рассказу

Январь

Данишевская А.Е,

Игнатова

М.И.

Учителя-логопеды

Дети

Родители

2

1. Использование          кейс-метода в работе с детьми

(Приложение 5);

2. Работа с лэпбуком «Уроки этикета»

(Приложение 6);

 3.Проведение квеста «Страна вежливости»

(Приложение 7);

4. Проведение викторины «Вежливый слоненок» для детей

(Приложение 8)

1. Применение инновационных технологий в педагогической работе

2. Повышение уровня культуры общения у воспитанников

3. Формирование умения подбора этикетной формулы в разных ситуациях общения

Февраль

Данишевская А.Е.

Игнатова М.И

Учителя-логопеды

Дети

Воспитатели

Заключительный этап (март 2022 год)

Мероприятия

Содержание

Сроки

Ответственные

Участники

1

1.Семинар-практикум для воспитателей «Этикет – это просто»

(Приложение 9)

 Повышение уровня педагогических компетенций воспитателей

Март

Данишевская А.Е,

Игнатова

М.И.

Лобачева О.А.

Учителя-логопеды, Воспитатели

2

Повторный мониторинг культуры речевого общения

(Приложение 10)

Анализ результатов проведенной работы

Апрель

Данишевская А.Е,

Игнатова М.И.

Учителя-логопеды, дети

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Краткосрочные результаты

Долгосрочные результаты

1. Ознакомлены с национальными проектами и стратегическими планами по вопросу развития системы образования Российской Федерации

1. Обогащена образовательная среда, способствующая развитию культуры общения и основ речевого этикета

2. Подобран диагностический материал и разработаны критерии оценки уровня культуры речевого общения

2.Сформированы умения выбирать нужную формулу речевого этикета с учетом ситуации общения

3.Разработан план мероприятий по повышению уровня культуры речи и усвоению норм речевого этикета

3.Повышен уровень социально-коммуникативных компетенций всех участников образовательного процесса

   

    Оценка эффективности реализации проекта

         Для оценки качества и динамики изменений уровня сформированности речевой культуры дошкольников, умения выражать деликатность и тактичность при взаимодействии со сверстниками и взрослыми были использованы специальные диагностические задания, составленные на основе методики Е.О. Смирновой. Для определения степени вовлеченности в процесс формирования культуры общения у детей, а так же уровня социально-коммуникативных компетенций родителей  производилось онлайн-анкетирование. Используя онлайн-платформу, мы можем охватить более широкую аудиторию родителей, и тем самым получить более продуктивное взаимодействие «детский сад-семья».

В результатах повторного мониторинга мы видим следующие изменения: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество дошкольников с высокой и средней степенью сформированности культуры речевого общения, низкий уровень выявлен у одного ребенка. Эти данные свидетельствуют нам о том, что работа оказалась достаточно эффективной.

Таким образом, наше исследование показало, что работа по формированию  культуры речевого общения и основ речевого этикета является комплексной, эффективной и легко реализуемой. Следовательно, может найти свое применение в процессе коррекционного воздействия в рамках традиционных занятий в образовательных учреждениях.

Прогноз возможных рисков и способы их коррекции

Риски

Предупреждения рисков

Трудность привлечение родителей к участию в мероприятиях

1.Привлечение родителей к совместной работе с педагогами ДОУ

2. Своевременное оповещение о мероприятиях

 Недооценивание родителями важности культуры речевого общения и поведения

  1. Разработка памяток для родителей
  2. Проведение индивидуальных консультаций

Низкий интерес детей к речевой культуре

Использование инновационных форм работы с детьми

(лэпбук, презентационный материал, кейс-методы, квест)

 Трудности в осуществлении взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса

Применение более удобных способов коммуникации (онлайн-платформы)

Дальнейшее развитие проекта

   Проект «Инновационные формы развития культуры общения и основ    

речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста» является универсальным. Каждое дошкольное образовательное учреждение может реализовать его с учетом анализа контингента воспитанников, родителей и педагогов. Данный проект доказал свою эффективность, которая отражена в повторном мониторинге культуры речевого общения. Реализация проекта позволяет достичь поставленных целей при минимальных затратах ресурсов.

В результате реализации проекта сформирован ряд пособий и презентационных материалов, в которые войдут:

  1. Презентационные материалы;
  2. Кейс-метод по формированию речевых формул в разных ситуациях общения;
  3. Анкеты для родителей и педагогов, позволяющие определить актуальный уровень знаний и формы взаимодействия воспитателя с детьми, а также выявить особенности общения ребенка в семье;
  4. Конспекты мероприятий для детей и  педагогов.

В перспективе планируется создание Парциальной программы «Вежливый слоненок», целью которой будет являться развитие у дошкольников основ речевого этикета. Данная программа будет способствовать решению комплекса образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения и общения. Предполагается системное использование в ДОУ.

                                   

ПРИЛОЖЕНИЯ

        

Приложение 1

Анкета для педагогов

         Цель: выявить актуальный уровень знаний и формы взаимодействия воспитателей с детьми в сфере культуры речевого общения и этикета.

Уважаемые педагоги!  Просим Вас ответить на несколько вопросов. Это поможет в  выборе более эффективных средств и способов формирования у воспитанников культуры общения.

  1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами этикета?
  2. Известны ли вам пособия или дидактические игры по формированию культуры общения и норм речевого этикета у дощкольников? Поделитесь, какие.
  3. Какие формы работы Вы используете на занятиях для того, чтобы дети усвоили правила поведения?
  4. Считаете ли Вы необходимым организацию взаимодействия детского сада и семьи в вопросах развития культуры общения у детей?
  5. Какую методическую помощь Вы хотели бы получить по данной теме?

Спасибо за ваши ответы!

Приложение 2

Анкета для родителей

          Цель: выяснить особенности общения ребенка в семье.

         

          Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на несколько вопросов. Это поможет в  выборе более эффективных средств и способов формирования у детей культуры общения.

1.Есть ли в Вашей речи слова-паразиты?

2. Наблюдаете ли Вы данные слова в речи ребенка?

3.Применяет ли  Ваш ребенок вежливые слова в общении с родными, друзьями?

4. Умеет ли ребенок слушать, не перебивая своего собеседника?

5. Умеет ли ребенок обращаться к взрослым с просьбой? Какие слова  

     он использует?

6. Обращаетесь ли Вы к ребенку, употребляя вежливые слова?  

7. Беседуете ли Вы с ребенком по содержанию прочитанного рассказа, анализируя  поступки героев?

8. Скажите, пожалуйста, какие способы воспитания вежливости наиболее эффективны на ваш взгляд?

Спасибо за ваши ответы!

Приложение 3

Первичный мониторинг культуры речевого общения дошкольников

Цель: определить в динамике уровень сформированности культуры речевого общения старших дошкольников.

Проводим индивидуальную беседу по вопросам:

  1. Кто такой вежливый человек?
  2. Как ты понимаешь данные словосочетания - «доброжелательно разговаривать»,  «приятный собеседник», «культурный человек»?
  3. Зачем нам нужна вежливость?
  4. Как нужно разговаривать дома, в общественных местах?

Задания  для определения уровня владения детьми формулами речевого этикета в конкретной ситуации общения

  1. Какие слова говорят при встрече сверстнику, а какие взрослому?
  2. Какими словами принято прощаться со сверстниками и взрослыми?
  3. Как ты обратишься с просьбой о помощи к сверстнику и взрослому?
  4. Как обратиться с просьбой к незнакомому человеку?
  5. Какими словами мы благодарим за помощь?
  6. Как ты пригласишь друга поиграть и что будешь делать, если он откажет?
  7. Как ты будешь вести себя во время разговора с друзьями?

Задания для определения уровня сформированности умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками

1.  В твоей группе новый воспитатель, как ты к нему обратишься, когда тебе понадобится помощь?

2.  Во время обеда тебе понадобилась салфетка, к кому ты обратишься за помощью, какие слова будешь использовать?

3. Во время рисования тебе понадобилась стирательная резинка. К кому ты обратишься с просьбой и с какими словами?

Критерии оценки выполнения заданий:

3 балла – ребенок выполнил задание, ответил на вопрос правильно.

2 балла – ребенок допустил ошибки, отвечал с помощью воспитателя.

1 балл – ребенок испытывал затруднения в выполнении заданий

0 баллов – ребенок отказался отвечать.

В соответствии с вышеуказанными  критериями были выделены три уровня сформированности культуры речевого общения старших дошкольников:

1. Низкий – ребенок малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен.  Имеет слабое представление о культурном речевом поведении, редко пользуется формулами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не может оценить поступки;

2. Средний – ребенок имеет незначительное представление о культурном речевом поведении, участвует в общении чаще, но излагает свои мысли не четко и не последовательно, при помощи взрослого. Ребенок умеет оценивать некоторые поступки, знает и умеет пользоваться некоторыми формулами речевого этикета;

3. Высокий – ребенок активен в общении, имеет представление о культурном речевом поведении, строит общение с учетом ситуации; ясно и последовательно выражает свои мысли. Умеет оценивать поступки, знает и умеет пользоваться формулами речевого этикета.

Максимальное количество баллов по 3 заданиям – 9 баллов.

Результаты первичной диагностики уровня сформированности культуры речевого общения

Ф.И. Ребенка

Высокий уровень

(7-9)

Средний уровень

(4-6)

Низкий уровень

(0-3)

 1.

Амелина А.

4

2.

Глеб А.

8

3.

Марианна А.

6

4.

Ярослав Б.

3

5.

Алексей В.

5

6.

Кристина В.

3

7.

Лиза В.

3

8.

Вадим Е.

4

9.

Денис З.

8

10.

Рома К.

3

11.

Иван К.

7

12.

Степан Л.

2

13.

Дарья М.

2

14.

Степан М.

2

15.

Егор Н.

1

16.

Семен П.

3

17.

Александр П.

7

18.

Валерия П.

5

19.

Камо С.

3

20.

Данил С.

4

21.

Кирилл С.

3

22.

Альберт Т.

3

23.

Демьян Ф.

4

24.

Егор Х.

4

25.

Мария Ш.

3

26.

Дмитрий Ш.

8

27.

Артемий Я.

4

Общее количество

5

9

13

Приложение 4

Памятка для родителей

«Этикет для взрослых и детей»

DEwN7BVXjOk.jpg

Приложение 5

Кейс-метод

Цель: формирование речевого этикета старших дошкольников в рамках глобальных компетенций посредством решения проблемных ситуаций.

Задачи:

  1. Ознакомиться с актуальной литературой по формированию и оценке глобальных компетенций;
  2. Разработать и описать проблемные ситуации для мониторинга предпосылок сформированности глобальных компетенций;
  3. Выявить уровень сформированности речевых формул общения у старших дошкольников;
  4. Сформировать оценочную шкалу;

 

Проблемная ситуация № 1 (взаимодействие ребенок - взрослый)

Во время НОД ребенок, не поднимая глаз, произносит слово «резинка». Не получив внимания и обратной связи, повторяя еще несколько раз слово «резинка», ребенок отложил карандаш в сторону и прекратил свою деятельность.

Педагог задает вопрос ребенку: «К кому ты сейчас обращался? Что ты хотел сказать? Может быть, ты обращался к своему другу или ко мне?»

На данный вопрос ребенок отвечает: «Надо стереть, я не правильно нарисовал».

При помощи наводящих вопросов педагог может помочь ребенку найти выход из подобной ситуации:

– «Что тебе было необходимо для решения твоего вопроса?»

–  «С чего нужно было начать свое обращение? Со слова «резинка» или  может быть с имени человека, к которому ты обращаешься?»
         – «Как ты думаешь, если человек слышит свое имя – он обратит внимание на тебя?»

–  «Если ты произнес только слово «резинка»,  мы сможем понять, о чем ты хотел сказать? Может быть, она упала? Или тебе нравится твоя резинка?»

–  «А если использовать вежливые слова при обращении или просьбе, ребята с удовольствием будут помогать тебе?»

Педагог предлагает ребенку совместно сформулировать высказывание, используя шаблоны речевого этикета. «Анастасия Евгеньевна, дайте мне, пожалуйста, резинку. Мне нужно исправить свой рисунок. Спасибо».

          Проблемная ситуация № 2 (взаимодействие ребенок - ребенок)

После обеда Ваня встает из-за стола, берет стул и идет готовиться ко сну. Проходя между столами, сталкиваясь с  ребенком, который еще обедает, он произносит слово «уйди». Не получив реакции от ребенка, Ваня начал толкать его. Возникла конфликтная ситуация, которую необходимо решить.

Педагог, обратив внимание на данную ситуацию, обращается к Ване с вопросом: «Зачем ты толкнул ребенка?»

На данный вопрос Ваня отвечает: «Мне надо пройти, он мешает».

При помощи наводящих вопросов педагог может помочь детям разрешить конфликт:

– «Ты же знаешь, что мы не толкаем ребят? Тебе было бы приятно, если тебя кто-нибудь толкнул?»

– «Ребенок был для тебя преградой, чтобы пройти?»

–  «С чего нужно было начать свое обращение?»
         – «Как ты думаешь, если человек слышит свое имя – он обратит внимание на тебя?»

–  «А если использовать вежливые слова при обращении или просьбе, ребята с удовольствием будут помогать тебе?»

Педагог предлагает Ване попросить прощения у другого ребенка и  совместно сформулировать высказывание, используя шаблоны речевого этикета. «Аня, пододвинься, пожалуйста,  ближе к столу. Мне нужно пройти. Спасибо».

Проблемная ситуация № 3 (взаимодействие ребенок - незнакомый взрослый)

В группу № 11 пришел новый воспитатель. Педагог представилась детям, познакомилась с ними.

Во время сборов на прогулку воспитатель помогала ребенку застегивать куртку. В этот момент к педагогу подходит другой ребенок и тихо говорит: «А где шапка?». Задав вопрос несколько раз и не получив ответной реакции от педагога, ребенок начал говорить: «Эй! Где моя шапка?» и хлопать педагога по руке.

Педагог задает вопрос ребенку: «Миша, ты мне задал этот вопрос? Ты не запомнил, как меня зовут?»

На данный вопрос ребенок отвечает: «Я шапку потерял».

При помощи наводящих вопросов педагог может помочь ребенку найти выход из данной ситуации:

–  «С чего нужно было начать свое обращение?»

 – «Если ты не запомнил или не знаешь имя человека, можно ли сказать ему «эй?»

– «А как ты думаешь, если использовать вежливые слова, чтобы привлечь внимание, все будут рады тебе помочь?»

– «Какие ты знаешь вежливые слова?»

Миша, если возникает ситуация, в которой тебе необходимо обратиться к незнакомому взрослому, то ты можешь привлечь его внимание такими словами, как: «Извините, мне нужна ваша помощь», «Вы не могли бы мне помочь?», «помогите мне, пожалуйста!»

Педагог предлагает ребенку совместно сформулировать высказывание, используя шаблоны речевого этикета. «Извините, вы не могли бы мне помочь? Я потерял свою шапку. Спасибо».

Проблемная ситуация № 4 (взаимодействие ребенок – взрослый)

Катя утром заходит в группу. Ее приветствует воспитатель. В ответ Катя отвечает: «Привет». Следом в группу заходит Петя. В ответ на приветствие воспитателя он молчит.

Педагог задает вопрос детям: «Ребята, когда начинается новый день, что мы говорим друг другу? Как мы приветствуем взрослых, родителей, друзей?»

На данный вопрос дети отвечают: «Можем сказать привет».

При помощи наводящих вопросов педагог может помочь детям найти выход из подобной ситуации:

– «Когда ты проснулся, что тебе говорит мама или папа? Тебе приятно это слышать?»

– « А когда ты пришел в детский сад, воспитателя и ребят нужно приветствовать?»

– « Когда ты поздоровался, а тебе не ответили, тебе будет приятно?»

– «С чего нужно было начать свое обращение?»
         – «Как ты думаешь, если человек слышит свое имя и приветствие – он обратит внимание на тебя?»

–  «А если использовать вежливые, приятные  слова во время приветствия, у окружающих поднимется настроение?»

Педагог предлагает детям совместно сформулировать высказывание, используя шаблоны речевого этикета: «Мила Игоревна, здравствуйте»; «Доброе утро, Мария Сергеевна»; «Привет, ребята!»

Оценочная шкала «Речевой этикет»

Показатель

Баллы

0

1

2

3

Использование в речи ребенка формул речевого этикета

Использование существительного в именительном  падеже или глагола

Формулировка просьбы без указания объекта речи

Формулировка просьбы с обращением к объекту речи

Формулировка просьбы с обращением к объекту речи с использованием речевых формул этикета

Приложение 7

Квест для дошкольников «Страна вежливости»

Ребята, сегодня,  мы с вами  совершим увлекательное путешествие в одну  волшебную страну.  В этой удивительной стране все уступают место старшим, помогают друг другу,   говорят вежливые и добрые слова. Наверное вы уже догадались,  о какой волшебной стране идет речь.  Это Страна Вежливости!

По дороге в  эту страну мы посетим несколько станций:

1. Станцию «Культура поведения»

2. Станцию  «Культура внешности»

3. Станцию «Культура приема пищи»

4. Станцию  «Цветик-семицветик»

          Первая наша станция – «Культура поведения»

Детей встречает Лунтик.

Сейчас мы попробуем определить,  какие вы знатоки  этикета. Я  буду называть ситуацию, а вы должны ответить, вежливыми или невежливыми были действия. Если вежливыми, то вы поднимаете руку, а если нет, то должны хлопнуть в ладоши.
         1. Поздороваться при встрече;

2.Толкнуть и не извиниться;

3.Помочь поднять упавшую вещь;

4. Не уступить место пожилому человека;
         5. Перебивать взрослых и сверстников;

6. Попрощаться, когда уходишь домой;

7. Пропустить вперед девочек, когда вы заходите в группу.

Вы молодцы! Отправляемся в путь дальше!

Вторая станция  «Культура внешности»

Детей встречает Мойдодыр.

Ребята, помогите мне составить пословицу и вставить недостающие слова: «По….. встречают, по… провожают»

          Ответ: (одежде, уму)

Ребята, сейчас вы попробуете составить правила внешнего вида воспитанного человека.

Пример:

1.Одежда должна быть чистой.

2.Волосы должны быть уложены в прическу.

3.Одежда должна быть скромной

А сейчас, ребята, слушайте внимательно. Если привычка полезная – вы будете хлопать в ладоши, а если она вредная – топать ногами.

-Мыть руки перед едой;
          -Чистить зубы;
          -Грызть ногти;
          -Надевать грязную одежду;
         -Не подстригать ногти;
         -Носить носовой платок;
         -Умываться только вечером;

А сейчас мы с вами посмотрим фрагмент мультфильма «Мойдодыр» и обсудим, как вы его понимаете.

Третья наша станция «Культура приема пищи»

Детей встречает кот-Матроскин

          -  Ребята, скажите, важно ли соблюдать время приема пищи?

          -  Ребята, а что необходимо делать перед едой, какие нужно соблюдать правила? А после приема пищи?

- Не всё, что мы едим является полезным для нашего организма. Некоторые продукты могут приносить вред.

- Ребята, как вы думаете, какие это продукты?

- А кто хочет  рассказать о продуктах, которые принесут пользу нашему организму?

- Назовите как называются приёмы пищи?( завтрак, обед, полдник, ужин)

       Молодцы, можете отправляться в путь!

Следующая станция, которую мы должны посетить – «Цветик-Семицветик»

Ребят встречает фея.

Посмотрите, ребята, у меня есть волшебный Цветик-Семицветик. Каждая команда  получает модель цветка с буквой в центре:  Д, С, Б, В. Дети должны назвать слова, обозначающие качества характера человека на заданную букву. Воспитатель помогает вписать слова.  

С

Д

СМЕЛЫЙ

ДУШЕВНЫЙ

СПРАВЕДЛИВЫЙ

ДОБРОСОВЕСТНЫЙ

СКРОМНЫЙ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

СИЛЬНЫЙ

ДОБРЫЙ

В

Б

ВЕЖЛИВЫЙ

БЛАГОДАРНЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

БЛАГОРОДНЫЙ

ВЕСЕЛЫЙ

БЕРЕЖЛИВЫЙ

ВЕРНЫЙ

БЕСКОРЫСТНЫЙ

Ребята, какие вы молодцы! Вот мы с вами и оказались в стране Вежливости. А вы теперь – почетные жители этой страны! Вручение подарков.

Приложение 8

Викторина «Вежливый слоненок»

Ход викторины:

ВоспитательРебята, здравствуйте!

Дети (хором)Здравствуйте!

Ведущий: Ребята, а давайте мы друг друга поприветствуем, пожмем руку соседу, передадим улыбку и скажем – здравствуй!

Ведущий: Ребята, вы  уже изучали правила этикета. И сегодня настало время проверить, какие вы все воспитанные. Мы со слоненком предлагаем вам поучаствовать в викторине, которая определит самых лучших знатоков этикета.

Давайте мы вспомним, а что же такое этикет.

Просмотр мультфильма «Что такое этикет?»

Слоненок: Я предлагаю вам поиграть со мной. Для этого нам нужно поделиться на две команды.

Игра-разминка «Стихи из волшебных слов»

Слоненок: Ребята, вам нужно отгадать загадки, в которых спрятаны вежливые слова. Подсказкой для вас будет рифма. За каждую отгаданную загадку команда получит 1 балл.

  1. Говорить друзьям не лень, улыбаясь ….(добрый день).
  2. Знаешь друга много лет, ты скажи ему…..(привет)
  3. Неуклюжий пёсик Костик мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, но сказал он … (Извини).
  4. До чего ж оно красиво – слово доброе …..(спасибо).
  5. Друзьям на прощание мы скажем ….(до свидания).

Следующий конкурс называется «Такие разные поступки».

Слоненок: Я буду называть поступки, а вы будете поднимать зеленый или красный кружок. Если поступок хороший – вы поднимаете зеленый кружок, а если плохой – то красный.

1. Забирать игрушки у своих друзей.

2. Помогать взрослым.

3. Не ссориться с друзьями, а стараться играть дружно.

4. Кричать или очень громко разговаривать.

5. Садиться за стол неумытым, грязным.

6. За столом сидеть аккуратно, правильно пользоваться столовыми приборами.

7. Чавкать или причмокивать.

8. Здороваться при встрече.

9. Уметь слушать других людей, не перебивать их.

10. Просить прощения, если вдруг кого-то обидел.

Слоненок: Ребята, вы готовы продолжать? Начинаем конкурс «Не ошибись, пожалуйста!»

Участвуют 2 команды одновременно. Я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу «волшебное» слово. Давайте попробуем!

- Встаньте, пожалуйста!

- Поднимите руки вверх!

- Ребята, встаньте в круг, пожалуйста.

-  Попрыгайте.

-  Наклонитесь!

- Потопайте, пожалуйста!

- Улыбнитесь друг другу, пожалуйста!

- Будьте добры, за садитесь за столы.

Конкурс "Волшебный букет»

Перед вами красивая ваза. Ребята, давайте поставим в вазу красивый букет! Каждый участник команды, по очереди, берет по одному цветку, и,  называя "волшебное" слово, ставит цветок в вазу. Слова не должны повторяться!

-Ну, вот и подошла к концу наша вежливая викторина. Что вам больше всего понравилось? - Поздравляю, в нашей игре победила дружба! Вручаем вам медали «Знатоков этикета» за ваши умения и старания!

Приложение 9

Семинар-практикум для педагогов

«Этикет – это просто»

Культура общения и поведения формируется у детей с раннего возраста. Навыки приобретаются путем многократных повторений, а также благодаря влиянию окружения. В нашем случае этой средой являются взрослые,  мы с вами, ведь ребенок большую часть времени проводит в саду.

Предлагаю вам поучаствовать в игре.

Ваши ответы будет оценивать жюри, в состав которого входят – Ольга Андреевна Лобачева, старший воспитатель; Юлия Васильевна Ковальчук, заместитель заведующего; Ольга Александровна Носкова, заведующая нашего ДОУ.

Вам необходимо разделиться на две команды и придумать название для команды.

1 раунд: «Разминка»

Командам раздаются карточки с заданиями. На выполнение задания отводится 2 минуты и выигрывает та команда, которая назовет больше формул.

Задание для 1 команды:

Назовите формулы вежливости во время приветствия.

Задание для 2 команды:

Назовите формулы вежливости во время прощания.

Такие речевые формулы воспитатель должен употреблять как можно чаще по отношению к детям, родителям и своим коллегам. Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.

Закончилась наша разминка. Жюри подводит итоги раунда.

Следующий раунд для наших команд называется «Гостевой этикет».

Командам раздаются конверты с вопросами. За каждый правильный ответ 1балл.

1команда: «Я иду в гости»

1. Можно ли приходить в гости без предупреждения?

2. Можно ли опаздывать?

3. Вы пришли в гости:

- пройдете к столу в уличной обуви;

- наденете тапочки, которые взяли с собой;

- наденете туфли;

- будете ходить босиком.

4. Вы принесли подарок. Нужно ли  самому его распаковывать?

5. Кто первый садится за стол: гость или хозяин?

6. Если нужно взять что-нибудь со стола, а вы не можете дотянуться, кого попросите подать вам это: соседа или хозяина праздника?

7. Если вам не понравилось какое-то блюдо, нужно ли об этом говорить хозяину?

8. Нужно ли благодарить хозяина праздника за оказанный прием?

2команда: «Я принимаю гостей»

1. Кто встречает гостей? (хозяин праздника)

2.  Когда гостей принято приглашать к столу?

3.  Кто садится первый за стол: гости или хозяин праздника?

4.  К вам домой пришли друзья и вы хотите их познакомить с родителями – кому кого представлять?

5. Что входит в обязанности хозяина праздника?

6. Подарки принимают сидя или стоя?

7. Если вам не понравился подарок, нужно ли об этом говорить дарившему?

8.Нужно ли провожать гостей, когда они собираются домой?

Жюри подводят итоги этого конкурса и объявляют общий итог.

Следующий раунд «Детские вопросы».

Команды отвечают на вопросы

  1. Подскажите, кто должен здороваться первым, если встретились мальчик и девочка? Мальчик и бабушка?
  2. Как поступить, если вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят друзья. Нужно  ли здороваться с ними? Если да, то, как это сделать?
  3. Можно ли наклонять тарелку с супом во время приема пищи? В какую сторону?
  4. Мне подарили ненужную вещь. Что сказать тому, кто мне ее подарил?
  5. На день рождения в субботу придут друзья. Подскажите, какие игры можно провести, что бы всем было весело?

Приложение 10

Результаты повторной  диагностики уровня сформированности культуры речевого общения

Повторное исследование культуры речевого общения у детей проводилось строго индивидуально. Исследование проводилось на методическом материале первичного исследования, применялись те же критерии оценки.

Ф.И. Ребенка

Высокий уровень

(7-9)

Средний уровень

(4-6)

Низкий уровень

(0-3)

 1.

Амелина А.

7

2.

Глеб А.

9

3.

Марианна А.

7

4.

Ярослав Б.

6

5.

Алексей В.

8

6.

Кристина В.

6

7.

Лиза В.

6

8.

Вадим Е.

6

9.

Денис З.

9

10.

Рома К.

6

11.

Иван К.

9

12.

Степан Л.

5

13.

Дарья М.

5

14.

Степан М.

6

15.

Егор Н.

3

16.

Семен П.

5

17.

Александр П.

9

18.

Валерия П.

7

19.

Камо С.

5

20.

Данил С.

6

21.

Кирилл С.

5

22.

Альберт Т.

6

23.

Демьян Ф.

7

24.

Егор Х.

8

25.

Мария Ш.

4

26.

Дмитрий Ш.

9

27.

Артемий Я.

7

Общее количество

12

14

1

Сравнительный анализ уровня сформированности культуры речевого общения дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну вежливости».

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...

Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Одно их противоречий современного общества - настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речево...

Занятие по речевому этикету для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи Вежливости»

Занятие по речевому этикету в старшей группе  «В гостях у Феи Вежливости»...

Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Всемирный День спасибо».

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится п...

Проект  «Развитие культуры общения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы воспитания»

Современное общество нуждается в образованной и культурно-развитой личности. Федеральная программа воспитания выделяет социальное направление, которое выступает средством общения и культуры. Цель соци...