Проект  «Развитие культуры общения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы воспитания»
проект по логопедии

Современное общество нуждается в образованной и культурно-развитой личности. Федеральная программа воспитания выделяет социальное направление, которое выступает средством общения и культуры. Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, умение находить общий язык с другими людьми.

В рамках социального направления программы воспитания встает вопрос о необходимости и важности освоения культурных норм и ценностей в процессе формирования социально-коммуникативных компетенций. Процесс воспитания культуры речевого общения детей оказывает положительное влияние на духовный мир ребенка и способствует соблюдению правил и норм общения со сверстниками и взрослыми.

Изучив литературу по данному вопросу, а также используя такие методы диагностики,  как анкетирование и наблюдение, мы можем отметить, что проблема воспитания культуры речевого общения является приоритетной в становлении высоконравственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kultura_obshcheniya.ppt2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 303» Проект «Развитие культуры общения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы воспитания» Разработали: Данишевская А.Е. Игнатова М.И. Кривошей А.В.

Слайд 2

Обоснование необходимости проекта ● В рамках социального направления программы воспитания встает вопрос о необходимости и важности освоения культурных норм и ценностей дошкольниками в процессе формирования социально-коммуникативных компетенций. ● В настоящее время социальное взаимодействие и культура речевого общения детей со сверстниками и взрослыми находится на низком уровне. В первую очередь, это обусловлено отсутствием полноценной коммуникации в связи с глобальной цифровизацией. ● Изучив литературу по данному вопросу, а также используя такие методы диагностики, как анкетирование и наблюдение, мы можем отметить, что проблема воспитания культуры речевого общения является приоритетной в становлении высоконравственной личности

Слайд 3

Цель

Слайд 4

Задачи Подобрать диагностический материал и разработать критерии оценки уровня культуры речевого общения; 2. Разработать план мероприятий по повышению уровня культуры речи и усвоению норм речевого этикета; 3 . Совершенствовать образовательную среду, способствующую развитию культуры общения и основ речевого этикета у дошкольников; 4. Повысить уровень социально-коммуникативных компетенций всех участников образовательного процесса; 5. Улучшить качество взаимодействия между участниками образовательных отношений.

Слайд 5

Участники проекта

Слайд 6

№ Участники Функциональные задачи 1 Старший воспитатель Контроль за качеством подготовки и проведения мероприятий 2 Учителя-логопеды 1.Подбор диагностического материала и разработка критериев оценки, составление анкет; 2. Разработка сценария для викторины и квеста; 3. Создание лэпбука; 4. Подготовка информационного материала; 5. Оформление презентационного материала и подбор мультфильмов; 3 Воспитатели 1. Подготовка детей к викторинам и конкурсам; 2. Привлечение родителей к образовательному процессу; 3.Совершенствование образовательной среды 4 Воспитанники 1. Участие в викторине и квесте; 2. Работа с лэпбуком; 3. Участие в совместной творческой деятельности с родителями 5 Родители Взаимодействие с педагогами ДОУ; Участие в анкетировании и творческой деятельности (создание авторской сказки про этикет)

Слайд 7

Нормативно-правовое обеспечение проекта 1. Нормативно-правовая база учреждения соответствует всем требованиям ФГОС; 2. Разработаны соответствующие локальные акты; 3. Разработана и утверждена основная образовательная программа ДОУ; 4. Разработан и утвержден ряд адаптированных программ Материально-техническое обеспечение Детский сад имеет необходимые материально-технические ресурсы для реализации проекта; Развивающая предметно - пространственная среда групп МБДОУ №303 соответствует требованиям ФГОС Кадровое обеспечение 1. Все педагоги детского сада имеют соответствующее образование и профессиональные компетенции; 2. Педагогические работники регулярно проходят курсы повышения квалификации. Информационное обеспечение 1. МБДОУ имеет сайт в сети Интернет, электронный журнал, группу «вконтакте»; 2. Большинство педагогов имеют сайты на образовательном портале

Слайд 8

Рабочий план проекта 3 этапа Подготовительный этап (октябрь-ноябрь) Основной этап (ноябрь-март) Заключительный этап (апрель-май)

Слайд 9

Подготовительный этап

Слайд 10

Анкета для педагогов Цель: выявить актуальный уровень знаний и формы взаимодействия воспитателей с детьми в сфере культуры речевого общения и этикета Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами этикета? Известны ли вам пособия или дидактические игры по формированию культуры общения у дощкольников? Поделитесь, какие. 3. Какие формы работы Вы используете на занятиях для того, чтобы дети усвоили правила поведения? 4. Считаете ли Вы необходимым организацию взаимодействия детского сада и семьи в вопросах развития культуры общения у детей? 5. Какую методическую помощь Вы хотели бы получить по данной теме?

Слайд 11

Анкета для родителей Цель: выяснить особенности общения ребенка в семье 1. Есть ли в Вашей речи слова - паразиты? Наблюдаете ли Вы данные слова в речи ребенка? 2. Применяет ли Ваш ребенок вежливые слова в общении с родными, друзьями? 3. Умеет ли ребенок слушать, не перебивая своего собеседника? 4. Умеет ли ребенок обращаться к взрослым с просьбой? Какие слова он использует? 5. Обращаетесь ли Вы к ребенку, употребляя вежливые слова? 6. Беседуете ли Вы с ребенком по содержанию прочитанного рассказа, анализируя поступки героев? 7. Скажите, пожалуйста, какие способы воспитания вежливости наиболее эффективны на ваш взгляд?

Слайд 12

Первичный мониторинг культуры речевого общения дошкольников Цель: определить в динамике уровень сформированности культуры речевого общения старших дошкольников Проводим индивидуальную беседу по вопросам: Кто такой вежливый человек? Как ты понимаешь данные словосочетания - «доброжелательно разговаривать», «приятный собеседник», «культурный человек»? Зачем нам нужна вежливость? Как нужно разговаривать дома, в общественных местах? Задания для определения уровня владения детьми формулами речевого этикета в конкретной ситуации общения Какие слова говорят при встрече сверстнику, а какие взрослому? Какими словами принято прощаться со сверстниками и взрослыми? Как ты обратишься с просьбой о помощи к сверстнику и взрослому? Как обратиться с просьбой к незнакомому человеку? Какими словами мы благодарим за помощь? Как ты пригласишь друга поиграть и что будешь делать, если он откажет? Как ты будешь вести себя во время разговора с друзьями?

Слайд 13

Первичный мониторинг культуры речевого общения дошкольников Задания для определения уровня сформированности умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками 1. В твоей группе новый воспитатель, как ты к нему обратишься, когда тебе понадобится помощь? 2. Во время обеда тебе понадобилась салфетка, к кому ты обратишься за помощью, какие слова будешь использовать? 3. Во время рисования тебе понадобилась стирательная резинка. К кому ты обратишься с просьбой и с какими словами?

Слайд 14

Критерии оценки выполнения заданий: 3 балла – ребенок выполнил задание, ответил на вопрос правильно. 2 балла – ребенок допустил ошибки, отвечал с помощью воспитателя. 1 балл – ребенок испытывал затруднения в выполнении заданий 0 баллов – ребенок отказался отвечать В соответствии с вышеуказанными критериями были выделены три уровня сформированности культуры речевого общения старших дошкольников: 1. Низкий – ребенок малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен. Имеет слабое представление о культурном речевом поведении, редко пользуется формулами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, не может оценить поступки; 2. Средний – Ребенок умеет оценивать некоторые поступки, знает и умеет пользоваться некоторыми формулами речевого этикета; 3. Высокий – ребенок активен в общении, имеет представление о культурном речевом поведении, строит общение с учетом ситуации; ясно и последовательно выражает свои мысли. Умеет оценивать поступки, знает и умеет пользоваться формулами речевого этикета.

Слайд 15

«Шишкин лес» - Школа вежливости

Слайд 16

Основной этап

Слайд 20

Памятка для родителей «Этикет для взрослых и детей»

Слайд 30

Заключительный этап

Слайд 32

Оценка эффективности реализации проекта Используя инновационные технологии, мы способствуем более высокой эффективности в формировании коммуникативных навыков и культуры речевого общения, что представлено в результатах повторного мониторинга

Слайд 33

Прогноз возможных рисков и способы их коррекции Риски Предупреждение рисков Трудность привлечение родителей к участию в мероприятиях Привлечение родителей к совместной работе с педагогами ДОУ Своевременное оповещение о мероприятиях Недооценивание родителями важности культуры речевого общения и поведения Разработка памяток для родителей Проведение индивидуальных консультаций Низкий интерес детей к речевой культуре Использование инновационных форм работы с детьми Трудности в осуществлении взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса Применение более удобных способов коммуникации (онлайн-платформы)

Слайд 34

Дальнейшее развитие проекта Каждое ДОУ имеет возможность реализовать его с учетом анализа контингента воспитанников, родителей и педагогов Будет сформирован ряд пособий и презентационных материалов Планируется создание Парциальной программы «Вежливый слоненок»

Слайд 35

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну вежливости».

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....

Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Всемирный День спасибо».

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится п...