Приёмы обогащения словаря дошкольников
консультация по логопедии

Ольга Валентиновна Мочалова

Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы обогащения словаря дошкольниковC:\Users\сусёл\Desktop\

Консультация для педагогов

Дошкольный возраст - период активного усвоения языка и развития речи. Задача детского сада – помочь ребёнку как можно более эффективно использовать это время, не упустить возможности для развития.

Богатство словаря – признак высокого уровня развития ребёнка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребёнка.

Под пассивным словарем понимают слова, понятные ребёнку. Он зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребёнок понимает, но не использует в своей речи.

Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребёнка.

На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь. Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественно, но и качественно.

Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребёнок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью (так называемый «бытовой словарь»), количество имеющихся у ребёнка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения.

Постепенно в речи ребёнка начинают появляться обобщающие слова, которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, и т. п. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребёнка запаса слов.

К началу школьного обучения ребёнок должен иметь достаточно большой и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребёнка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.C:\Users\сусёл\Desktop\

Развитие речи – одна из основных задач дошкольного учреждения. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всех направлениях жизнедеятельности детского сада. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

#1054;богащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, и др.).

#1047;акрепление и уточнение словаря. Сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

#1040;ктивизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в проговаривании - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

#1059;странение из речи детей нелитературных слов (нецензурные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.C:\Users\сусёл\Desktop\

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

#1056;асширение словаря ребёнка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

#1042;ведение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

#1042;ведение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании. Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

Основной смысл обогащения словаря дошкольников заключается в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те слова, которые будут наиболее точно отражать его замысел. От того, насколько чётко будет построена работа по расширению и обогащению словарного запаса детей, во многом зависит уровень развития речи детей дошкольного возраста.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

  • наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
  • рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
  • показа фильмов и последующего обсуждения;
  • чтения художественных произведений;
  • дидактических игр, словесно-логических упражнений.C:\Users\сусёл\Desktop\

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

Игры и упражнения для развития словаря.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Упражнения с существительными (предмет).

Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.

Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

Упражнение с глаголами (действие).

Попросите ребенка ответить на вопросы:

Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)

Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)

Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)

Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)

Упражнения с прилагательными (признак).

Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)C:\Users\сусёл\Desktop\

Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)

Упражнения с наречиями.

Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):

Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

Подготовила:

Учитель-логопед

Мочалова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словаря дошкольников с ОНР

В исследованиях ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, В.И. Бельтюков,, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Н.И. Жинкин, Л.В. Лопатина) грамматического строя речи у детей с ОНР отмечается у больш...

Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника (из опыта работы)

Данный семинар-практикум обращает внимание педагогов на то, что словарная работа в детском саду на­правлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речево...

Обогащение словаря дошкольников синонимами

Сообщение для логопедов, воспитателей ДОУ...

Обогащение словаря дошкольников с ОНР.

Методические рекомендации в работе над обогащением словаря дошкольников с ОНР....

Консультация для воспитателей "Методы и приёмы обогащения словаря детей дошкольного возраста"

Данная консультация раскрывает методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста через игровую деятельность....