Приёмы обогащения словаря дошкольников
консультация по логопедии
Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ. | 76.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы обогащения словаря дошкольников
Консультация для педагогов
Дошкольный возраст - период активного усвоения языка и развития речи. Задача детского сада – помочь ребёнку как можно более эффективно использовать это время, не упустить возможности для развития.
Богатство словаря – признак высокого уровня развития ребёнка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребёнка.
Под пассивным словарем понимают слова, понятные ребёнку. Он зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребёнок понимает, но не использует в своей речи.
Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребёнка.
На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь. Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественно, но и качественно.
Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребёнок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью (так называемый «бытовой словарь»), количество имеющихся у ребёнка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения.
Постепенно в речи ребёнка начинают появляться обобщающие слова, которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, и т. п. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребёнка запаса слов.
К началу школьного обучения ребёнок должен иметь достаточно большой и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребёнка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.
Развитие речи – одна из основных задач дошкольного учреждения. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всех направлениях жизнедеятельности детского сада. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:
#1054;богащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, и др.).
#1047;акрепление и уточнение словаря. Сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
#1040;ктивизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в проговаривании - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
#1059;странение из речи детей нелитературных слов (нецензурные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
#1056;асширение словаря ребёнка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
#1042;ведение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
#1042;ведение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании. Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
Основной смысл обогащения словаря дошкольников заключается в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те слова, которые будут наиболее точно отражать его замысел. От того, насколько чётко будет построена работа по расширению и обогащению словарного запаса детей, во многом зависит уровень развития речи детей дошкольного возраста.
Стимулируйте развитие словаря посредством:
- наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
- рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
- показа фильмов и последующего обсуждения;
- чтения художественных произведений;
- дидактических игр, словесно-логических упражнений.
Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.
Игры и упражнения для развития словаря.
В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.
Упражнения с существительными (предмет).
Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.
Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»
Упражнение с глаголами (действие).
Попросите ребенка ответить на вопросы:
Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)
Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)
Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)
Упражнения с прилагательными (признак).
Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?
Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)
Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)
Упражнения с наречиями.
Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):
Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Подготовила:
Учитель-логопед
Мочалова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словаря дошкольников с ОНР
В исследованиях ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, В.И. Бельтюков,, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Н.И. Жинкин, Л.В. Лопатина) грамматического строя речи у детей с ОНР отмечается у больш...
Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника (из опыта работы)
Данный семинар-практикум обращает внимание педагогов на то, что словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речево...
Обогащение словаря дошкольников синонимами
Сообщение для логопедов, воспитателей ДОУ...
Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Обогащение словаря дошкольников с ОНР.
Методические рекомендации в работе над обогащением словаря дошкольников с ОНР....
Консультация для воспитателей "Обогащение словаря дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Методы и приёмы обогащения словаря детей дошкольного возраста"
Данная консультация раскрывает методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста через игровую деятельность....