Нейропсихология для развития речи
консультация по логопедии

Ольга Валентиновна Мочалова

Стендовая информация для родителей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologiya_dlya_razvitiya_rechi.docx100.69 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихология для развития
детской речи

Подготовила: учитель-логопед Мочалова О.В.

В дошкольной педагогике, как и в любой другой отрасли, существуют тренды и популярные направления. Сейчас популярность среди родителей набирает нейропсихология. Многие уже сводили ребёнка на приём к нейропсихологу, другие пока не были, но наслышаны и раздумывают, стоит ли потратить деньги, или это новомодные шарлатаны? C:\Users\сусёл\Desktop\luriya_aleksandr_romanovich.jpg

Сразу хочется сказать, что нейропсихология не лженаука. Её основоположник – советский ученый Александр Романович Лурия. Творческий рассвет его пришёлся на 60-е годы ХХ века. Поэтому называть нейропсихологию «новым течением» нельзя.

Нейропсихология – это наука о мозговой организации психических процессов.

Она изучает то, как особенности развития мозга человека влияют на его поведение и психические процессы. Как нужно работать над развитием мозга, чтобы улучшить, например, память, внимание, самоконтроль или речь человека.

А.Р. Лурия установил, что головной мозг человека можно разделить на три  блока, каждый из которых отвечает за свою зону развития личности.

Первый функциональный блок (энергетический).

Отвечает за общий тонус организма и ЦНС, участвует в организации внимания, памяти, эмоций. Перерабатывает информацию о состоянии наших внутренних органов и регулирует их состояние. Формируется с внутриутробного периода и до 2-3 лет.

Второй функциональный блок.

Отвечает за приём, переработку и хранение информации, которая поступает из внешнего мира через основные системы анализа (вижу, слышу, осязаю). Формируется от 3х до 7 лет.

Третий функциональный блок.

Отвечает за программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. При его поражении человек не может формировать цели, строить планы, живет в состоянии «здесь и сейчас» без возможности целенаправленного поведения. Формируется с 7 до 15 лет.C:\Users\сусёл\Desktop\загружено.jpg

Нейропсихологические упражнения направлены на развитие блоков мозга и межполушарных связей. Отдельные упражнения легко применимы в ходе различных занятий, в т.ч. и логопедических. С помощью нейропсихологических  упражнений решаются следующие задачи:

1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение).
3. Развивается слуховое и зрительное внимание.
4. Дети учатся последовательно выполнять действия, разбивая их на ряд задач.

«Попробуй, повтори». Участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами мозга.

«Колечки». Развитие межполушарного взаимодействия одновременно с проговариванием отрабатываемых слогов. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.

«Лягушка» (автоматизация, дифференциация звуков). Развитие произвольности и самоконтроля. Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Ухо – нос» (автоматизация звука в чистоговорках). Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

«Колено – локоть» (автоматизация в словах). Образует большое количество нервных путей. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

«Симметричные рисунки или двуручное рисование»  Тренировка пальцев связана с развитием речи и мышления - всем этим управляет головной мозг. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария, а значит слаженность в работе полушарий.

Работа с ритмами. Прохлопывание ритмов по образцу. Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движений.

Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю и, в свою очередь,  способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии.

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнив...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии.

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнив...