Мастер класс для родителей детей подготовительной к школе группе «Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цели:
* Повышение педагогической культуры родителей;
*Познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;
*Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.
Материальное обеспечение: иллюстрации мнемодорожек и мнемотаблиц к загадкам, сказкам и стихотворениям о зиме.
Ход мастер класса:
-Здравствуйте, уважаемые родители!
- Тема моего мастер- класса называется «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста». Сейчас разберемся, что это за понятие «Мнемотехника».
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.
В чём причина того, что стихи дети запоминают с трудом, а рекламу запоминают великолепно?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой и песней не требуют усилий для запоминания.
Что же делать родителям, как помочь детям запоминать стихотворные формы, рассказы?
Чтобы решить эту проблему, я покажу вам некоторые несложные приемы, с помощью которых мы поможем нашим детям в развитии памяти, в умении быстро запоминать стихотворения, рассказы, скороговорки и любые другие тексты. И вот на помощь нам придёт мнемотехника и мнемотаблицы. Что же это такое?
Мнемотехника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи (развитие грамотно построенной речи, обогащение словарного запаса и т. п).
Также мнемотехника помогает развивать:
-ассоциативное мышление (когда связываем слово с картинкой, изображением);
-зрительную и слуховую память, т.к. мы видим картинку, проговариваем её название;
-зрительное и слуховое внимание;
-воображение.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
Кодирование слов в образы, Например: как мы можем нарисовать слово ОСЕНЬ?
запоминание (соединение двух образов),
запоминание последовательности,
закрепление в памяти.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе обучения, в младшем возрасте взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Например, рассмотрим мнемодорожки для разгадывания загадок;
В данной мнемотаблице зашифрована загадка. А как думаете в этой мнемодорожке какая зашифрована загадка?
Мнемотаблицы для составления схемы творческого рассказывания и пересказывания сказок.
Как вы думаете на какую сказку данная мнемотаблица?
На мнемотаблице изображены главные герои сказки, последовательность событий, предметные картинки – подсказки. Дети подготовительной группы хорошо справляются с данным заданием.
Мнемотаблица на стихотворение. В данной мнемотаблице, можно сказать «зашифровано» стихотворение «Дед Мороз».
Также рассмотрим стихотворение «Мишкин сон».
Веселые картинки
Смотрю я за столом.
Зима. Летят снежинки.
Под снегом мишкин дом.
Он спит в своей берлоге
И смотрит сладкий сон.
Как рой пчелиный с медом
На чай к нему пришел.
-Попробуйте воспроизвести стихотворение по данной мнемотаблице.
-Скажите, было легко рассказывать стихотворение по картинкам?
После 2-3 чтений по мнемотаблицам, дети рассказывают стихотворение с подглядыванием. А некоторые дети уже рассказывают самостоятельно.
- Сейчас уважаемые взрослые мы с Вами посмотрим занятие по заучиванию стихотворения «Кто, как готовится к зиме» с детьми.
Ход занятия:
- Посмотрите на своих мам и бабушек, поприветствуйте их, и все внимание на меня. Дети мы научим ваших родителей запоминать стихотворение. Если у вас все получится, вы получите наклейку в свой блокнот. На какую тему стихотворение мы будем с вами учить подскажет вам загадка.
Загадка:
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
- О каком времени года идет речь? Сейчас какое время года? Сейчас животные готовятся к зиме? Послушайте стихотворение.
Под берёзой на пригорке
Старый ёж устроил норку,
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло -
В нём и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосёт.
Вот стих про некоторых животных, которые готовятся к зиме. Какие незнакомые слова вы услышали?
Пригорке- небольшой холмик
Коряга- сухое дерево или ветка лежащее на земле
Буреломе –лес поваленный бурей, сильным ветром.
«Зарисовка» стихотворения.
Итог занятия и мастер- класса:
-Дети, вам было легко запомнить стихотворение? Давайте перевернем таблицу и воспроизведем стихотворение по памяти.
Всем спасибо за работу и внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для родителей детей подготовительной к школе группы№3
«Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цели:
* Повышение педагогической культуры родителей;
*Познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;
*Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.
Материальное обеспечение: иллюстрации мнемодорожек и мнемотаблиц к загадкам, сказкам и стихотворениям о зиме.
Ход мастер класса:
-Здравствуйте, уважаемые родители!
- Тема моего мастер- класса называется «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста». Сейчас разберемся, что это за понятие «Мнемотехника».
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.
В чём причина того, что стихи дети запоминают с трудом, а рекламу запоминают великолепно?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой и песней не требуют усилий для запоминания.
Что же делать родителям, как помочь детям запоминать стихотворные формы, рассказы?
Чтобы решить эту проблему, я покажу вам некоторые несложные приемы, с помощью которых мы поможем нашим детям в развитии памяти, в умении быстро запоминать стихотворения, рассказы, скороговорки и любые другие тексты. И вот на помощь нам придёт мнемотехника и мнемотаблицы. Что же это такое?
Мнемотехника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи (развитие грамотно построенной речи, обогащение словарного запаса и т. п).
Также мнемотехника помогает развивать:
-ассоциативное мышление (когда связываем слово с картинкой, изображением);
-зрительную и слуховую память, т.к. мы видим картинку, проговариваем её название;
-зрительное и слуховое внимание;
-воображение.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
Кодирование слов в образы, Например: как мы можем нарисовать слово ОСЕНЬ?
запоминание (соединение двух образов),
запоминание последовательности,
закрепление в памяти.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе обучения, в младшем возрасте взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Например, рассмотрим мнемодорожки для разгадывания загадок;
В данной мнемотаблице зашифрована загадка. А как думаете в этой мнемодорожке какая зашифрована загадка?
Мнемотаблицы для составления схемы творческого рассказывания и пересказывания сказок.
Как вы думаете на какую сказку данная мнемотаблица?
На мнемотаблице изображены главные герои сказки, последовательность событий, предметные картинки – подсказки. Дети подготовительной группы хорошо справляются с данным заданием.
Мнемотаблица на стихотворение. В данной мнемотаблице, можно сказать «зашифровано» стихотворение «Дед Мороз».
Также рассмотрим стихотворение «Мишкин сон».
Веселые картинки
Смотрю я за столом.
Зима. Летят снежинки.
Под снегом мишкин дом.
Он спит в своей берлоге
И смотрит сладкий сон.
Как рой пчелиный с медом
На чай к нему пришел.
-Попробуйте воспроизвести стихотворение по данной мнемотаблице.
-Скажите, было легко рассказывать стихотворение по картинкам?
После 2-3 чтений по мнемотаблицам, дети рассказывают стихотворение с подглядыванием. А некоторые дети уже рассказывают самостоятельно.
- Сейчас уважаемые взрослые мы с Вами посмотрим занятие по заучиванию стихотворения «Кто, как готовится к зиме» с детьми.
Ход занятия:
- Посмотрите на своих мам и бабушек, поприветствуйте их, и все внимание на меня. Дети мы научим ваших родителей запоминать стихотворение. Если у вас все получится, вы получите наклейку в свой блокнот. На какую тему стихотворение мы будем с вами учить подскажет вам загадка.
Загадка:
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
- О каком времени года идет речь? Сейчас какое время года? Сейчас животные готовятся к зиме? Послушайте стихотворение.
Под берёзой на пригорке
Старый ёж устроил норку,
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло -
В нём и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосёт.
Вот стих про некоторых животных, которые готовятся к зиме. Какие незнакомые слова вы услышали?
Пригорке- небольшой холмик
Коряга- сухое дерево или ветка лежащее на земле
Буреломе –лес поваленный бурей, сильным ветром.
«Зарисовка» стихотворения.
Итог занятия и мастер- класса:
-Дети, вам было легко запомнить стихотворение? Давайте перевернем таблицу и воспроизведем стихотворение по памяти.
Всем спасибо за работу и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам
Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».
Консультация для родителей:«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».План презентации:•Вступительное слово•Диалог и монолог•Методы развити...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-265458-1377923058.jpg)
Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».
Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-828617-1589481400.jpg)
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/24/picture-1008789-1619248066.jpg)
Мастер презентаций "Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Мастер презентаций "Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...
Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-1490298-1699375098.jpg)
Мастер-класс на тему «Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...