Конспект занятия в старшей группе "Моя семья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кузьмина Лариса Владимировна

Семья-это самое дорогое, что у нас есть. Оказывается семья- это не только люди, которые живут с нами в одном доме, но и наши бабушки, дедушки, дяди, тёти и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moya_semya.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи».

Цель: обогатить представление о семье, дать сведения об истории семьи, воспитывать уважение к семейным традициям. Учить строить генеалогическое древо семьи, формировать основы нравственности во

взаимоотношениях с родителями, воспитывать уважение к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них (о старшем и младшем поколении).

Задачи:

  • активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь
  • продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком;
  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи
  • формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе
  • воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за

свою семью.

Ход занятия:

Дети под музыку «Родительский дом» входят в группу.

- Ребята, сегодня у нас немного необычное занятие. Посмотрите, сколько у нас гостей в группе, они хотят посмотреть и послушать, что вы знаете о своей семье, о генеалогическом древе.

- Предлагаю поздороваться с гостями. Теперь все внимание на меня.

- Послушайте и помогите мне отгадать загадку:

Это слово каждый знает
Ни за что не променяет!
К цифре 
«семь» добавлю Я
Что получится? 
(Семья)

- Правильно – это семья! (мама, папа, братишка, бабушка и т.д.)

- А какие бывают семьи? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные, трудолюбивые, веселые)

- Что объединяет членов семьи? (любовь, забота, преданность)

- Как нужно жить в семье? (помогать друг другу, заботиться друг о друге)

Дидактическая игра «Подбери признаки»

- У каждого в семье есть дорогие и родные люди. А какие они дорогие и родные нам люди?

- Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме и папе, бабушке и дедушке, о сестренке?

Мама какая – красивая, ласковая, терпеливая, нежная
Папа — строгий, умный, сильный
Бабушка – мудрая, добрая, седая
Дедушка – справедливый, веселый, находчивый

Сестра – задорная, непоседливая, маленькая, большая
Брат — старший, младший, двоюродный
Да, семья это самые родные вам люди. Это самое дорогое, что у вас есть. Эти люди любят
вас, заботятся о вас.

Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу
Семья – это праздник, семейные даты
Семья – это труд, друг о друге забота

Семья – это много домашней работы
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!

- Ребята, у каждого из вас есть своя история семьи. Это время, когда вы родились, сделали свои первые шаги, сказали свое первое слово, пошли в детский сад.

Семейная история по- другому называется – родословная!

Родословная – это слово о роде. Род – это ваши родственники, которые имеют общего предка – прабабушек, прадедушек, которые жили задолго до вас и ваших родителей.

- Послушайте, какое интересное стихотворение есть про бабушку и про родственные связи «Кто, кому, кто?»

-Бабушка, бабушка, чья я дочка?

 – Ты Федина дочь, моего сыночка.

– Мой папа большой и совсем не сыночек!

– Сыночек, брат четырех моих дочек. Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

 – Да разве у дочки мы были? У тети!

 – Тетю твою я в люльке качала.

 – Бабушка, стой, объясни все сначала: кто мне Наташа и два ее братца?

– Ладно, пробуем разобраться. Их мама, племянницы мужа сестра, маленькой ох и шустрой была! А ты им доводишься. Хитрое дело…

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

– Тьфу ты, пока я соображала, все молоко из кастрюли сбежало!

Физминутка «Семейная зарядка»:

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает

Повороты в право-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

- Вот видите, ребята, сколько много родственников существует на свете. Семья похожа на большое дерево. Как дерево она мощная и сильная! Семья, как и дерево растет – появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку. И, чтобы никого не забыть из родственников, лучше во всем разобраться люди придумали

«Генеалогическое древо».

- Это такое дерево, которое люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят.

- Вы сегодня тоже будете рассказывать о своем генеалогическом древе, где мы рассмотрим только близких членов своей семьи.

- Как вы думаете, кто корни этого дерева? Почему?

- Да, самые старшие члены семьи дают ей начало. Это самые мудрые люди – бабушки и дедушки – они как крепкая основа.

- А ствол кто? Ствол – это крепость жизни, благодаря стволу, дерево несет веткам и листьям питательные соки.

- Правильно, ваши папы и мамы — молодые люди, которые работают, трудятся. Они заботятся и о старших и о младших.

- Расскажите о веточках и листочках? Деревце разрастается появляетесь вы, ваши братишки и сестренки.

- Чтобы дерево, прочно стояло на своих корнях, о них нужно заботится, любить и ухаживать за старшими членами семьи.

Вы тоже подготовили вместе с родителями свое семейное древо, выходят (рассказы детей)

Игра «Встаньте все те, кто»

Встаньте — У кого есть старший брат

- у кого есть младший брат

- у кого есть младшая сестра

- у кого есть бабушка и дедушка, которые живут вместе с вами?

- В наших семья существуют традиции. Традиции- это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Каждая семья интересна по-своему, у каждой свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводитьсемейные торжества.

- Расскажите об интересных традициях в ваших семьях – как вы проводите свободное время, отпуск? (ответы детей)

- Мы знаем, что люди с давних времен старались сохранять память для будущих поколений, память о своих родственниках. Как они это делали?

- Смотрите, что это такое? (фотовыставка). А это? (показываю семейный альбом).

- Как вы думаете с какой традицией связана эта выставка? (собирать и хранить фотографии). Традиция – это очень важно! Недаром люди во время войны или в других ситуациях, уходя из дома брали с собой только ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

- Издавна на Руси семья почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок:

- В родной семье и каша слаще.

- В семье лад, так и не нужен клад.

- Вся семья вместе – так и душа на месте.

- семья сильна, когда над ней крыша одна.

- Мой дом – моя крепость.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Дети, посмотрите у нас есть деревья, изображенные на бумаге, давайте представим, что это генеалогическое дерево. Только вместо фотографий мы возьмем вот такие круги.

Они разной величины и разного цвета. Самых старших бабушек и дедушек мы изобразим большого размера. Мамы и папы – это средние круги. И наконец, вы детки – круги маленького размера. С размерами разобрались. А какого цвета круги? Да, синего и красного. Синие круги будут дедушки, папы и мальчики. А красного – бабушки, мамы и девочки. Приступим, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

Сделаем пальчиковую гимнастику «Моя семья»

Пальчиковая гимнастика (стоя)

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя.

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

А теперь приступаем к работе.

Подведение итогов:

- Всё ли у вас получилось?

- Что было самым трудным?

- Что интересного вы узнали о семье и семейных традициях?

- Наше занятие я хочу закончить стихотворением о семье:

Будьте все вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру тема:"моя семья"

конспект занятия в старшей группе по теме:"Моя семья".Формировать у детей представление о семье как о людях живущих вместе,заботящихся друг о другеЮлюбящих друг друга.Закрепить знания полных имён член...

Конспект занятия для старшей группы "Я и моя семья"

Развитие самопознания и воспитание у ребёнка уважение к себе; помощь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семь...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме:“Беседа о семье”

Формирование у детей старшего возраста понятие « семья»....

Конспект занятия в старшей группе "Право ребенка жить и воспитываться в семье"

Цель данного занятия: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Познакомить с правом ребенка жить  и воспитываться в семье. Ра...

Конспект занятия в старшей группе на тему:"Я и моя семья"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ  ...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Моя семья»

Цель:Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:1....

 Конспект занятия в старшей группе по инклюзивному рисованию с использованием ИКТ «Дружная семья»

Выяснить, как понимают дошкольники, что такое семья, в чем её значение для человека, как разбираются в родственных отношениях.Конспект занятия в старшей группе с использованием ИКТ «Дружная...