Коммуникативный тренинг «Играем и общаемся»
методическая разработка по логопедии
Игры по формированию коммуникативных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnyy_trening_igraem_i_obshchaemsya.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативный тренинг «Играем и общаемся»
Учитель-логопед Теленченко Т.А.
МАОУ «Гимназия г. Троицка»
ММО учителей-логопедов ОУ
Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Деятельность по формированию коммуникативных навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование личности ребенка в целом.
Наша встреча посвящена развитию коммуникативных навыков дошкольников и мы с вами тоже поиграем
1. Упражнение «Колпачок» («Мяч», «Цветок»)
Цель: позитивный настрой на предстоящую совместную работу, сплочение коллектива.
Материал: праздничный колпачок.
Участникам предлагается образовать круг и по очереди приветствовать друг друга, передавая колпачок. Нужно постараться не повторяться.
А) Вежливые слова приветствия
Здравствуйте, Доброе утро, Привет, салют (при обращении к друзьям), Пламенный привет (фамильярное), Хай, хелло (заимствовано из английского, молодежный жаргон), Добрый день.., вечер, Приветствую Вас (тебя), Доброй ночи
Приветик (простонародное, полушутливое), Мир вашему дому, Доброго здоровья, (Очень) рад вас видеть, Кого я вижу (просторечное), Приятно снова вас видеть,
Привет честной компании (прост.), Всем добра, Сердечно приветствую вас (официальное), (Очень) рад встрече с вами, Разрешите или позвольте вас поприветствовать (официальное), Приветствую
Б) Варианты благодарности
Спасибо, Благодарю, Премного благодарен, Ваш покорный слуга, Признателен вам, Я вам очень обязан. Благодарна вам, благодарю, выражаю благодарность… Моя благодарность безгранична… Благодаря Вам, вашему участию… Признателен за оказанную помощь… Без Вас это было бы невозможно… Спасибо от души… Выражаю свою признательность… Премного Вам благодарен… Мою Благодарность сложно выразить словами… Благодарю судьбу за Вас… Большое человеческое спасибо… Благодарю, я не забуду это, Я этого никогда не забуду, Как вы мне помогли, Моя Благодарность не знает границ, Хочу искренне Вас поблагодарить, Вы мне очень помогли, Ваша услуга (участие) неоценимы.
В) Варианты извинений
Извините, пожалуйста, Я прошу прощения, Я виноват перед вами, Я не хотел тебя обидеть, Я приношу свои извинения, Не сердитесь, пожалуйста, Простите, Виноват, Не взыщите, Помилуйте, Не обессудьте, Не гневайтесь, Мои сожаления, Сожалею.
2. Упражнение «Друг к дружке»
Цель: обеспечение возможности контакта и взаимодействия детей друг с другом.
Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.
Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.
3. Игра «Весёлый паровозик»
Цель: Развивать сплочённость группы детей, умения сообща преодолевать препятствия.
Ход: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:
— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
— А я красивый вагончик Саша.
— Поехали дальше вместе.
— Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. В таком положении они преодолевают различные препятствия: «Нужно переехать через горы», «Въехали в тоннель», «дремучий лес».
4. Упражнение «Пантомимические этюды»
Цель: развитие воображения, эмоциональное раскрепощение, расширение поведенческого репертуара ребенка.
Описание упражнения:
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
- маленькая девочка в хорошем настроении;
- старик;
- уставший человек;
- испуганный зверёк
- смелый человек и т. д.
5. Упражнение «Леопольд»
Цель: развить умение находить подход к людям.
Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».
Каждый «кот» получает листочек со своим именем- кличкой, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими кличками. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему разные пакости.
В данном упражнении котам нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно подружиться. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышью. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.
Котам дается 1 минута на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мышке», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступление и говорит, кому из котов она поверила
6. Упражнение «Интонация» (во время подготовки «котов»)
Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.
В общении немалую роль играет интонация. Одну и ту же фразу, слово можно сказать по-разному.
Произнесите с разной интонацией фразу «Здравствуй, моя хорошая», а коллеги постараются угадать, каким эмоциональным состоянием окрашена фраза: радость, удивление, разочарование, уверенность, спокойствие, равнодушие.
В реальной жизни, часто в разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник.
7. Игра «Волшебный стул»
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, содействовать повышению самооценки участников.
Я предлагаю вам продемонстрировать игру «Волшебный стул»
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени, с педагогами и родителями на собрании. С помощью куска ткани и ленты можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В центре ставится «Волшебный стул», можно изготовить корону. Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:
Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорей появись-
на Волшебный стул садись.
Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по-очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент – участник выражает вербально и невербально знак благодарности сообщает о своих чувствах.
8. Упражнение «Снежинка»
Цель: Воспитывать позитивное, уважительное отношение друг к другу, несмотря на особенности каждого человека.
У каждого участника лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол, опять сложить пополам, оторвите нижний угол и т. д. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.
Вывод: все мы разные, с различными способности, возможностями и личностными качествами.
Заключение
И задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Поэтому необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативный тренинг для детей старшего дошкольного возраста (с использованием ИКТ) "Играем вместе"
Коммуникативные игры развивают у детей навыки общения, взаимопомощи, умение работать в паре, повышают самооценку....
Тренинг для педагогов "Общаться - что бы услышать, общаться - что бы понять"
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педа...
Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога».
Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога»....
Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»
Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....
КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ-ИГРА «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»
КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ-ИГРА «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»...
Образовательная технология по развитию коммуникативных способностей детей-инофонов старшего до-школьного возраста средствами сюжетно-ролевой игры «Играем и общаемся»
рабочая программа...
Коммуникативный тренинг «Я ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ»
Тренинг разработан: педагогом-психологом «Детского сада №163 ОАО «РЖД» Гамиловой Марией Геннадьевной.В данном пособии представлена методика коммуникативного тренинга, как одной из фо...