Статья на тему: "Коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению дефектов звукопроизношения при дислалии"
статья по логопедии (старшая группа)
Коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению дефектов звукопроизношения при дислалии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dislaliya.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению дефектов звукопроизношения при дислалии
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность.
При механической дислалии до постановки звуков нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата. Например, при очень короткой уздечке языка постановка звука Р возможна лишь после ее подрезания, или преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение переднего открытого прикуса.
При сенсорной функциональной дислалии в подготовительный период проводится работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков, поскольку в случае ее нарушения ребенок не осознает неправильности своего звукопроизношения и не сможет в дальнейшем его контролировать. Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков.
Содержание направлений работы:
I этап подготовительный
- Формирование умений и навыков по опознанию и дифференциации фонем в речевом потоке.
Задача сформировать четкий акустический образ звука. С этой целью логопед утрированно произносит звук, который на первых порах звуком в речи не называет, а соотносит с каким-нибудь неречевым звуком окружающей природы.
После выработки неречевой ассоциации ребенка обучают слушать звуки, выделять нужный, на фоне других звуков, слогов, слов, определять местоположение в слове. При этом ответ ребенка выражается двигательной реакцией.
После формирования четкого акустического образа звука ребенка обучают отличать звук от других акустически близких.
- Формирование артикуляторных умений и навыков.
Работа в виде артикуляторной гимнастики. Детям предлагаются упражнения направленные на развитие подвижности губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Сначала упражнения проделываются перед большим зеркалом с тем, чтобы ребенок мог видеть свои движения и движения логопеда, имел возможность их сравнить и при необходимости исправить. Затем перед индивидуальным зеркалом, где видит только себя.
Движения выполняются по требованию и счет.
Цель: разбить трудные для ребенка артикуляторные уклад нарушенного звука на более легкие элементы, выполняемые ребенком на данном этапе, а затем объединить.
При полиморфном нарушении звукопроизношения проводится общая артикуляторная гимнастика, включающая в себя все основные движения артикуляторных мышц. «Общность» упражнений диктуется тем, что в этих случаях оказываются нарушенными звуки из разных фонетических групп и поэтому каждое движение «пригодится» если не для одного, то для каких-либо других звуков. К тому же сама по себе полиморфность нарушения звукопроизношения в большинстве случаев свидетельствует о неблагополучном состоянии речевой моторики, а значит и о необходимости ее серьезной «тренировки».
При мономорфных же нарушениях звукопроизношения выбор артикуляторных упражнений определяется двумя основными условиями. Во-первых, он зависит от особенностей нормальной артикуляции вновь воспитываемого звука.
- Развитие общеречевых умений и навыков.
Структура логопедического занятия на этом этапе складывается из заданий на развитие фонематического восприятия, артикуляторных и общеречевых умений и навыков.
II этап формирование первичных произносительных умений и навыков
- Постановка звука. Она может производиться по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.
- Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации.
Имеет свою последовательность, реализуется через принцип от простого к сложному.
- Автоматизация изолированного звука.
- Автоматизация звуков в слогах. После простой структуры слога звук автоматизируется в сложной структуре слога со стечением согласных. На этом уровне начинается работа по развитию фонематического анализа и синтеза.
- Автоматизация звука в словах. Продолжается работа по развитию фонематического анализа и синтеза и по развитию фонематических представлений.
- Автоматизация звуков в предложении.
- Автоматизация звуков в тексте.
- Автоматизация звука в спонтанной речи.
Автоматизация проходит длительное время и для каждого ее уровня подбирается речевой материал, основным требованием которого является отсутствие в нем звуков артикуляторно и акустико близких к автоматизируемому звуку.
Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля над правильностью его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль над всей речью ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причем сделано это будет в самый короткий срок, что избавит родителей от необходимости «долго водить» ребенка к логопеду.
- Дифференциация звука.
Дифференциация звука происходит в той же последовательности, что и автоматизация.
Проходит длительное время и для каждого ее уровня подбирается речевой материал, основным требованием которого является наличие звуков артикуляторно и акустико близких.
Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации, и заключается она, во-первых, в систематическом контроле за правильностью выполнения ребенком логопедических заданий, включая и письменные, и, во-вторых, в постоянном контроле над его речью в обычных жизненных ситуациях — до полного исчезновения в ней звуковых замен.
III этап. Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков.
Содержание этого этапа включает в себя формирование умений и навыков в различных ситуациях общения.
Отметим особенности применения рассмотренной здесь схемы работы при разных по своей причинной обусловленности формах нарушения звукопроизношения.
При сенсорной функциональной дислалии такие особенности заключаются в следующем:
1. Преимущественное развитие в подготовительный период функции речеслухового анализатора по сравнению с речедвигательным (работа над слуховой дифференциацией звуков).
2. Уделение должного внимания фонематическому анализу слов.
3. Обязательное наличие этапа дифференциации (в речи ребенка) смешиваемых звуков.
4. Целенаправленная работа над предупреждением буквенных замен на письме.
Преодоление моторной функциональной дислалии имеет такие особенности:
1. В подготовительный период преимущественное внимание уделяется развитию артикуляторной моторики ребенка, выработке у него достаточно четких и координированных артикуляторных движений. Что касается развития слухового восприятия, то здесь важно научить ребенка отличать правильное звучание звука от дефектного (например, нормальное Р от «картавого»).
2. Обычно отпадает необходимость в специальном выделении 3-го этапа работы — этапа дифференциации смешиваемых звуков.
3. Нет необходимости в специальной работе по преодолению (или профилактике) буквенных замен на письме.
При сенсомоторной функциональной дислалии в зависимости от преобладающей симптоматики в разных вариантах комбинируются приемы работы, применяемые для преодоления моторной и сенсорной функциональных дислалии.
Основная особенность преодоления механической дислалии заключается в том, что здесь в большинстве случаев не удается ограничиться только логопедической помощью, а необходимо комплексное медико-педагогическое воздействие. При этом даже полное устранение анатомического дефекта обычно не приводит к нормализации звукопроизношения. Неправильный способ функционирования становится привычным и сохраняется даже после полного устранения анатомического дефекта, а значит сохраняется и неправильный способ артикулирования звуков. И даже более того. Если после устранения анатомического дефекта старый способ неправильного функционирования языка оставить неизменным, то он может провоцировать возвращение прежней «патологической формы». Нередко именно вторично нарушенная функция здорового органа (в данном случае — языка) препятствует успешному проведению ортодонтического лечения. По этой причине логопедическая работа, и прежде всего активная артикуляторная гимнастика, важна в этих случаях не только для коррекции нарушенного звукопроизношения, но также и для устойчивого исправления самого анатомического дефекта.
Что касается последовательности применения методов медицинского и логопедического воздействия, то ее можно варьировать. Хотя с точки зрения коррекции звукопроизношения было бы целесообразнее сначала устранить анатомический дефект, однако это оказывается не всегда возможным. По этой причине логопедическую работу с ребенком нередко приходится начинать задолго до окончания ортодонтического или хирургического лечения, способствуя тем самым более успешному его завершению.
Наибольшую сложность и своеобразие при механической дислалии имеет этап постановки звука. В зависимости от достигнутых результатов коррекции анатомического дефекта здесь могут иметь место следующие два варианта постановки:
1. В случае полного устранения аномалий в строении артикуляторного аппарата постановка звука проводится обычным путем, через обучение ребенка придавать своим артикуляторным органам то положение, которое необходимо для нормальной артикуляции звука.
2. При невозможности устранения анатомического дефекта или достижении лишь некоторого его уменьшения перед логопедом стоит сложная задача воспитания правильной артикуляции звука при необычном строении артикуляторного аппарата ребенка. Речь здесь может идти лишь о воспитании так называемой компенсаторной артикуляции, при которой дефект в строении одного органа компенсируется за счет своеобразного, необычного расположения других артикуляторных органов. Основным ориентиром здесь должна служить правильность звучания звука — приходится добиваться нормального (или возможно более близкого к норме) звучания, сознательно идя при этом на необычное расположение артикуляторных органов при произнесении звука.
Автоматизация поставленного звука осуществляется обычным путем. Что касается специальной работы над дифференциацией звуков, то при механической дислалии ее во многих случаях не требуется, поскольку здесь чаще наблюдается искаженное звучание звуков, чем их полные замены другими звуками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на...
Родительское собрание на тему:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Рассматриваются вопросы о положительных сторонах обучения и воспитания детей в логопедических группах, о роли семьи в преодолении речевых нарушений....
Открытое занятие на тему: "Коррекционная логопедическая работа воспитателя по заданию учителя - логопеда. Дифференциация звуков с-ш".
Открытое занятие дифференциация звуков с-ш....
СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»...
Пути повышения эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей.
Эта статья раскрывает возможности повышения эффективности преодоления нарушений звукопроизношения с созданием образов представлений....
Консультация для родителей на тему "Коррекционно-логопедическая работа в разновозрастной логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста".
Консультация учителя-логопеда разновозрастной логопедичнской группы по теме "Коррекционно-логопедическая работа в разновозрастной логопедической группе с детьми страшего дошкольного возраста"...
Публикация на тему: "Коррекционно-логопедическая работа при моторной алалии"
Описание мероприятий, направленных на коррекцию речевых нарушений при моторной алалии...