СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_4.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВ УКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена осуществляют так же голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одной из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Известно, что звуки произносятся на фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно — щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной и длительной воздушной струи.
Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи.
| Воздушная струя
i
При произнесении!шипящих звуков: При произнесении свистящих звуков:
- широкая - узкая
- теплая - холодная
- слабая - сильная
- рассеянная - направленная
В системе логопедической работы воспитанию воздушной струи можно выделить следующие направления:
- дутьё при сомкнутых губах
- дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой
- дутьё сквозь растянутые в улыбке губы
- дутьё на язык
- Дутьё при сомкнутых губах:
« Надуть два шарика» - надувать щеки и удерживать в них воздух.
« Перекатывание шариков» - щеки надуваются поочередно.
«Худенький мальчик» - втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
- Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой:
- сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет
- дуть на кусочки ваты, привязанные на нитки
- дуть на карандаш, лежащий на столе, так, чтобы он покатился
- задувание свечи
- надувание воздушных шаров -пускание мыльных пузырей
- дутьё с использованием свистков, дудочек
- сильно дуть на воду до образования брызг
- Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы:
«Пропеллер» - струю воздуха ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону
- «пошлёпать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя — пя — пя
- Дутьё на язык:
«Дорожка» - положить спичку посередине языка и пустить ветерок, сдувая лёгкие предметы
«Желобок» - широкий язык положить на нижнюю губу, края языка свернуть так. чтобы образовался «желобок», легко подуть.
Упражнения на развитие воздушной струи: сильной '
направленной
длительной
плавной
ротовой
«Снежинки»
Логопед дает ребенку кусочек ваты. «Это снежинка. Посмотри, как она летает». Кладет ватку на ладонь и сдувает её с руки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку». Упражнения повторяются несколько раз.
«Ветерок»
Небольшой тонкий листок бумаги разрезают на 12 — 15 узких полосок. Полоски привязывают ниткой к карандашу. «Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так...». Инструкция: <• Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки».
«Фокусы» !
Для игры поролоновый шарик диаметром 2 — 2,5 см, прикрепляют на нитку длиной 10 — 12 см. Инструкция: «Держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй резко на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетает вверх.» «Шторм в стакане»
Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку так, чтобы вода в стакане забурлила.»
«Надуй игрушку»
Логопед заготавливает для каждого ребенка надувную игрушку маленького размера, такую чтобы её можно было надуть за 3 — 4 выдоха. Логопед показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати игрушку губами. Глубоко вдохни. Выдыхая воздух, медленно надувай игрушку».
«Пускание корабликов»
Логопед предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях тазика. Чтобы кораблик нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «Ф>; Кораблик при этом двигается плавно.
Работа по воспитанию воздушной струи в процессе постановки, автоматизации и дифференциации изолированных звуков речи:
- произнесение на одном выдохе нескольких гласных:
- помоги укачать куклу — а - а- а
- зубы заболели — о - о - о
- гудит паровоз — У-у-у
- пароход гудйт — ы-ы-ы
- жеребенок- ржет — и - и — и
- эхо звучит — э - э - э
- произнесение на одном выдохе несколько согласных:
- сердитый гусь шипит — ш-ш-ш
- паровоз идет, колеса стучат — ч-ч-ч
- замедляет ход, останавливается — чщ - чщ - чщ
- поют синички — ц- ц - ц
- пилит пила -— с, - с, -с,
- воздух выхбдит из насоса и свистит — с - с - с
Регулярное и систёматическое применение упражнений по воспитанию сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикулярного аппарата, закреплению правильных дикционных навыков в процессе преодоления дислалии.
В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:
- Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении
- Лучше выполнять упражнения стоя при свободном положении тела в пространстве, грудная клетка расправлена. Следить за осанкой
- Обращать внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно через нос, выдох — через рот.
- Следить за точностью направления воздушной струи
- Интенсивное дутьё проводится не более 5 раз за один прием
- Нельзя надувать щеки
- Упражнения могут выполняться под счет
- Тактильный контроль
ЛИТЕРАТУРА:
- Лопухина С.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова — Спб.: Дельта, 1998
- Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.- М.:Просвещение, 1998
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - Спб.: Детство — Пресс, 2004
- Белякова Л.И. - М.: Книголюб, 2004
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - Спб.: Дельта, 2001
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. - М.: Аркти, 1999
- Сафронова В. К. Развитие эмоционально-образного восприятия старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой 192
- Сиваш И. В. Конспект занятия «Как Кёнигсберг стал Калининградом» (пересказывание информационного рассказа о городе Калининграде) 196
- Казанкова С. А. Использование игровых моментов и образного художественного слова для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста 199
- Селихова И. Е. Воспитание экологической культуры
- детей через поисково-познавательную деятельность 203
- Косяк Е, А.., Развитие лексико-грамматического строя
- речи у дошкольников 208
- Тяпкина Т.А. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношений ... 211
- Коваль С. В. Использование логических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста 216
- Ворошилова А. С. Развитие математического мышления детей через дидактические и развивающие игры 219
- Свирина И. П. Математика для детей 225
- Майборода М. И. О комплексных занятиях в детском саду .... 229
- Санарова Т. В. Синтез искусств — фактор развития личности ребенка 232
- Денисова И. Н. Работа дошкольников с дарами природы .. 236
- Москалева Л. И. Условия развития и укрепления
- здоровья дошкольников 240
- Филька М. Н. Способы умственного расслабления и отдыха дошкольников 245
- Научное издание
- ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:
ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ - Под редакцией
- Л.М. Коваленко, В.В. Малыхиной
- Редакторы Н.Н. Мартынюк, Е.Т. Иванова
Корректор Е. А. Алексеева
Оригинал-макет подготовлен О. М. Хрусталевой - Подписано в печать 07.05.2009 г.
- Бумага для множительных аппаратов. Формат 60x90 7, Гарнитура «Таймс». Ризограф. Уел. печ. л. 18,8. Уч.-изд. л. Тираж 120 экз. Заказ 112.
- Заведуюиц
- МАДОУЦРР d/c I
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация передового педагогического опыта по теме:Формирование воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией. У детей присутствуют нарушения звуко...
Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями
Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно ее формировать вы узнаете в этой консультации. А чтобы деткам было не скучно, все упражнения представлены в игровой ...
Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями
Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно и интересно ее формировать у деток вы узнаете в этой консультации....
Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями
Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно и интересно ее формировать вы узнаете в этой консультации....
Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения
Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно-щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильн...
Игры и упражнения для формирования воздушной струи в процессе коррекции нарушений звукопроизношения
В статье приведены примеры игр и дыхательных упражнений для формирования воздушной струи. Данный материал предназначен для детей, имеющих нарушения речи, а так же родителей и педагогов....
Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения
В статье рассматривается коррекционная работа по воспитанию воздушной струи у детей с дислалией.Ключевые слова: воздушная струя, игровые упражнения, методы, приемы....