Конспект логопедического занятия по теме "Осенняя картина" в средней группе.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических средст и связной речи по теме "Осенняя картина" для детей с ОНР (средняя группа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/system/temporary/filefield_paths/skrinshot_07-02-2024_225208_tv.jpg | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»
КОНСПЕКТ
занятия по формированию и коррекции лексико-грамматических средств и связной речи для детей с ТНР
на тему «Осенняя картина»
(средняя группа)
Выполнила: учитель-логопед
Клочкова Т.В.
Дзержинск 2023г.
Цель: систематизировать представления о времени года «Осень».
Задачи:
Обучающие:
- закрепление знаний признаков осени
Коррекционно-развивающие:
- актуализация словаря детей за счет существительных (листья, тучи, птицы, дупло, берлога, нора, запасы, дуб, береза, клен, листопад); за счет глаголов (улетают, меняют, опадают, делают, дует); за счет качественных прилагательных (серые, желтые, грустная, холодный); за счет притяжательных прилагательных (березовый, кленовый, дубовый)
- составление коллективного рассказа по картине;
- развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
- развитие общей моторики, умения сочетать речь с движением;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие мелкой моторики (обучение детей работе с прищепками, умению работать с липучками);
Воспитательные:
- формирование выдержки, умения ожидать своей очереди при выполнении заданий;
- формирование доброжелательности, желания помочь игровому персонажу
Предварительная работа: привлечение внимания детей на прогулке к признакам осени: на деревьях пожелтели листья, на небе серые тучи, часто идет дождь, дует холодный ветер; рассматривание картин на тему «Осень», как животные готовятся к зиме, отгадывание загадок; разучивание песенки «Это кто под зонтом» из нейрологоритмики; изготовление наглядно-дидактического пособия «Осенняя картина» со сьемными деталями (медведь, белка, заяц, ежик, листья березовые, дубовые, птицы, тучи).
Оснащение: авторское наглядно-дидактическое пособие «Осенний лес» со сьемными деталями, картинки с изображением времен года, мягкая игрушка Ежик, зонтик, магнитофон с аудиозаписями осенних звуков, волшебный мешочек с предметами (яблочки, шишки, орехи), картонные силуэты ежей, разноцветные прищепки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I.Организационный момент.
Нейрологоритмический прием «Зонтик открывается».
(звучит музыка, логопед пропевает фразу «Зонтик открывается» (открывает зонтик), дети продолжают «Занятие начинается»)
II.Основная часть.
Логопед: Ребята, сегодня мы будем говорить про осень. Ой, я слышу какие-то звуки…
Сюрпризный момент. Появляется игрушка-ежик. Логопед озвучивает ежа:
Фыр-фыр-фыр, пых-пых-пых.
Ой, куда это я попал?
Логопед: Ты в гостях у ребят.
Ежик: Я ежик, ни головы, ни ножек. А вас как зовут, ребята?
Логопед: А как зовут ребят, ты узнаешь из песенки.
Проводится логоритмическое упражнение-песенка «Это кто под зонтом?»
(дети по ходу песни называют свои имена и здороваются друг с другом).
Ежик: Приятно познакомиться. У вас так тепло, светло, сухо, а на улице холодно, сыро и хмуро.
Логопед: Да, ежик, за окном осень. Мы с ребятами как раз говорим об осени. В природе все идет своим чередом. Одно время года сменяется другим. Ребята, посмотрите на картинки и назовите времена года.
Дети: Лето, осень, зима, весна.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, если услышишь слово «осень».
(проводится игра).
А теперь давайте покажем, что бывает осенью.
(упражнение на координацию речи с движением)
Осень, осень, листопад (плавно поднимать руки ладошками вверх)
Листья желтые летят (плавно двигать одновременно двумя руками из
стороны в сторону, будто дирижируя)
Ветер дует, задувает (развести руки в стороны от груди)
Туча солнце закрывает (закрыть ладошками глаза)
Дождик капает с утра (сжать ладошки в кулачки, оставив из каждой
указательный палец, поочередно двигать
кулачками вверх-вниз, одновременно
приседая до пола)
Осень – грустная пора (сидя на корточках, развести руки в стороны и
и изобразить на лице грусть)
Логопед: У осени есть свои приметы, краски, звуки. Давайте послушаем и отгадаем, что это за звуки.
(Звучат фонограммы звуков: как дворник подметает листья, как шлепают по лужам, как дует сильный ветер. На доске висят соответствующие картинки. //Пособие О.Суховой «Слушать интересно»//.)
Логопед: А теперь давайте отправимся в осенний лес и посмотрим, что там происходит.
(Демонстрация наглядно-дидактического пособия «Осенняя картина»
Первоначально пособие представляет из себя фон с изображением неба, деревьев –дуба, березы, клена, жилищ животных – берлоги, дупла, пня с норой).
Логопед: Ребята, по-моему, чего-то здесь не хватает. А давайте украсим, дополним эту картину и составим по ней рассказ.
Логопед: Мне словечко про осень подари, картиночку получи.
(Далее логопед подходит к каждому ребенку, говорит ему предложение про осень, а ребенок договаривает последнее слово предложения).
Логопед: Осенью с деревьев опадают (листья).
Осенью на небе серые (тучи).
Осенью улетают на юг (птицы).
Осенью меняет свою шубку (зайчик).
Осенью строит себе берлогу (медведь).
Осенью строит себе норку (ежик).
Осенью ищет себе дупло (белка).
Осенью звери делают себе (запасы).
(Одновременно с добавлением словечка ребенок получает соответствующую картинку-деталь для пособия «Осенняя картина»: листья березовые, дубовые, кленовые, тучи, птицы, зайчик, медведь, ежик, белка. На слово «запасы» предполагается корзиночка с муляжами яблочек, настоящими шишками и орехами.
Получив детальки, дети приклеивают с помощью липучек свои картиночки в нужные места и самостоятельно проговаривают соответствующее предложение).
Логопед: Какая красивая картина теперь получилась!
(Дополненный вариант пособия выглядит так. На небе серые тучи и улетающие птицы. Под кленом, дубом, березой лежат кленовые, дубовые, березовые листочки. Около дупла сидит белка. Около берлоги стоит медведь. Около норы сидит ежик. Под березой стоит зайчик.)
Логопед: Давайте поможем белочке и ежу сделать запасы.
(в корзиночке лежат муляжи яблок, грибов, натуральные шишки и орехи. Один из детей подходит к корзиночке и рассказывает какие запасы делает каждое животное.)
Дети: Осенью белка запасает грибы, орехи, шишки. Осенью ежик запасает яблоки, грибы.
Логопед: Руку в мешочек опускай, что лежит в нем – называй.
(проводится игра «Волшебный мешочек». Дети по очереди нащупывают предметы в мешочке и называют).
Ежик: Какие вы умные и дружные, ребята! А вот у меня нет друзей…
Логопед: Не грусти, колючий. Мы что-нибудь придумаем. Ребята, давайте сделаем для нашего гостя вот таких симпатичных ежей.
(Дети делают ежей из шаблона и прищепок).
Логопед: Вот сколько друзей теперь у нашего ежика!
III. Заключительная часть.
Логопед: Ребята, сегодня мы говорили про осень, побывали в лесу, сделали красивую осеннюю картину. Белочка и мишка сделали вам подарок. Они угощают вас конфетами «Белочка» и «Мишка косолапый».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия «В поисках солнца» Старшая группа
Конспект группового занятия «В поисках солнца»Старшая группа...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группепо формированию интонационной выразительности речи...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (IIIуровень)
Цель занятия: закрепить правильное произношение звука "Ч" в словах и связном тексте....
Конспект логопедического занятия во 2-й младшей группе
Конспект логопедического занятия во 2-й младшей группе. Тема "Транспорт"...
Конспект развивающего логопедического занятия "Осеннее путешествие" в средней группе (2012-2013 уч.г.)
Конспект развивающего логопедического занятия "Осеннее путешествие" в средней группе детского сада имеет целью профилактику нарушений звукопроизношения и речевого дыхания у д...
Конспект логопедического занятия "Мамин праздник " в средней группе.
Это занятие поможет детям понять ,что такое "Мамин день".В игровой форме ребята лучше запомнят значение этого праздника....
Конспект логопедического занятия на тему "Мебель" Средняя группа с ТНР
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ТНРТЕМА НЕДЕЛИ «МЕБЕЛЬ»ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, ча...