Конспект логопедического занятия «В поисках солнца» Старшая группа
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект группового занятия  «В поисках солнца»

Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_cherkashina.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия  «В поисках солнца»

Старшая группа

Цель: развитие речевой активности  детей с помощью использования специально подобранных игр и упражнений по общей, мелкой и артикуляционно-лицевой моторике.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
  2. Развивать языковой анализ и синтез, представление.
  3. Обогащать и активизировать словарь, учить умению использовать разные грамматические формы.
  4. Расширить представление  детей о старинных русских народных традициях связанных с приходом весны.

Коррекционные:

  1. Развивать мелкую, общую, речевую и мимическую моторику.
  2. Развивать речевое дыхание, вырабатывать центральную воздушную струю, длительность выдоха.
  3.  Профилактика дисграфии.

Воспитательные:

  1. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Оборудование: соленое тесто, дощечки, ножи, салфетки влажные; пособие «Лапти»;  полотно «Река», штриховка «Мост через реку»; пипетки, миска с водой, листочки; пособие «Цветы»; презентация; музыка «Песня жаворонка», «Звуки весеннего леса».

Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, у нас сегодня  гости. Все они такие красивые, с добрыми глазами, пришли посмотреть на нас. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем им приятного просмотра нашего занятия!

- А теперь выполним ритуал приветствия.

РИТУАЛ  ПРИВЕТСТВИЯ: встали в круг, взялись за руки. 

Логопед: Подарите свою добрую и красивую улыбку друг другу. Повернитесь к гостям и улыбнитесь им.

        Пусть этот день подарит нам хорошие воспоминания!

                                           Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

     Ручей шумит как водопад.

            Скворцы к скворечнику летят.

         Звенят под крышами капели.

                Медведь с еловой встал постели.

           Всех солнышко тепло ласкает

     Кто это время года знает?

Логопед: Правильно! Весна!  Весной день становиться ....короче или длиннее. Воздух становиться холоднее или теплее. Пение птиц становится грустнее или радостнее.  На улицах становиться темнее или светлее.  Пение птиц становиться тише или громче.

 Логопед:  Предвестниками весны считали прилет жаворонков, исстари  говорили: «Жаворонок весну благословил»

На Руси есть традиция, а какая, нам расскажет ….., он с мамой, по моему заданию узнал о ней.

Слайд жаворонка

- Жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, выше всех поднимаются в воздух и ближе всех бывают к солнцу. Своими звонкими трелями возвещают о приходе весны. По народному обычаю весной жаворонков пекли из теста. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела».

- Я предлагаю вам продолжить народную традицию, слепить из теста жаворонков.

«Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П.И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка».

- Ребята протрите руки салфеткой.

- А жаворонков мы будем делать так: возьмем кусочек теста и раскатаем из него колбаску. Затем готовую колбаску завяжем в узелок. С одной стороны лепим голову, а с другой хвост. Вот так. Глаза сделаем из изюма, а хвост украсим.   

Пальчиковая гимнастика с помощью салфетки.

- Ребята, но ведь жаворонки у нас сырые???!!!!  Что же делать, что бы они стали съедобными? Правильно испечь.

Логопед: …., пожалуйста, отнесите жаворонков на кухню и попросите повара испечь их.

Логопед:   В старину с приходом  весны, пели песни – веснянки, которыми благодарили солнце за – тепло.

( на экране солнце)

Ребята, сделаем гимнастику для глаз «Солнышко», поблагодарим его за тепло.  Станьте удобно, что бы друг другу не мешать, следим внимательно за рукой.

    Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

(Потянуться руками вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои,

(Хлопать в ладоши над головой)

Нас покружи, оторви от земли.

(Покружиться, подняв руки вверх)

Солнечный лучик быстро скакал

(Вытянуть вперёд правую руку,

И на плечо он к ребятам упал.

(Медленно прикоснуться указательным пальцем к правому плечу)

Весело лучик песенку пел.

Каждый себе на плечо посмотрел.

(Проследить движение пальцев глазами. Повторить то же самое с левой руки)

Солнечный лучик быстро скакал

И на маленький носик к ребятам попал.

(Вытянуть руки вперёд и коснуться пальцем кончика носа,

Весело лучик песенку пел.

Каждый на носик себе посмотрел.

(Проследить это движение взглядом)

Появление Бабы-Яги.

- Посмотрите, после нашей гимнастики, солнце засияло еще ярче.

Баба-Яга: Ха-Ха-Ха!!!  

Логопед: - Ой, солнце пропало!!! Кто это!!! Что будем делать?

- А где живет Баба-Яга?

- Пойдемте солнце выручать.

Логопед:  Путь нам предстоит далекий, по лесу, между деревьями. Чтобы не поранить ноги, потуже завяжем шнурки. Работаем по образцу.

Дети делают шнуровку

- Молодцы!!! Теперь, мы готовы отправляться в путь.

Логопед:  Идем дальше!

Звучит шум реки

- Ой, ребята, прислушайтесь…. Что вы слышите?

- Значит река уже близко.

Подходим к ручью.

- А вот и ручей! Он такой широкий, глубокий, что перепрыгнуть невозможно.  А как перебраться на другой берег, мы узнаем,  если правильно сложим слово из первых звуков моих слов.  

- Первый звук, такой же, как в слове мама,

а теперь найдите букву, которая обозначает звук М

Второй – в слове облако,

найдите букву, которая обозначает звук О

Третий – в слове сын,

найдите букву, которая обозначает звук С

Четвертый  - в слове туча.

найдите букву, которая обозначает звук Т

Какое слово у вас получилось?       Правильно МОСТ.

Логопед:  Подойдите к столам.  Заштрихуйте реку и мост в том направлении, как указано на рисунке и тогда мы окажемся на другой стороне. 

- Теперь, все что нарисовали, построим из пальчиков.

Пальч.гимн. «Мост»

 Логопед:  Вот мы на другом берегу.

Шум дождя.

- Ой, опять какой-то шум!!! А, что же это?

- Да! Это дождь! Капельки дождя капают на землю, на цветы, на деревья.

-День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? - ...
Дождик, который идет весной, какой? - ...
Погода, когда часто идут дожди, какая? - ...
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ...
Погода, которая бывает весной, какая? - ...

 -Поможем дождику полить???

- Положите на ладонь руки лист, другой рукой возьмите пипетку, наберите воды и капаем на лист.

- Ой! Ребята у каждого из нас, на листике водичка. Блестит, переливается. Подул легкий ветерок. Не забывайте, что вдыхаем носиком, а выдыхаем через рот. Капельки растеклись веселыми ручейками.

Подули.

 Логопед:  Что остается на земле после дождя?

- Правильно! Лужи. Это большая лужа, а это маленькие….

- А в лужах видно отражение, как в зеркале.

- Выразите радость людей от встречи с весной. Покажите, как вам тепло и приятно.
Представьте себя доброй и ласковой Весной, вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.

 Дождик прошел, и вода попала медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

- Ой, как замечательно ребята вы все улыбаетесь.

Мимические упражнения.

Логопед:  Ребята, посмотрите, как красиво цветут деревья в лесу.

-У этих цветов, каким цветом лепестки?

- а эти лепестки, каким цветом?

- Что за дерево цветет? Цветы необычные, на что они похожи?

-  А это дерево, не цветет. Поможем ему расцвести. Расположитесь кому как удобно.  Соберите цветы из лепестков.

- Какого цвета лепесток? Середина?

- Какой формы лепесток?   Середина?

- Какой по счету ты крепишь лепесток?

- Сколько у Артема лепестков?

- А сколько лепестков у моего цветка?

 - Прикрепите цветы  к дереву.

На экране Баба-Яга

Логопед:   Ребята, а вот и давайте вежливо попросим  Бабу Ягу отдать нам солнце. А это значит, что мы будем произносить вежливые слова.

 Б.Я.:  Не отдам! Я замерзла, мне холодно. Самой надо. Солнце меня согревает.

Логопед:   Как же нам выручить солнышко? Чем же нам её задобрить? Вежливые слова не подействовали, а давайте сделаем каждый  солнышко и подарим их Бабе-Яге. А помогут нам в этом наши волшебные прищепки.

- каким цветом у тебя лучики?

- Ребята, позовем Бабу-Ягу ласково, она увидит наши яркие солнышки и вернет нам солнце. Бабулечка, Ягулечка, красотулечка. Забери наши солнышки и верни нам солнце небесное.

Б.Я.: Ой спасибо вам ребятушки, растопили сердце бабушки. Забирайте свое солнце.

Слайд солнце.

Логопед:  Как здорово, ребята, что мы вернули солнышко!!!

РЕФЛЕКСИЯ:

        - А для того, что бы вернуть солнце нам пришлось отправиться в путешествие, где мы строили мост через ручей…., а что еще мы делали???

- помогли дереву расцвести, увидели отражение в лужах, произносили вежливые и ласковые слова, выполняли штриховку…

        Логопед:   А я сегодня порадовалась,  что вы все были внимательные, заботливые,  дружные.

- Мы с вами так долго выручали солнышко, наверное,  наши жаворонки испеклись. А вот и они. Ребята, какие  они румяные, аппетитные, ароматные. Возьмите салфетку, на салфетку положите жаворонков и угостите гостей, возьмите себе.

        - Скажем «спасибо» нашим гостям за то, что они тоже путешествовали вместе с нами.  Пожелаем им - удачного дня! Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «Зимние приключения» в старшей группе детского сада ( совместно с родителями).

Предстьавлен конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста , проведенного в рамках участия детского сада в районной акции " Сохраним елочку". Проект занял 3 место в районном конкурсе....

Конспект логопедического занятия с ИКТ в старшей группе "Знакомство с космосом".

Конспект  логопедического занятия  с презентацией  для старшей группы. По теме "Космос"....

конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе с элементами арт-терапии"КАК СОЛНЦЕ С МЕСЯЦЕМ ЗАСПОРИЛИ"

1.ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ "РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛЕНТОЧКИ" 2.ПОКАЗ СКАЗКИ НА ЗОНТЕ.3.ИГРА "ДЕНЬ И НОЧЬ".4.ЛАБИРИНТ.5.АРТ-ТЕРАПИЯ "ЗАРИСОВКИ ПУТЕШЕСТВИЯ"...

Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшей группы на этапе вопросно-ответной речи «Приключения в зимнем волшебном лесу». Лексическая тема «Зима. Дикие животные».

Основными задачами представленного конспекта являются: (Р) Побуждать детей отвечать на вопросы без заикания короткими  и распространенными  предложениями, подбирать на один вопрос нескол...

Конспект логопедического занятия "Животные жарких стран" (старшая группа детского сада)

Конспект логопедического занятия на тему "Животные жарких стран" для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Конспект включает в себя игры и упражнения на развитие коммуникативной деяте...

Конспект логопедического занятия с детьми в старшей группе по произношению звука j в сочетании с гласным о в словах.

Дети учатся произносить четко слова со звукосочетанием jо и составлять с ними короткие предложения, выполнять артикуляционную гимнастику после игры в "Телефон"...

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду. Старшая группа.

В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.Книга включает игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогаще...