Конспект логопедического занятия «В поисках солнца» Старшая группа
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект группового занятия «В поисках солнца»
Старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_cherkashina.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия «В поисках солнца»
Старшая группа
Цель: развитие речевой активности детей с помощью использования специально подобранных игр и упражнений по общей, мелкой и артикуляционно-лицевой моторике.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
- Развивать языковой анализ и синтез, представление.
- Обогащать и активизировать словарь, учить умению использовать разные грамматические формы.
- Расширить представление детей о старинных русских народных традициях связанных с приходом весны.
Коррекционные:
- Развивать мелкую, общую, речевую и мимическую моторику.
- Развивать речевое дыхание, вырабатывать центральную воздушную струю, длительность выдоха.
- Профилактика дисграфии.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
Оборудование: соленое тесто, дощечки, ножи, салфетки влажные; пособие «Лапти»; полотно «Река», штриховка «Мост через реку»; пипетки, миска с водой, листочки; пособие «Цветы»; презентация; музыка «Песня жаворонка», «Звуки весеннего леса».
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Все они такие красивые, с добрыми глазами, пришли посмотреть на нас. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем им приятного просмотра нашего занятия!
- А теперь выполним ритуал приветствия.
РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ: встали в круг, взялись за руки.
Логопед: Подарите свою добрую и красивую улыбку друг другу. Повернитесь к гостям и улыбнитесь им.
Пусть этот день подарит нам хорошие воспоминания!
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает
Кто это время года знает?
Логопед: Правильно! Весна! Весной день становиться ....короче или длиннее. Воздух становиться холоднее или теплее. Пение птиц становится грустнее или радостнее. На улицах становиться темнее или светлее. Пение птиц становиться тише или громче.
Логопед: Предвестниками весны считали прилет жаворонков, исстари говорили: «Жаворонок весну благословил»
На Руси есть традиция, а какая, нам расскажет ….., он с мамой, по моему заданию узнал о ней.
Слайд жаворонка
- Жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, выше всех поднимаются в воздух и ближе всех бывают к солнцу. Своими звонкими трелями возвещают о приходе весны. По народному обычаю весной жаворонков пекли из теста. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела».
- Я предлагаю вам продолжить народную традицию, слепить из теста жаворонков.
«Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П.И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка».
- Ребята протрите руки салфеткой.
- А жаворонков мы будем делать так: возьмем кусочек теста и раскатаем из него колбаску. Затем готовую колбаску завяжем в узелок. С одной стороны лепим голову, а с другой хвост. Вот так. Глаза сделаем из изюма, а хвост украсим.
Пальчиковая гимнастика с помощью салфетки.
- Ребята, но ведь жаворонки у нас сырые???!!!! Что же делать, что бы они стали съедобными? Правильно испечь.
Логопед: …., пожалуйста, отнесите жаворонков на кухню и попросите повара испечь их.
Логопед: В старину с приходом весны, пели песни – веснянки, которыми благодарили солнце за – тепло.
( на экране солнце)
Ребята, сделаем гимнастику для глаз «Солнышко», поблагодарим его за тепло. Станьте удобно, что бы друг другу не мешать, следим внимательно за рукой.
Солнышко, солнышко, в небе свети!
Яркие лучики к нам протяни.
(Потянуться руками вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои,
(Хлопать в ладоши над головой)
Нас покружи, оторви от земли.
(Покружиться, подняв руки вверх)
Солнечный лучик быстро скакал
(Вытянуть вперёд правую руку,
И на плечо он к ребятам упал.
(Медленно прикоснуться указательным пальцем к правому плечу)
Весело лучик песенку пел.
Каждый себе на плечо посмотрел.
(Проследить движение пальцев глазами. Повторить то же самое с левой руки)
Солнечный лучик быстро скакал
И на маленький носик к ребятам попал.
(Вытянуть руки вперёд и коснуться пальцем кончика носа,
Весело лучик песенку пел.
Каждый на носик себе посмотрел.
(Проследить это движение взглядом)
Появление Бабы-Яги.
- Посмотрите, после нашей гимнастики, солнце засияло еще ярче.
Баба-Яга: Ха-Ха-Ха!!!
Логопед: - Ой, солнце пропало!!! Кто это!!! Что будем делать?
- А где живет Баба-Яга?
- Пойдемте солнце выручать.
Логопед: Путь нам предстоит далекий, по лесу, между деревьями. Чтобы не поранить ноги, потуже завяжем шнурки. Работаем по образцу.
Дети делают шнуровку
- Молодцы!!! Теперь, мы готовы отправляться в путь.
Логопед: Идем дальше!
Звучит шум реки
- Ой, ребята, прислушайтесь…. Что вы слышите?
- Значит река уже близко.
Подходим к ручью.
- А вот и ручей! Он такой широкий, глубокий, что перепрыгнуть невозможно. А как перебраться на другой берег, мы узнаем, если правильно сложим слово из первых звуков моих слов.
- Первый звук, такой же, как в слове мама,
а теперь найдите букву, которая обозначает звук М
Второй – в слове облако,
найдите букву, которая обозначает звук О
Третий – в слове сын,
найдите букву, которая обозначает звук С
Четвертый - в слове туча.
найдите букву, которая обозначает звук Т
Какое слово у вас получилось? Правильно МОСТ.
Логопед: Подойдите к столам. Заштрихуйте реку и мост в том направлении, как указано на рисунке и тогда мы окажемся на другой стороне.
- Теперь, все что нарисовали, построим из пальчиков.
Пальч.гимн. «Мост»
Логопед: Вот мы на другом берегу.
Шум дождя.
- Ой, опять какой-то шум!!! А, что же это?
- Да! Это дождь! Капельки дождя капают на землю, на цветы, на деревья.
-День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? - ...
Дождик, который идет весной, какой? - ...
Погода, когда часто идут дожди, какая? - ...
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ...
Погода, которая бывает весной, какая? - ...
-Поможем дождику полить???
- Положите на ладонь руки лист, другой рукой возьмите пипетку, наберите воды и капаем на лист.
- Ой! Ребята у каждого из нас, на листике водичка. Блестит, переливается. Подул легкий ветерок. Не забывайте, что вдыхаем носиком, а выдыхаем через рот. Капельки растеклись веселыми ручейками.
Подули.
Логопед: Что остается на земле после дождя?
- Правильно! Лужи. Это большая лужа, а это маленькие….
- А в лужах видно отражение, как в зеркале.
- Выразите радость людей от встречи с весной. Покажите, как вам тепло и приятно.
Представьте себя доброй и ласковой Весной, вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.
Дождик прошел, и вода попала медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
- Ой, как замечательно ребята вы все улыбаетесь.
Мимические упражнения.
Логопед: Ребята, посмотрите, как красиво цветут деревья в лесу.
-У этих цветов, каким цветом лепестки?
- а эти лепестки, каким цветом?
- Что за дерево цветет? Цветы необычные, на что они похожи?
- А это дерево, не цветет. Поможем ему расцвести. Расположитесь кому как удобно. Соберите цветы из лепестков.
- Какого цвета лепесток? Середина?
- Какой формы лепесток? Середина?
- Какой по счету ты крепишь лепесток?
- Сколько у Артема лепестков?
- А сколько лепестков у моего цветка?
- Прикрепите цветы к дереву.
На экране Баба-Яга
Логопед: Ребята, а вот и давайте вежливо попросим Бабу Ягу отдать нам солнце. А это значит, что мы будем произносить вежливые слова.
Б.Я.: Не отдам! Я замерзла, мне холодно. Самой надо. Солнце меня согревает.
Логопед: Как же нам выручить солнышко? Чем же нам её задобрить? Вежливые слова не подействовали, а давайте сделаем каждый солнышко и подарим их Бабе-Яге. А помогут нам в этом наши волшебные прищепки.
- каким цветом у тебя лучики?
- Ребята, позовем Бабу-Ягу ласково, она увидит наши яркие солнышки и вернет нам солнце. Бабулечка, Ягулечка, красотулечка. Забери наши солнышки и верни нам солнце небесное.
Б.Я.: Ой спасибо вам ребятушки, растопили сердце бабушки. Забирайте свое солнце.
Слайд солнце.
Логопед: Как здорово, ребята, что мы вернули солнышко!!!
РЕФЛЕКСИЯ:
- А для того, что бы вернуть солнце нам пришлось отправиться в путешествие, где мы строили мост через ручей…., а что еще мы делали???
- помогли дереву расцвести, увидели отражение в лужах, произносили вежливые и ласковые слова, выполняли штриховку…
Логопед: А я сегодня порадовалась, что вы все были внимательные, заботливые, дружные.
- Мы с вами так долго выручали солнышко, наверное, наши жаворонки испеклись. А вот и они. Ребята, какие они румяные, аппетитные, ароматные. Возьмите салфетку, на салфетку положите жаворонков и угостите гостей, возьмите себе.
- Скажем «спасибо» нашим гостям за то, что они тоже путешествовали вместе с нами. Пожелаем им - удачного дня! Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия «Зимние приключения» в старшей группе детского сада ( совместно с родителями).
Предстьавлен конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста , проведенного в рамках участия детского сада в районной акции " Сохраним елочку". Проект занял 3 место в районном конкурсе....
Конспект логопедического занятия с ИКТ в старшей группе "Знакомство с космосом".
Конспект логопедического занятия с презентацией для старшей группы. По теме "Космос"....
конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе с элементами арт-терапии"КАК СОЛНЦЕ С МЕСЯЦЕМ ЗАСПОРИЛИ"
1.ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ "РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛЕНТОЧКИ" 2.ПОКАЗ СКАЗКИ НА ЗОНТЕ.3.ИГРА "ДЕНЬ И НОЧЬ".4.ЛАБИРИНТ.5.АРТ-ТЕРАПИЯ "ЗАРИСОВКИ ПУТЕШЕСТВИЯ"...
Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшей группы на этапе вопросно-ответной речи «Приключения в зимнем волшебном лесу». Лексическая тема «Зима. Дикие животные».
Основными задачами представленного конспекта являются: (Р) Побуждать детей отвечать на вопросы без заикания короткими и распространенными предложениями, подбирать на один вопрос нескол...
Конспект логопедического занятия "Животные жарких стран" (старшая группа детского сада)
Конспект логопедического занятия на тему "Животные жарких стран" для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Конспект включает в себя игры и упражнения на развитие коммуникативной деяте...
Конспект логопедического занятия с детьми в старшей группе по произношению звука j в сочетании с гласным о в словах.
Дети учатся произносить четко слова со звукосочетанием jо и составлять с ними короткие предложения, выполнять артикуляционную гимнастику после игры в "Телефон"...
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду. Старшая группа.
В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.Книга включает игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогаще...