Формирование звукопроизношения в 3-4 года.
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

В статье говорится о приемах формирования произношения у детей 3-4 лет. Адресовано логопедам, воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

ДОКЛАД

на тему: «Наглядно-дидактический материал и приемы формирования правильного звукопроизношения у детей 3-4 лет».

(МО ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП)

Выполнила: учитель-логопед

                          Клочкова Т.В.

Дзержинск 2023 г.

     Речь ребенка в 3-4 года – это показатель его психоэмоционального развития. Ведь слово – это первое простейшее обобщение у ребенка, продукт его мыслительной деятельности. Через игру можно сформировать у малыша речевую мотивацию, желание говорить.

     Правильное произношение звуков раннего онтогенеза в этом возрасте – основа успешного усвоения звуков и букв и овладения чтением и письмом.

     Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении: показать некоторые игровые упражнения и задания, стимульный материал, способствующие формированию правильного звукопроизношения у детей 3-4 лет.

     Для артикуляционной гимнастики используются картинки с подвижным элементом. Действуя с ним, ребенок выполняет определенные движения губами и языком. Упражнения сочетаются с рифмовками.

     Для знакомства со звуком и формирования правильного произношения звука в слогах и словах используются наглядно-дидактические пособия.

     Это специальные картинки – предметные символы звуков, которые сочетаются с определенными жестами, придуманными мной, по типу фонетической ритмики.

     Это яркие наглядно-дидактические пособия «Кнопочки», «Слоговые лабиринты», которые позволяют в игровой форме многократно называть определенный звук или слог.

     Возьмем в качестве примера работу над звуком П.

     Сначала выполним артикуляционные упражнения для вызывания или уточнения звука П. Для этого используем пособие с подвижным элементом «Самовар». Поднимая вверх подвижный элемент (рычажок), изображающий пар, ребенок одновременно изображает как пыхтит самовар: «ПППППП»

     Работа с предметным символом звука представляет собой игровую обучающую ситуацию. Логопед демонстрирует ребенку картинку с изображением чайника. Логопед говорит: «К нам в гости пришел Чайник Пых». Когда в нем закипает вода, то крышка тихонько стучит: ппппп. Одновременно с произнесением звука П, логопед показывает соответствующий жест – ладошка над головой двигается вверх-вниз, не касаясь головы, будто крышка чайника поднимается и  опускается.

     Далее логопед говорит: «Послушай песенки Чайника Пыха»: па-пап-па; по-по-по; пы-пы-пы. И опять одновременно с произнесением используем жест, выполняемый на каждый слог.

Для закрепления звука в слогах используется прием «пропевание» под мелодии Т.Н.Новиковой-Иванцовой. Включается запись и ребенок совместно с логопедом пропевает материал.

     В работе используется пособие Е.Кериной «Кнопочки». Оно включает в себя разноцветные ряды («тропинки») различных слогов, написанных на «кнопочках» (кружочки, квадраты, многоугольники). Ребенку дается инструкция «Давай будем выкладывать на кнопочки разноцветные камешки и красиво произносить слоги».

     Используя лист с заданием «Тропинка», логопед говорит: «А сейчас мы будем идти по длинной тропинке. Нажимай на оранжевый квадратик и говори «па», нажимай на зеленый квадратик и говори «по».

     Дидактическая игра «Подарки» проводится с предметными символами и направлена на формирование умения произносить звук в словах, составлять фразу. Логопед говорит: «Наш Чайник Пых» совсем загрустил. Давай подарим ему картиночки! Доставай их из красивой коробки и называй».

Ребенок достает из коробки картиночки и составляет фразу типа: «Я подарю пиццу (пони, пену, пилу, пуму).

Литература, используемая в работе:

1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Я учусь говорить. Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет»

2. Косинова Е.М. «От звука к слову»

3. Новиковская О.А. «Веселая зарядка для язычка»

4. Керина Е. Наглядно-дидактическое пособие «Кнопочки».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР Составила учитель-логопед Абросимова Тамара Владимировна

Совершенствовать умение звукового анализа и синтеза,Автоматизировать звуки "С-З",Учить взаимодействовать детей друг с другом....

Роль игры в формировании звукопроизношения ребенка. (методический пробег для воспитателей)

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический  запас, грамматический с...

Занятие по формированию звукопроизношения. Тема "Звуки Л,Ль"

Большинство детей, зачисляемых ПМПК для коррекционного обучения, страдают стертой дизартрией. Она характеризуется тем, что часто ее выявляют в процессе обучения, поставленные звуки с трудом автоматизи...

формирование звукопроизношения

Содержание Введение……………………………………………………………………………2Глава 1   Теоретические основы формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста1.1....

Процесс формирования звукопроизношения у детей.

Роль семьи в развитие речи детей. Этапы последовательного формирования и становления звуков у ребенка дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  1 год обучения. 2016- 201...