Диагностика детей с отсутствием вербальных средств общения.
методическая разработка по логопедии
Методическая разработка посвящена диагностике неговорящих детей 3-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/system/temporary/filefield_paths/diagnostika_negovoryashchih_detey.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»
КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
С ОТСУТСТВИЕМ ВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
Выполнила: учитель-логопед
Клочкова Т.В.
ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ | НАЧАЛО ГОДА | КОНЕЦ ГОДА |
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА | ||
Целенаправленность действий | ||
Простые манипуляции с предметами | ||
Отсутствие интереса к игрушкам | ||
СФОРМИРОВАННОСТЬ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ | ||
Наличие жестов | ||
Использование моторной коммуникации | ||
Использование мимики | ||
Отсутствие невербальных средств | ||
ВЕДУЩАЯ СЕНСОРНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ | ||
Музыкальные инструменты | ||
Яркие и движущиеся предметы | ||
Предметы с разными тактильными поверхностями | ||
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Зрительное восприятие, внимание, память | ||
- восприятие цвета (соотнесение) | ||
- словесное обозначение цвета | ||
- восприятие формы (соотнесение) | ||
- словесное обозначение формы | ||
Внимание | ||
- произвольное внимание (3 действия) | ||
- непроизвольное внимание «Чего не стало?»; «Что изменилось?»; «Одинаковые картинки» | ||
Слуховое восприятие, память, внимание | ||
- определение направления источника звука | ||
- дифференциация неречевых звуков «Что играло?» | ||
- восприятие и воспроизведение ритма «- - -; - - - - - -; - - - - - - - - -; = = = =» | ||
Мыслительная деятельность | ||
- наглядно-действенное мышление (пирамидка – 5 колец «Разбери-собери») | ||
- наглядно-образное мышление (разрезная картинка из 4-5 частей) | ||
- расположение предметов в ряд («Сделай так») | ||
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ | ||
Понимание речевого высказывания | ||
- узнавание названных предметов («Покажи машинку, кубик, собачку, уточку и т.д.») | ||
- узнавание названных предметов на картинном материале («Покажи, где мяч, пирамида, кукла, дом, машинка, телефон и т.д.») | ||
- воспроизведение простых действий («Похлопай», «попрыгай», «потопай», «сиди») | ||
- узнавание простых действий на иллюстрации («Покажи, где мама идет, сидит, бежит, плывет, катается, спит, кушает и т.д.») | ||
- узнавание частей тела (на себе, на кукле, на картинке) («Покажи, где глаза, нос, рот, уши, шея, ногти и т.д.») | ||
- понимание действий возвратных глаголов («Покажи, кто здесь одевается, причесывается, умывается, катается и т.д.») | ||
- понимание действий, близких по ситуации («Покажи, кто умывается, а кто вытирается?»; «Кто рисует, а кто пишет?»; «Кто прыгает, а кто бежит?») | ||
- понимание вопросов ЧТО? КТО? ГДЕ? КУДА? НА ЧЕМ? ЧЕМ? КОМУ? С КЕМ? по картинке («Покажи, где девочка? Как она кушает? На чем девочка сидит? Чем она кушает?») | ||
- понимание падежных конструкций с простыми предлогами (НА, В, ПОД, ЗА) («Спрячь игрушку в коробку, под коробку, поставь на коробку») | ||
- понимание существительных по их назначению (картинки: чашка, сапожки, расческа, лопата, ножницы) («Покажи, чем будешь кушать? Что ты наденешь на ноги? Чем копают? Чем будешь резать булочку?») | ||
Понимание грамматических форм | ||
- понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных («Покажи, где дом – домик, мяч – мячик, стол – столик, гриб - грибок и т.д.») | ||
- понимание форм единственного и множественного числа имен существительных («Покажи, где шар – шары, гриб – грибы, зонт – зонты, кукла – куклы, кошка – кошки, матрешка – матрешки и т.д.») | ||
- понимание глаголов, противоположных по значению («Покажи, где мальчик входит, а где выходит? Кто раздевается, а кто одевается? Какая дверь закрыта, а какая открыта?») | ||
- понимание видовых глаголов (совершенный/несовершенный вид) («Покажи, кто собирает, а кто собрал? Кто рисует, а кто нарисовал? Кто снимает, а кто снял?») | ||
Сформированность фонематического слуха | ||
- состояние фонематического слуха («Покажи, где стол – стул, папа – баба, мышка – мишка, дочка – точка и т.д.») | ||
- произношение гласных («Скажи, как я – А, У, И, АУ, ИА и т.д.») | ||
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ | ||
Наличие звукоимитаций и звукоподражаний | ||
- голоса животных и птиц: собака – «ав-ав», корова – «мууу», ослик – «иа-иа», лошадка – «иии-го-го», курочка - «ко-ко», кошка – «мяяу», мышка – «пи-пи», поросенок - «хрю-рю» и т.д. (Инструкция: «Как кричит (поет, говорит)?») | ||
- звуки транспорта: машина – «би-би», паровоз – «ту-ту», самолет – «уу-уу», пароход – «пых-пых». (Инструкция: «Как гудит?») | ||
- звуки музыкальных инструментов: погремушка – «та-та», дудочка – «ду-ду», барабан – «бам-бам», колокольчик – «динь-динь». (Инструкция: «Как играет?») | ||
Наличие гласных звуков (А, У, И, О, Я) (Инструкция: «Повтори за мной») | ||
Умение произносить согласные звуки | ||
- свистящие и шипящие (с, сь, з, зь, ц, ш, щ, ж, щ, ч) | ||
1. изолированно | ||
2. в звукоподражаниях | ||
- соноры (р, рь, л, ль, м, мь, н, нь) | ||
- небные (г, гь, к, кь, х, хь, й, т, ть, д, дь) | ||
- губные, губно-зубные (в, вь, ф, фь, п, пь, б, бь) | ||
1. изолированно | ||
2. в звукоподражаниях | ||
Слоговая структура слова | ||
- двухсложные слова (СГСГ) | ||
- трехсложные слова (СГСГСГ) | ||
- односложные слова (СГС) (Инструкция: «Назови, что покажу – «мама», «деда», «баба», «дядя», «муха», «вода», «машина», «кубики», «сапоги», «сок», «мяч», «дом» и т.д.) |
БАЛЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАНИЙ
Таблица 1
Балльная оценка исследования мотивационной сферы
|
|
|
|
|
|
|
|
В итоге суммой баллов, набранной за каждое задание, определялось состояние мотивационной сферы: сформирована — 18 баллов; имеет начальный этап – 6-12 баллов; не сформирована – 0-6 баллов.
Таблица 2
Балльная оценка исследования невербальных компонентов коммуникации
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсутствие невербальных средств | 0 баллов |
Таблица 3
Балльная оценка исследования состояния перцептивной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальная суммарная оценка при выполнении серии заданий первого блока неговорящими дошкольниками составила 50 баллов.
Таблица 4
Балльная оценка исследования состояния понимания обращённой речи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нулевой | «0» |
Таблица 5
Балльная оценка состояния фонематической стороны речи
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальное количество баллов при выполнении второй и третьей серии заданий – 14 баллов.
Таблица 6
Балльная оценка исследования экспрессивной стороны речи
|
|
|
|
|
|
|
|
Непонимание инструкции или отказ от выполнения задания | «0» |
Максимальное количество баллов при оценке способности воспроизводить речевую продукцию – 18 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения».
Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с нарушениями речи свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использован...
Дидактические игры, динамические паузы и мини-этюды по формированию чувствительности у детей к вербальным и невербальным средствам общения.
Педагогам ДОУ следует;чаще использовать на занятиях и прогулках игры -этюды, помогающие развивать восприимчивость детей к вербальным и невербальным средствам общения. В этих играх дети общаются с помо...
Вербальные средства общения
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и с...
Методика проведения логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с тяжелым нарушением речи
Главное в занятиях – опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы того общения, который ребенок еще не владеет, и, опираясь на достигнутый уровень, ка...
Формирование коммуникативно-вербальных средств общения в условиях ФГОС с помощью технологии " Умные мячики". разработанной Н.Луниной и М.Вороновой у детей с ОНР
Практическое применение технологии " Умные мячики" на логопедических занятиях с детьми с ОНР....
Карта логопедического обследования детей раннего возраста с отсутствием вербальных средств общения
Карта разработана с целью логопедического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста со сложными (комплексными) нарушениями развития (синдромом Дауна, расстройствами аутистического спе...
Самообразование «Дидактические игры на липучках для детей раннего возраста, как средство общения с детьми»
Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации...