Диагностика детей с отсутствием вербальных средств общения.
методическая разработка по логопедии

Методическая разработка посвящена диагностике неговорящих детей 3-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

С ОТСУТСТВИЕМ ВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ

Выполнила: учитель-логопед

Клочкова Т.В.

ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

НАЧАЛО ГОДА

КОНЕЦ ГОДА

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА

 Целенаправленность действий

 Простые манипуляции с предметами

 Отсутствие интереса к игрушкам

СФОРМИРОВАННОСТЬ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ

 Наличие жестов

 Использование моторной коммуникации

 Использование мимики

 Отсутствие невербальных средств

ВЕДУЩАЯ СЕНСОРНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

 Музыкальные инструменты

 Яркие и движущиеся предметы

 Предметы с разными тактильными поверхностями

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Зрительное восприятие, внимание, память

      - восприятие цвета (соотнесение)

      - словесное обозначение цвета

      - восприятие формы (соотнесение)

      - словесное обозначение формы

 Внимание

      - произвольное внимание (3 действия)

      - непроизвольное внимание

        «Чего не стало?»; «Что изменилось?»; «Одинаковые картинки»

 Слуховое восприятие, память, внимание

      - определение направления источника звука

      - дифференциация неречевых звуков

        «Что играло?»

      - восприятие и воспроизведение ритма «- - -; - - -  - - -; - - -  - - -  - - -; = = = =»

 Мыслительная деятельность

      - наглядно-действенное мышление (пирамидка – 5 колец «Разбери-собери»)

      - наглядно-образное мышление (разрезная картинка из 4-5 частей)

      - расположение предметов в ряд («Сделай так»)

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

 Понимание речевого высказывания

      - узнавание названных предметов («Покажи машинку, кубик, собачку,          уточку и т.д.»)

      - узнавание названных предметов на картинном материале («Покажи, где мяч, пирамида, кукла, дом, машинка, телефон и т.д.»)

      - воспроизведение простых действий («Похлопай», «попрыгай», «потопай», «сиди»)

      - узнавание простых действий на иллюстрации («Покажи, где мама идет, сидит, бежит, плывет, катается, спит, кушает и т.д.»)

      - узнавание частей тела (на себе, на кукле, на картинке) («Покажи, где глаза, нос, рот, уши, шея, ногти и т.д.»)

      - понимание действий возвратных глаголов («Покажи, кто здесь одевается, причесывается, умывается, катается и т.д.»)

      - понимание действий, близких по ситуации («Покажи, кто умывается, а кто вытирается?»; «Кто рисует, а кто пишет?»; «Кто прыгает, а кто бежит?»)

      - понимание вопросов ЧТО? КТО? ГДЕ? КУДА? НА ЧЕМ? ЧЕМ? КОМУ? С КЕМ? по картинке («Покажи, где девочка? Как она кушает? На чем девочка сидит? Чем она кушает?»)        

      - понимание падежных конструкций с простыми предлогами (НА, В, ПОД, ЗА) («Спрячь игрушку в коробку, под коробку, поставь на коробку»)

      - понимание существительных по их назначению (картинки: чашка, сапожки, расческа, лопата, ножницы) («Покажи, чем будешь кушать? Что ты наденешь на ноги? Чем копают? Чем будешь резать булочку?»)

 Понимание грамматических форм

      - понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных («Покажи, где дом – домик, мяч – мячик, стол – столик, гриб - грибок и т.д.»)

      - понимание форм единственного и множественного числа имен  существительных («Покажи, где шар – шары, гриб – грибы, зонт – зонты,

кукла – куклы, кошка – кошки, матрешка – матрешки и т.д.»)

      - понимание глаголов, противоположных по значению («Покажи, где мальчик входит, а где выходит? Кто раздевается, а кто одевается? Какая дверь закрыта, а какая открыта?»)

      - понимание видовых глаголов (совершенный/несовершенный вид) («Покажи, кто собирает, а кто собрал? Кто рисует, а кто нарисовал? Кто снимает, а кто снял?»)

 Сформированность фонематического слуха

      - состояние фонематического слуха («Покажи, где стол – стул, папа – баба, мышка – мишка, дочка – точка и т.д.»)

      - произношение гласных («Скажи, как я – А, У, И, АУ, ИА и т.д.»)

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

 Наличие звукоимитаций и звукоподражаний

      - голоса животных и птиц: собака – «ав-ав», корова – «мууу», ослик – «иа-иа», лошадка – «иии-го-го», курочка - «ко-ко», кошка – «мяяу», мышка – «пи-пи», поросенок - «хрю-рю» и т.д. (Инструкция: «Как кричит (поет, говорит)?»)

      - звуки транспорта: машина – «би-би», паровоз – «ту-ту», самолет – «уу-уу», пароход – «пых-пых». (Инструкция: «Как гудит?»)

      - звуки музыкальных инструментов: погремушка – «та-та», дудочка – «ду-ду», барабан – «бам-бам», колокольчик – «динь-динь». (Инструкция: «Как играет?»)

 Наличие гласных звуков (А, У, И, О, Я) (Инструкция: «Повтори за мной»)

 Умение произносить согласные звуки

       - свистящие и шипящие (с, сь, з, зь, ц, ш, щ, ж, щ, ч)

                  1. изолированно

                  2. в звукоподражаниях

       - соноры (р, рь, л, ль, м, мь, н, нь)

       - небные (г, гь, к, кь, х, хь, й, т, ть, д, дь)

       - губные, губно-зубные (в, вь, ф, фь, п, пь, б, бь)

                  1. изолированно

                  2. в звукоподражаниях

 Слоговая структура слова

       - двухсложные слова (СГСГ)

       - трехсложные слова (СГСГСГ)

       - односложные слова (СГС)

(Инструкция: «Назови, что покажу – «мама», «деда», «баба», «дядя», «муха», «вода», «машина», «кубики», «сапоги», «сок», «мяч», «дом» и т.д.)

БАЛЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАНИЙ

Таблица 1
Балльная оценка исследования мотивационной сферы

        
Критерии выполнения задания


Баллы


Целенаправленность действий


2 балла


Простые манипуляции с предметами


1 балл


Отсутствие интереса к игрушкам


0 баллов

В итоге суммой баллов, набранной за каждое задание, определялось состояние мотивационной сферы: сформирована — 18 баллов; имеет начальный этап – 6-12 баллов; не сформирована – 0-6 баллов.

Таблица 2
Балльная оценка исследования невербальных компонентов коммуникации


Критерии выполнения задания


Баллы


Наличие жестов


3 балла


Использование моторной коммуникации


2 балла


Использование мимики


1 балл

Отсутствие невербальных средств

0 баллов

Таблица 3
Балльная оценка исследования состояния перцептивной деятельности


Критерии выполнения задания


Баллы


Задание выполнено верно


2 балла


Задание выполнено неверно


1 балл


Отказ от выполнения задания


0 баллов

Максимальная суммарная оценка при выполнении серии заданий первого блока неговорящими дошкольниками составила 50 баллов.

Таблица 4
Балльная оценка исследования состояния понимания обращённой речи


Критерии выполнения задания


Баллы


Расчлененный


«4»


Предикативный


«3»


Номинативный


«2»


Ситуативный


«1»

Нулевой

«0»

Таблица 5
Балльная оценка состояния фонематической стороны речи


Критерии выполнения задания


Баллы


Задание выполнено верно


2 балла


Задание выполнено неверно, методом угадывания


1 балл


Непонимание инструкции или отказ от выполнения задания


0 баллов

Максимальное количество баллов при выполнении второй и третьей серии заданий – 14 баллов.

Таблица 6
Балльная оценка исследования экспрессивной стороны речи


Критерии выполнения задания


Баллы


Наличие аморфных слов


«3»


Наличие звукоподражательной деятельности


«2»


Наличие гласных


«1»

Непонимание инструкции или отказ от выполнения задания

«0»

Максимальное количество баллов при оценке способности воспроизводить речевую продукцию – 18 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения».

Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с нарушениями речи свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использован...

Дидактические игры, динамические паузы и мини-этюды по формированию чувствительности у детей к вербальным и невербальным средствам общения.

Педагогам ДОУ следует;чаще использовать на занятиях и прогулках игры -этюды, помогающие развивать восприимчивость детей к вербальным и невербальным средствам общения. В этих играх дети общаются с помо...

Вербальные средства общения

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и с...

Методика проведения логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с тяжелым нарушением речи

Главное в занятиях – опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы того общения, который ребенок еще не владеет, и, опираясь на достигнутый уровень, ка...

Карта логопедического обследования детей раннего возраста с отсутствием вербальных средств общения

Карта разработана с целью логопедического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста со сложными (комплексными) нарушениями развития (синдромом Дауна, расстройствами аутистического спе...

Самообразование «Дидактические игры на липучках для детей раннего возраста, как средство общения с детьми»

Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации...