Развитие ориентировки в пространстве у детей с ОВЗ
статья по логопедии

Кузнецова Дарья Вячеславовна

Для всех категорий детей с ОВЗ в развитии большое значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой взрослыми. В статье представлены упражнения двигательные и проводимые на логопедических занятиях для коррекции пространственных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_v_prostranstve.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры и упражнения для развития пространственной ориентировки у обучающихся с ОВЗ»

Подготовила: учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад № 52 «Аленький цветочек» Кузнецова Д. В.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.

У детей с ОВЗ отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Вследствие слабости интегрирующей деятельности мозга затруднено полноценное развитие пространственных представлений, практической и мысленной пространственной ориентировки, что приводит к существенным затруднениям при решении различных задач в процессе обучения, трудовой подготовки, самообслуживания, что снижает эффективность коррекционно- развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому для всех категорий детей с ОВЗ в развитии большое значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой взрослыми. 

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры позволяют расширять знания детей в том числе и о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, должны широко использоваться дидактические игры и игровые упражнения.

Многие дети с ОВЗ отстают в развитии движений, с трудом воспринимают, запоминают части своего тела, долго путаются в определении направления. Они с трудом усваивают такие пространственные представления как вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между. Кроме того, им трудно сложить из частей целое из разрезных картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдаются стойкие проявления зеркальности при рисовании, на начальных этапах обучения письму. Дети путают правую и левую стороны, недостаточно ориентируются в планах- схемах, умении соотносить расположение реальных предметов со схемой.

Исходя из вышеизложенного, важность формирования пространственных и временных представлений с нарушениями в развитии не вызывает сомнений. Однако в ходе текущей учебной деятельности, как показывает практика, пространственные представления данной категории детей формируются крайне медленно. Поэтому необходимы специальные занятия по коррекции и развитию пространственных и временных представлений.

В обучении детей пространственным ориентировкам первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Ориентировка «на себе» включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.). На занятиях детям даются задания: покажите, где у вас – лоб, нос, уши, колени, пятки и т. д. в зависимости от возраста детей. Задание осложняется тем, что дети должны выполнять его при ходьбе. Ориентировка «на себе» формируется еще в младшем возрасте, но представляется необходимым включать ее в занятия и у старших дошкольников.

Задания и упражнения по обучению ориентировке в схеме собственного тела:

  • Упражнение «Весёлые человечки». Глядя на карточки-схемы выполняют упражнения.
  • Игра «Вверху – внизу». Педагог предлагает детям поднять голову вверх и назвать, что они видят вверху (потолок, люстру, небо, солнце), затем опустить голову вниз и назвать, что они видят внизу (пол, ковер, землю, траву).
  • Игра «Кто впереди, кто сзади». Детям, стоящим друг за другом, педагог поочередно предлагает назвать имена товарищей, стоящих впереди, затем товарищей, стоящих сзади.
  • Упражнение «Путаница». Педагог намеренно показывает не те движения или части тела, которые называет. Дети исправляют ошибки взрослого.

Также при постановке и автоматизации звуков можно использовать следующие упражнения:

  • Ребёнку в руку даём игрушку в названиях, которых есть заданный звук и просим: «Посмотри и назови, какая игрушка у тебя в правой руке? А какая – в левой?»
  • При автоматизации звука в предложениях, предлагаем ребёнку составить предложения по демонстрации.

«Посмотри и ответь полным предложением, что находится в правой руке, а что в левой? Посмотри и ответь полным предложением, что находится перед тобой?

Второй уровень в обучении — ориентировка на внешних объектах («на любых предметах», «на человеке»). Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения становится возможной, если усвоена пространственная ориентировка на собственном теле. Ребенок мысленно переносит ее на другие объекты (выделяет различные их стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху — голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сзади—спина; одна рука—справа, другая—слева). На основе полученных знаний дети знакомятся с пространственными направлениями «направо — налево».

  •  «Ходьба по контур фигуры» на полу изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти по контуру.
  • Игра «Умные дорожки»

При постановке и автоматизации звуков используют следующие упражнения:

  • Выкладываем перед ребёнком карточки с изображение артикуляционных упражнений и предлагаем показать, а потом назвать те или иные артикуляционные упражнения.

«Посмотри внимательно на карточки и продемонстрируй то упражнение, которое находится под кубиком. Посмотри внимательно на карточки и продемонстрируй то упражнение, которое находится перед кубиком. Скажи, а где находится карточка с изображением «Барабан»?

  • Автоматизация звука в слогах:

Перед ребёнком лежат геометрические фигуры

«Сосчитай сколько кругов слева от прямоугольника, столько и пропой заданный слог (СА). Сосчитай сколько кругов справа от прямоугольника, столько и пропой заданный слог (СО). А где находится квадрат? Сколько их? Пропой столько же слог СУ. А где находится прямоугольник? Сколько их? Пропой столько слог СЫ».

  • Автоматизация звука в словах:

Перед ребёнком в ряд выстроены предметы с заданным звуком. «Посмотри и назови тот предмет, который находится между грушей и бараном? Какой предмет левее от груши?

«Что на полке?» «Назови предмет в названии, которого есть звук ш, который стоит на верхней полке? Какой предмет находится на нижней полке с таким же звуком?»

  • Автоматизация звука в предложениях:

По обе стороны находятся предметы, ребёнку предлагается ответить полным предложением, где они находятся. Например, с правой стороны от меня лежит машина, а с левой мишка.

Составь предложение с опорой на предметные картинки и схемы предлоги.

Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений.

На этом уровне предлагаем:

  • Автоматизация звука в слогах:

Игра «Помоги добраться» Помоги Маше по камушкам дойти до избушки на каждый шаг проговаривай слог. А теперь расскажи путь Маши до избушки.

  • Автоматизация звука в словах:

Игра «Кинозал» (Ребёнку предлагается рассадить животных по своим местам. Назови животное, помоги ему найти своё место 3 ряд 2 место)

Игра «100 карт» (Найди картинку в названии которой есть заданный звук, перейди на 2 клетки вперед стоп назови картинку, на 4 клетки вправо и т. д.)

  • Автоматизация звука в предложениях:

Игра «Кинозал» Расскажи, где сидит слон, на каком ряду и каком месте?

В каком углу находится предмет? «Посмотри на картинку и ответь полным предложением, где находится собака?»

С опорой на сюжетную картинку. Мы не просто составляем предложения и рассказы по сюжетной картине, а мы учимся ориентироваться в плоскости картины. Выделяем передний, средний и задний план картины, устанавливаем пространственные отношения между объектами.

Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления. Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Это непосредственно речевая деятельность, являясь в тоже время одной из составляющих стиля мышления.

  • Автоматизация звука в словах

«Маршрут с картой». «Посмотри на схему и двигайся в соответствии с ней. Сделай столько шагов, сколько слогов в слове». Задаются слова с заданным звуком. Расскажи в каком направлении ты передвигался? И тд.

Для развития координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.

Задания и упражнения на развитие координационных способностей:

  • «Паровозик»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и нижних конечностей.

И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2—3 мин, пауза, затем продолжить движение. (2-й вариант: движение назад.)

  • «Гусеница»

Цели: формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног.

И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одновременно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды.

  •  «Хлоп».

Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!». Первый раз хлопок над головой, второй - перед собой, третий - за спиной.

  • Игры с шариками

1. Попасть шариком в цель (в игрушку).

  1. Прокатить шарик по столу : подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  2. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
  3. «Футбол» Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Подводя итоги вышесказанного, хочу отметить, что, развивая двигательную сферу ребенка, мы способствуем эффективной коррекции в целом. Это создает благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного и артикуляционного аппаратов.

Список используемых источников:

  1. https://infourok.ru 
  2. https://www.defectologiya.pro
  3. Сунцова А., Курдюкова С. «Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь». СПб.; Питер. – 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст) В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать...

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6-7 летнего возраста.Тема: «Весна. Прилетели птицы».

Работа то теме перелетные птицы. Весна. развитие ориентировки в пространстве.Обогощение чувственного опыты....

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать пра...

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

"В поисках Снегурочки" Конспект НОД по развитию ориентировки в пространстве у детей старшей группы

С помощью дидактических игр и упражнений дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получают информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсор...