Альтернативная и дополнительная коммуникация.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

В статье раскрываются основные принципы Альтернативной и дополнительной коммуникации. Рассказывается о практическом опыте работы с ребенком с РАС по формированию речи с помощью различных средств Альтернативной и дополнительной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adk.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОММЕНТАРИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

КОММУНИКАЦИЯ»

1 СЛАЙД

ЗАГОЛОВОК.

2 СЛАЙД

Что такое АДК? Это любые инструменты, поддерживающие детей и взрослых, которые не могут общаться с помощью устной речи.

Это язык людей, у которых устная речь отсутствует полностью или затруднена ввиду различных нарушений развития, травмы или генетических особенностей.

Т.е., вместо слов человек общается с помощью жестов, картинок, пиктограмм, высокотехнологичных средств (компьютера, планшета).

3 СЛАЙД

Для кого и зачем АДК становится основным средством общения?

Это люди с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна, перенесшие инсульт, имеющие ментальные нарушения.

АДК помогает им поддерживать связь с близкими и сообщать о своих потребностях.

В АДК считается очень важным дать человеку возможность проявить «отказ», показать протест по поводу чего-либо. АДК учит уважать, учитывать такие желания партнера. Так как по праву рождения каждый человек имеет право выражать себя, право на свой «голос», даже если это совсем не речь. Возможность отказаться, показать «не хочу», например, с помощью карточек – очень важный навык, влияющий на самостоятельность.

(фото символов «СТОП», «НЕТ», «НЕ ХОЧУ»)

4 СЛАЙД

Средства АДК делятся на высокотехнологичные, среднетехнологичные, низкотехнологичные и жестовые системы.

5 СЛАЙД

Высокотехнологичные средства – это различные электронные устройства, мобильные приложения. Среди них имеются дорогостоящие устройства. Например, айтрекеры. Это устройство помогает человеку управлять компьютером при помощи одних глаз (если у человека не работают руки). Человек смотрит на определенные буквы и они появляются на мониторе. Так, человек может пользоваться интернетом, набирать текст, общаться в соц.сетях без клавиатуры и мыши. (история Стивена Хокинса).

(фото айтрекера)

Среднетехнологичные устройства это устройства с батарейками. К ним относятся «говорящие» кнопки («да» - «нет»), коммуникаторы (Гоу Толк). Последние состоят из кнопок-полей, которые содержат часто употребляемые слова, фразы. Нажимая на них, человек может поддерживать беседу. Также, это могут быть планшеты со специальными программами.

6 СЛАЙД

Низкотехнологичные средства. Это то, что создано на бумаге: рисунки, фотографии, графические символы, коммуникативные книги, доски. 

При попытке что-либо сообщить, следует подвести ребенка к коммуникативному средству, например, к коммуникативной доске, книге. Дальше ребенок выбирает нужную карточку (например, телевизор - ребенок хочет смотреть мультики; мыльные пузыри – ребенок хочет пускать пузыри).

(фото коммуникативных таблиц, фото базового словаря)

7 СЛАЙД

Мимика, движения тела, жесты присутствуют, в той или иной степени, в коммуникативном развитии каждого ребенка. Кивок головой вниз («да»), движение головой из стороны в сторону («нет»), топанье ногой («нет», «не хочу», «не буду»), пожимание плечами («не знаю).

Жесты должны быть простыми, общеизвестными, сопровождаться речью. Использование жестов возможно, если у человека развитая память.

8 СЛАЙД

(ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕСТОВ).

9 СЛАЙД

В АДК существует базальное взаимодействие. Когда человеку помогают формировать базовые навыки общения: смотреть на партнера, улыбаться, если желание удовлетворено, сердиться, если тебя что-то не устраивает. В АДК крик, плач, беспокойство, взгляд, смех расценивается как желание ребенка выразить свои потребности и эмоции. Для нас, порой, это кажется неуместным, неадекватным поведением. И мы не всегда понимаем эти сигналы.

С АДК связано появление (буквально, год назад) профессии ЭРГОТЕРАПЕВТ. Это специалист по восстановлению социальных, бытовых, рабочих, двигательных навыков у людей с инвалидностью, в том числе, не умеющих говорить.

10 СЛАЙД

Специалист по АДК обязан соблюдать в своей работе определенные принципы.

Он должен аккуратно чувствовать ребенка: есть ли желание вступать в коммуникацию, как это выражается (подходит ли ребенок к партнеру по общению или нет, смотрит на партнера или нет, улыбается или нет. Неправильно говорить ребенку «покажи», «говори», «я жду». Для этого нужно знать круг интересов ребенка, его предпочтения в еде.

Обучение АДК занимает очень много времени. Специалисту необходимо уметь держать паузы (считать про себя до 10). Пауза исключает прямое давление на партнера («скажи мне», «давай уже»), показывает человеку, что его очередь говорить.

В АДК считается успехом малейший сигнал: посмотрел в сторону картинки, показал на нее. Не важно, что ребенок не взял ее в руки, не отдал партнеру.

11 СЛАЙД

То, что я не говорю, не значит, что мне нечего сказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательно – речевой деятельности у детей с ТНР средствами альтернативной и дополнительной коммуникации.

В своей статье я освещаю работу с неговорящими детьми по развитию речи с использованием средства альтернативной и дополнительной коммуникации, которые стимулируют появление речи и помогает её развитию...

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Обзор.

Обзрная информация о применении средств альтернативной и дополнительной коммуникации и детей с ОВЗ...

Альтернативная и дополнительная коммуникация

Данная статья посвящена общению с детьми ОВЗ. В работе рассматриваются виды и способы осуществления альтернативной коммуникации, а также вспомогательные средства для реализации альтернативной коммуник...

Использование альтернативной и дополнительной коммуникации при развитии детей раннего возраста в игре

В статье представлен опыт введения АДК наряду с использованием традиционных игровых технологий в инклюзивном ГБДОУ №83 в ясельной группе, где воспитываются совместно 20 нормативно развивающихся ...

Основные системы альтернативной и дополнительной коммуникации в группе для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.

Многие годы исследований показывают, что использование альтернативных систем коммуникации отнюдь не мешает развитию речи, более того, при использовании таких систем развитие речи даже ускоряется.В ста...

Альтернативная и дополнительная коммуникация

Когда мы общаемся, мы пользуемся не только словами: свои мысли и чувства можно передать мимикой, жестами, рисунками — это всё неречевые способы общения, и на самом деле в нашей жизни их гораздо ...

«Методы альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»

В презентации раскрывается вопрос о социализации и интеграции детей с множественными тяжелыми нарушения развития в общество. И становится понятно, что решение проблемы включения детей с ОВЗ в активную...