Тема: «Звуки К, Кь. Буква К.»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект направлен на обучение грамоте детей с ТНР в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_k_k.docx | 91.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Старобачатский детский сад общеразвивающего вида»
Тема: «Звуки К, Кь. Буква К.»
(Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению
грамоте для детей с ТНР в подготовительной группе)
Подготовила
Учитель – логопед:
Прохорова Е.А.
2024
Тема: «Звуки К, Кь. Буква К.»
Цели:
коррекционно-образовательные:
- научить ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звукам К, Кь;
коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- работать над развитием дыхания и голоса;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей самостоятельность.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит слом со звуками Т, Ть.
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Выполнение движений по тексту.
Гуси серые летели.
На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро убежали
Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели.
2. Развитие общей моторики.
У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку! | Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх. |
Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку! | Присели. Руками производят волнообразные движения. |
Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку! | Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки. |
3. Развитие мелкой моторики.
Эта птичка — соловей, эта птичка — воробей, Эта птичка — совушка, сонная головушка. Эта птичка — свиристель, эта птичка — коростель. | Дети загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Эта птичка — злой орлан. | Машут сложенными накрест ладонями. |
Птички, птички, по домам. | Машут обеими руками, как крыльями. |
4. Массаж лица.
- поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;
- поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;
- поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
- поглаживание носа от кончика к переносице;
- поглаживание от уголков губ к ушам;
- «пальцевой душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).
5. Развитие мимических мышц.
Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много! | Удивление |
Надолго хватит! | Радость |
Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды... | Огорчение |
Но ведь это мои друзья! | Улыбка |
6. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения для челюсти | Открывать и закрывать рот под счет до 5; резко опустить челюсть вниз |
Упражнения для губ | «Трубочка» — «Рупор» (5 раз) |
Упражнения для языка | «Лопатка», «Иголочка» |
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
-- Произнесение звука И (без паузы) с усилением
и понижением голоса.
И И И И . И И И И
— Упражнение на автоматизацию нижнедиафрагмального дыхания.
Стоя: выдох ---- вдох ---- пауза ---- шумный выдох.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте
1. Объявление темы.
Логопед. Сегодня мы с вами познакомимся со звуками К, Кь.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Дети хором, а затем индивидуально (вслед за логопедом) проговаривают звуки К, Кь.
Характеристика звуков. Звук К – согласный (воздух не выходит свободно, встречает преграду), твердый, глухой (тактильно – вибрационный контроль), заднеязычный, обозначается синим цветом.
Звук Кь — мягкий. Это младший «братец» звука К. Он обозначается зеленым цветом.
3. Связь звуков и букв.
Буква К — домик для звуков К, Кь.
Два столбика стояли рядом, Вдруг один переломился,
И к другому прислонился.
Выкладывание буквы К из счётных палочек.
4. Развитие фонематического слуха.
Выделение звуков в звуковом ряду. На звук К поднимаем синий кружок.
На звук Кь — зеленый.
5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
- Звуковой анализ слогов: АК-КА, ИК-КИ.
- Выкладывание звуковых схем слогов из цветных фишек. (Гласные—красные, согласные твердые— синие, согласные мягкие — зеленые.)
- Назвать картинки. Определить, какой звук встречается: К или Кь. Определить место звука в словах.
- Звуко-слоговой анализ слов КОТ, КИТ,ТУК. Составление графических схем.
- Выделение слов со звуками К, Кь в тексте.
Котик-кот, иди к доске,
Расскажи о колоске.
- Составление предложений со словами КОТ и КИТ. Определение количества слов в предложении.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
С какими звуками мы сегодня познакомились?
Дайте характеристику звукам К, Кь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...
Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."
Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.
Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...