Тема: «Звуки К, Кь. Буква К.»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект направлен на обучение грамоте  детей с ТНР в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_k_k.docx91.59 КБ

Предварительный просмотр:

https://www.dobrenok.com/data/post/2015/02/a97a6453e26b3228e945f91d826fb07d.jpg                            МБДОУ «Старобачатский детский сад общеразвивающего вида»

                            Тема: «Звуки К, Кь. Буква К.»

        (Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению        

                    грамоте для детей с ТНР в подготовительной группе)

        Подготовила

                                                                                                  Учитель – логопед:

                                                                                                  Прохорова Е.А.

                                                                                     

        

                                             2024

Тема: «Звуки К, Кь. Буква К.»

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • научить ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звукам К, Кь;

коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • работать над развитием дыхания и голоса;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей самостоятельность.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит слом со звуками Т, Ть.

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Выполнение движений по тексту.

Гуси серые летели.

На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали,

Потом быстро убежали
Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели.

2. Развитие общей моторики.

У леса на опушке,

Высоко на суку,

С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.

Внизу бежит речонка

По желтому песку.

Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку!

Присели.  Руками производят волнообразные движения.

Зеленые лягушки

Попрыгали в реку.

Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки.

3. Развитие мелкой моторики.

Эта птичка — соловей, эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка, сонная головушка.

Эта птичка — свиристель, эта птичка — коростель.

Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.

Эта птичка — злой орлан.

Машут сложенными накрест ладонями.

Птички, птички, по домам.

Машут обеими руками, как крыльями.

4. Массаж лица.

- поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;

-  поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;

- поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);

- поглаживание носа от кончика к переносице;

- поглаживание от уголков губ к ушам;

- «пальцевой душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).

5. Развитие мимических мышц.

Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много!

Удивление

Надолго хватит!

Радость

Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды...

Огорчение

Но ведь это мои друзья!

Улыбка

6. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения для челюсти

Открывать и закрывать рот под счет до 5; резко опустить челюсть вниз

Упражнения для губ

«Трубочка» — «Рупор» (5 раз)

Упражнения для языка

«Лопатка», «Иголочка»

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

-- Произнесение звука И (без паузы) с усилением
и понижением голоса.

И И И И . И И И И

— Упражнение на автоматизацию нижнедиафрагмального дыхания.

Стоя: выдох ---- вдох ---- пауза ---- шумный выдох.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

1. Объявление темы.

Логопед. Сегодня мы с вами познакомимся со звуками К, Кь.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дети хором, а затем индивидуально (вслед за логопедом) проговаривают звуки К, Кь.

Характеристика звуков. Звук К – согласный (воздух не выходит свободно, встречает преграду), твердый, глухой (тактильно – вибрационный контроль), заднеязычный, обозначается синим цветом.

Звук Кь — мягкий. Это младший «братец» звука К. Он обозначается зеленым цветом.

3. Связь звуков и букв.

Буква К — домик для звуков К, Кь.

Два столбика стояли рядом, Вдруг один переломился,
И к другому прислонился.

Выкладывание буквы К из счётных палочек.

4. Развитие фонематического слуха.
Выделение звуков в звуковом ряду. На звук К поднимаем синий кружок.
На звук Кь — зеленый.

5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

  • Звуковой анализ слогов: АК-КА, ИК-КИ.
  • Выкладывание звуковых схем слогов из цветных фишек. (Гласные—красные, согласные твердые— синие, согласные мягкие — зеленые.)
  • Назвать картинки. Определить, какой звук встречается: К или Кь. Определить место звука в словах.
  • Звуко-слоговой анализ слов КОТ, КИТ,ТУК. Составление графических схем.
  • Выделение слов со звуками К, Кь в тексте.

Котик-кот, иди к доске,
Расскажи о колоске.

  • Составление предложений со словами КОТ и КИТ. Определение количества слов в предложении.

VI. Итог занятия и оценка работы детей.
С какими звуками мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику звукам К, Кь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."

Тема: Звуки  С, СЬ. Буква С.    Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.

Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...