"Нейропсихологический подход в логопедии"
учебно-методический материал по логопедии
Логопед сталкивается с различными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в своей коррекционной работе.
Речь – это высшая психическая функции, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Коснемся именно центрального отдела, который состоит из головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskiy_podhod_v_logopedii.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нейропсихологический подход в логопедии» |
|
|
|
Функциональные блоки мозга А. Р. Лурия
В наше время очень часто используют термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Выделяют восемь категорий детей с нарушениями в развитии:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи (логопаты);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич);
- дети с задержкой психического развития (замедленности мыслительных процессов, нарушение внимания);
- дети с нарушением поведения и общения (расстройство аутистического спектра);
- дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость);
- дети со сложными дефектами в развитии (глухие или слепые дети с нарушениями интеллекта, слепоглухонемые).
У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но они вторичны.
Логопед сталкивается с различными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в своей коррекционной работе.
Речь – это высшая психическая функции, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Коснемся именно центрального отдела, который состоит из головного мозга.
Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Другими словами нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечает за ту или иную психическую функцию.
Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука была создана в середине 20 века в нашей стране, выдающимся ученым, имеющим огромное мировое признание, Александром Романовичем Лурия.
А. Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3-и функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии 3-х блоков мозга. Каждый из них вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации психической функции.
Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.
Три основных функциональных блока мозга:
I блок – энергетический;
II блок – приём, переработка и хранение внешней информации;
III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности.
Первый блок мозга – Энергетический блок. Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ.
1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).
Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.
Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:
- истощаемость, утомляемость, вялость;
- эмоциональная неуравновешенность;
- аллергии у ребенка;
- часто болеющие дети;
- гипо/гипертонус;
- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
- движение языком во время письма (другие синкинезии);
- дизартрии, дисграфии;
- сужение полей зрения и др.
Комплекс нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включает в себя:
- дыхательные упражнения;
- массаж, самомассаж;
- растяжки;
- релаксация;
- блок упражнений «Здоровые глаза»;
- тренировка мышц речевого аппарата;
- упражнения для шеи, плеч, рук и ног.
Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию 1 -го функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.
Второй блок – это блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Его девиз: Я МОГУ!
Признаки несформированности 2 блока:
- несформированность пространственных представлений (напр. у школь-ников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т.п.);
- несформированностьсенсо-моторных координаций (например согласованные глаз и действия рук и т.п.);
- неловкость, однотипность движений.
Методы коррекции 2-го блока мозга: направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.
С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.
Третий блок мозга – Программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности
Его метафорический «девиз»: Я ДОЛЖЕН!
Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, а третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.
3-й блок – собственно психическая деятельность. Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Функции этого блока: планирование высшей психической деятельности, самоорганизация и регуляция (то есть ее фактическое исполнение, контроль. Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуют передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли). Данный блок формируется от 7-и до 15-и лет. Полное созревание лобных долей происходит к 20-и годам.
К нарушениям письма при дисфункции этого блока относят персеверации, упрощения, пропуски букв, слогов, слов. При письме под диктовку и при списывании учащиеся допускают большое количество ошибок обозначения границ предложения, границ слова. Ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет. В работах этих учеников большое количество орфографических ошибок. Дети не в состоянии контролировать осуществление такой сложной и многоступенчатой программы как орфографическое правило.
Признаки недостаточнойсформированности у детей 3-го блока мозга:
- отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;
- упрощение любой программы;
- пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;
- бедная речь;
- не могут решить смысловую задачу.
Методы коррекции 3-го функционального блока мозга: направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.
Упражнения, направлены на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.
Большое количество упражнений представленных в работах Т.В. Ахутиной, Семенович А.В, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса. В работах Л.С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л.С. Цветковой «метод введения в контекст». Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием: сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, приключений; специально изготовленных пособий-рисунков.
Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович. «Метод замещающего онтогенеза» основывает...
Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР
Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней группе для детей с ОНР...
Нейропсихологический подход в работе учите – логопеда и учителя – дефектолога при работе с детьми с ОВЗ.
На основе изученного мною материала и личного опыта хотелось бы поделиться наиболее результативными и действиными приемами применяемыми мною в ходе коррекционно - образовательного процесса в работе с ...
Нейропсихологический подход в логопедии.
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недор...
Нейропсихологический подход в логопедии
Статья содержит краткое разъяснение нейропсихологического подхода в логопедии. В приложении представлены тесты....
Нейропсихологический подход в логопедии.
За прошедшие десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями. Часто причины речевых нарушений кроются в наличие...
Нейропсихологический подход в логопедии
Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в раз...