Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней группе для детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskiy_podhod_s_rabote_logopeda_v_sredney_gruppe_dlya_detey_s_onr.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка .
Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней группе для детей с ОНР.
В группу для детей с ОНР приходят дети с разным уровнем недоразвития речи и других психических процессов. Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции предполагает внимание к этиологии и причине речевого нарушения.
Как указывает А.В.Цветков – “ в каждом возрасте наиболее страдают те звенья, которые проходят сензитивный период”.
3-4 года- становление личности, появление слова “Я”.
4-5 лет- увязка простых сенсорных признаков ( цвет, форма, размер, запах) между собой и с мышлением. Развитие наглядно-образного мышления.
А.Р.Лурия выделил три блока мозга.
1 блок мозга- глубинные структуры головного мозга .Они отвечают за тонус и работоспособность. При недостаточной зрелости этого блока мозга у детей наблюдаются нейродинамические нарушения- они утомляются очень быстро, зевают, быстро начинают отвлекаться, быстро возникает запредельное охранительное торможение. Это специфические нарушения, таким детям необходимо дозировать нагрузку, менять виды деятельности, обязательное обследование у невролога, общеукрепляющие процедуры.
2 блок мозга- приём и хранение информации . Это модально-специфический блок мозга, связанный с работой анализаторных систем ( зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический анализаторы ). Ощущение, представление, восприятие, внимание, память, речь, ориентировка в пространстве - вся работа логопеда в основном направлена на формирование этого блока мозга.
Нарушения звукопроизношения можно разделить на нарушения, связанные с несформированностью кинестического фактора, когда дети с трудом могут найти нужное положение языка для произнесения звука, заменяют звуки по месту образования, в заданиях на праксис позы пальцев допускают специфические ошибки. В графической деятельности кинестетический фактор отвечает за позу тела, позу удержания карандаша в руке, точность движений.
При несформированности кинететического ( динамического) фактора у детей наблюдаются различные трудности- серийная организация движений, которая проявляется в нарушении программы в зрительных, двигательных рядах и в нарушении слоговой структуры слов и предложений.
3 блок мозга – планирование , регуляция собственного поведения, контроль, мотивация. В старшем дошкольном возрасте – в 6-7 лет этот блок только начинает формироваться, окончательной зрелости достигает к 12 годам.
Для детей с ОНР – 1 уровень речевого развития - те для безречевых детей необходимо сформировать предпосылки к развитию речи- увеличивать объём оперативной памяти , развивать способность к имитации неречевых и речевых действий взрослого, а так же формировать когнитивные предпосылки развития речи.
1 этап когнитивного развития- идентификация. 2 этап- классификация. 3 этап- символизация. Одновременно работа с неговорящими детьми ведётся на основе умения подражать. В работе с неговорящими детьми важна правильная организованная речевая среда в группе детского сада и дома.
Среди детей с ОНР есть дети с дизартрией и с диспраксией. При стёртой дизартрии мы наблюдаем искажение звуков - межзубное , боковое , губно-зубное, велярное произношение.
Диспраксия бывает кинестетическая и кинетическая.
Кинестетическая диспраксия – трудности воспроизведения артикуляционной позы, при этом наблюдаются замены звуков по месту и способу образования- К-т, д-г, т-п, л-н, с-п, к-п. С этими детьми хорошо выполнять сенсорно- интегративную артикуляционную гимнастику с различными природными материалами, так упр “Крепкий орешек “ выполняем, перекатывая виноградину или помидор черри от щеки к щеке. Для усиления ощущений выталкиваем изо рта веточки гвоздики и др. При выполнении праксиса позы рук –наблюдаются трудности в выполнении упр “Коза”- 2-5 пальцы, “Заяц”- 2-3 пальцы , синкинезии при выполнении упр говорят о незрелости подкорки .
Кинетическая диспраксия –трудности усвоения последовательности артикуляционных движений , при этом наблюдаются различные нарушения слоговой структуры слов -замены и пропуски слогов, персеверации, трудности переключения, сокращения слогов, антиципации- воващи- овощи, контаминации- смешения элементов двух слов . Работа по формированию слоговой структуры основывается на выкладывании визуальных рядов из различных предметов, проговаривании слогов с одновременной стимуляцией ручной моторики. Коррекцию диспраксии начинаем с отработки различных моторных программ – учимся выстраивать визуальные ряды с моторной программой 1/1 , затем 1/1/1. Эти же моторные программы отрабатываем на уровне движений тела, рук, ног, языка, отхлопываем ритмы, те развиваем кинетический праксис.
Дети с первичной диспраксией не умеют довить мяч или ловят его плохо, спускаются по лестнице приставным шагом, не умеют стоять и прыгать на одной ноге, не умеют резать ножницами, карандаш держат в кулаке. Дети со вторичной диспраксией- не могут сосчитать предметы глобально в пределах трёх- четырёх, на вопрос- сколько? – начинают пересчитывать предметы сначала.
Среди детей с ОНР есть дети с речеслуховой агнозией – у них наблюдаются ошибки , связанные с недоразвитием фонематического слуха- псё-всё, замены звуков п-б- павабан- барабан, бадуты- продукты, бамагити- помогите , паказан- баклажан, д-т- дозе- тоже, к-г- гуда- куда, д-б- бом-дом. На дифференцируют слова стол- стул, пчёлка- чёлка, локти- ногти, деревья- деревня.
Среди детей с ОНР наблюдаются дети с первичным языковым недоразвитием. С детьми в игровой форме отрабатываем употребление окончаний косвенных падежей. У детей часто встречающиеся аграмматизмы - П.п- на чём?-на конькав, на санкав, в кустав, о чём ? – о платьяв, о зелёныв стульяв, о куклай, о куклы, о мыска, о машину, о масины, а асину, о куклы, итьку- о мышке, Т.п- чем чистишь зубы- паты- пастой, Р.п- много кого? –детяХ, медведев косолапыв, ёлков, матрёшков, конёв, медведях, пенёх, на чём? – а саки, а санкав - на санках, а конькав. Пропуски предлогов с, к, сокращение предлога на-а.
Дети с ЗПР- часто путают предлоги- убегать из мамы- от мамы. Непонимание вопросов косвенных падежей- чем ты чистишь зубы- зубай. Чем закрываешь дверь? –замокай. Ошибки в согласовании- был собака, мама говорил, мама пришёл сам, мой платье, мой мама.
В средней группе у большинства детей не сформирован образ тела и образ предмета- дети рисуют головоногов , не могут собрать разрезные картинки.
После обследования составляются сравнительные таблицы.
ГРАММАТИКА
Импрессивная речь | Экспрессивная речь | |||||||||||||||
на-под | Понимание сложных логико-грамматич. констр | чем | предлоги | Где | Р.П. | На чём | С кем | О чём | Он, она, оно | Два, две | Мой, моя, моё/один, одна, одно | детёныши | Согласование сущ и прил | Мн число | прим |
Слоговая структура Фонематический слух
Поймай тигра | Поймай тигра в словах | РИТМ | РИФМА | Па-ба ва-фа, ка-га | СГСГ | СГСГСГ | Нач-середина-конец | Звук в конце | Выделение гласного из начала | Согл в начале - кот |
Лексика
Фигуры | Время года | Овощи, фрукты | листья | Высокий-низкий | Широкий-узкий | Длинный-короткий | Толстый-тонкий | Дом-дик жив | Обобщения | Жив- дикие-дом | Части тела |
Зрительно-предметный гнозис . Зрительно-предметная память. Слухо-речевая память. Наглядно-образное мышление . Пространственные представления . Конструктивный праксис
Зр память | Визуальные ряды | Корректурная проба | Найди одинаковое | отличия | Повтор 3 слова | Повтор предлож | Двухступенчатая инструкция | Пространственные представления | Разрезная картинка, кубики | матрёшка | Матрёшки по росту | 4-лишний сенсорный вариант |
Психомоторика. Общая и мелкая моторика . Кинестетическая и кинетическая организация движений. Праксис рук
Динамический праксис КР/КРЛ | Праксис позы рук | Пробы Хеда | Символический праксис | Тест на диспраксию | Спуск по лестнице | Прыжки на одной ноге | Кинезиология Грибы | Держать карандаш | Рисование ДДЧ |
Используемая литература
1 Лынская М.И. “ Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика “ М.Парадигма 2016
2 Лынская М.И. “Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий “ М. Парадигма 2012
3 Лынская М.И.“Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей” М. Логомаг 2015
4 Цветков А.В. “ Нейропедагогика для учителей” М. издательство “Спорт и культура” 2017
5 Лурия А.Р. “Высшие корковые функции” 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуальной работы по преодолению нарушений речи детей старшего дошкольного возраста (совместная работа логопеда и воспитателей логопедической группы).
Примерный план проведения бесед, диалогов и игр....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней логопедической группе для детей с ТНР
Материал представляет собой разработку планирования коррекционной работы по формированию грамматического строя и связной речи у детей с общим недоразвитием речи (2 уровень речевого развития). Пре...
Нейропсихологический подход в работе логопеда
Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить ...
1. Консультация на тему: «Нейропсихологический подход в работе логопеда».
Консультация на тему: «Нейропсихологический подход в работе логопеда»....
Нейропсихологический подход в работе логопеда.
Основные понятия:Нейропсихология – это самостоятельная наука, находящаяся на стыке теоретической психологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психиче...
Нейропсихологический подход в работе логопеда
В настоящее время растёт количество детей с речевыми нарушениями. дети попадаются всё сложнее , но интерсенее. нейропсихологическая диагностика позволяет разобраться в механизме нарушения , выбрать пр...