Нейропсихологический подход в логопедии.
статья по логопедии

     За прошедшие десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями.

     Часто причины речевых нарушений кроются в наличие повреждений центральной нервной системы, возникающими в перинатальный период, в случае патологии родов и во время развития нервной системы в течение первых месяцев жизни ребёнка. Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, отставание в расширении словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход в логопедии

Петрова О.В.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов,

ds117@city.tambov.gov.ru

     За прошедшие десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями.

     Часто причины речевых нарушений кроются в наличие повреждений центральной нервной системы, возникающими в перинатальный период, в случае патологии родов и во время развития нервной системы в течение первых месяцев жизни ребёнка. Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, отставание в расширении словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики [2]. 

     Логопед не всегда может начать продуктивную коррекционную работу раньше 4 лет, исходя из физиологической незрелости, а нескольких лет до школы часто не хватает для качественной коррекции.

     Возникает вопрос, как оказать необходимую помощь в становлении нарушенного речевого развития для дальнейшего обучения ребенка, в рамках этого временного промежутка?

     Чтобы организовать результативную логопедическую терапию целесообразно использование научной информации о развитии и особенностях становления психики ребенка. В чем, несомненно, нам помогают исследования наших современников Т.Г. Визеля, М.И. Лынской, Ж.М. Глозмана и других [1, 4]. 

      Важная роль в изучении речевых процессов принадлежит логопедии — науке о нарушениях речевого развития, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного воспитания и обучения. 

      Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.

      Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. 

      Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. 

      Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма. «Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают» (Т.Г.  Визель) [1].

       Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ.            

      Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций. Она изучает развитие психики в сравнении - то есть в норме и при патологии [3]. 

      Благодаря труду Александра Романовича Лурия наука обогатилась, в нее вошли методы нейропсихологии, которые стали центральным средством в диагностике повреждений мозга.

      Александр Романович Лурия. выделил три основных функциональных блока головного мозга.

Первый блок из них поддерживает необходимый тонус коры, необходимый как для успешного протекания процессов получения и обработки информации, так и процессов формирования программ и контроля за их выполнением.

Второй блок обеспечивает сам процесс приема, обработки и хранения информации, поступающей к человеку из внешнего мира (от аппарата собственного тела).

Третий блок вырабатывает программы поведения, обеспечивает и регулирует их реализацию и участвует в контроле за их успешным выполнением.

Все три блока размещаются в отдельных аппаратах головного мозга, и лишь слаженная их работа приводит к успешной организации сознательной деятельности человека. Зная, каким образом ребёнок прошёл своё развитие, можно говорить о возможных проблемах в речи.

Признаки нарушения развития 1-го блока головного мозга:

  • - истощение, быстрая утомляемость, вялость;
  • - эмоциональная неуравновешенность;
  • - аллергия у ребенка;
  • - часто болеющие дети;
  • - гипо/гипертонус;
  • - дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
  • - движение языка при наборе текста (другие синкинезии);
  • - дизартрия, дисграфия;
  • - сужение поля зрения и др.

Признаки нарушений 2 блока:

  • несформированные пространственные представления (например, у школьников - чтение абзаца, пропуск слов, пропуск строк и др.);
  • бедность, равномерность движений тела в пространстве; его недостаточно
  • дифференцированная координация; смущение;
  • отсутствие обучения сенсомоторной координации;
  • уменьшенный запас знаний;
  • недоразвитие речи;
  • нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • снижение зрительного восприятия;
  • слуховое внимание и восприятие недостаточных указаний;
  • стойкое нарушение фонематического слуха.

Признаки недостаточного формирования 3 блока у детей:

  • увлечь их чем угодно, они равнодушны к любому роду деятельности. На языке

нейропсихологии такое поведение называется полевым;

  • это дети с повышенной отвлекаемостью на стимулы, появляющиеся в поле их зрения;
  • эти дети склонны упрощать любую программу;
  • не могут решать смысловые задачи;
  • в письме наблюдается пропуск букв и слов, невыполнение упражнений;
  • речь, как правило крайне плохо развита.

Помимо мозговых блоков, левое и правое полушария действуют как самостоятельные отделы. Среди признаков нарушения взаимодействия полушарий отмечается следующее:

  • ребенок не ползает, с большим трудом начинает ходить;
  • чтение и письмо также дается нелегко;
  • зрительное и слуховое восприятие информации затруднено;
  • в памяти не закрепляются приобретенные навыки и умения, что ведет к обратной динамике.

     Таким детям требуется нейропсихологическая коррекция. 

     Нейропсихологическая коррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на пере структурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение[5].

      Нейропсихологическая коррекция служит качественным дополнением к основной коррекционной программе работы с детьми с нарушениями речи, и осуществляется не вместо нее, а вместе с ней. 

      Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:

  • 1. нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
  • 2. ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов.
  • 3. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Из вышеизложенного очевидно, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимо использование нейропсихологических методов и приемов, так как они подготавливают основу для дальнейшей работы логопеда.

     Большое количество методов и приёмов, а также нейропсихологических упражнений, представленны в работах Т.В.Ахутиной, А.В. Семенович, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой, эти методы и приёмы, а также различные упражнения можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как они повышают интерес и мотивацию к занятиям.

     В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения:

-растяжки;

-дыхательная гимнастика;

-комплексы артикуляционных упражнений в сочетании с движением;

 -самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок;

 -самомассаж органов артикуляции;

-глазо-двигательные упражнения;

-пальчиковые игры;

-кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);

 -релаксационные упражнения;

-элементы логоритмики;

-элементы фонетической ритмики;

-подвижные игры с правилами;

     Значимость нейропсихологического подхода состоит в том, что он является здоровьесберегающей технологией, так как двигательная активность - естественная потребность детей, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка и состояния его здоровья, и что важно для детской популяции, игровой технологией. 

     Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с нарушениями речи [4].

Заключение

     Таким образом, нейропсихологический поход позволяет логопеду выстроить эффективную стратегию сопровождения ребенка с нарушениями речи, изучить причину нарушения, помочь в формировании основных функций для будущего обучения ребенка, повысить эффективность логопедической коррекции, а также поднять профессиональный уровень современного логопеда [5].


 Список литературы

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во В. Секачев 2019 – 276 с.



2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 384 с.


3. Лурия А.Р. Язык и сознание. - 2-е изд. Ростов-на Д., 2003. 143 с.


4. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2019. 115 с.

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М., 2018. 215 с.


 



Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход в логопедии

Петрова О.В.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов,

ds117@city.tambov.gov.ru

     За прошедшие десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями.

     Часто причины речевых нарушений кроются в наличие повреждений центральной нервной системы, возникающими в перинатальный период, в случае патологии родов и во время развития нервной системы в течение первых месяцев жизни ребёнка. Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, отставание в расширении словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики [2]. 

     Логопед не всегда может начать продуктивную коррекционную работу раньше 4 лет, исходя из физиологической незрелости, а нескольких лет до школы часто не хватает для качественной коррекции.

     Возникает вопрос, как оказать необходимую помощь в становлении нарушенного речевого развития для дальнейшего обучения ребенка, в рамках этого временного промежутка?

     Чтобы организовать результативную логопедическую терапию целесообразно использование научной информации о развитии и особенностях становления психики ребенка. В чем, несомненно, нам помогают исследования наших современников Т.Г. Визеля, М.И. Лынской, Ж.М. Глозмана и других [1, 4]. 

      Важная роль в изучении речевых процессов принадлежит логопедии — науке о нарушениях речевого развития, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного воспитания и обучения. 

      Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.

      Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. 

      Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. 

      Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма. «Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают» (Т.Г.  Визель) [1].

       Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ.            

      Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций. Она изучает развитие психики в сравнении - то есть в норме и при патологии [3]. 

      Благодаря труду Александра Романовича Лурия наука обогатилась, в нее вошли методы нейропсихологии, которые стали центральным средством в диагностике повреждений мозга.

      Александр Романович Лурия. выделил три основных функциональных блока головного мозга.

Первый блок из них поддерживает необходимый тонус коры, необходимый как для успешного протекания процессов получения и обработки информации, так и процессов формирования программ и контроля за их выполнением.

Второй блок обеспечивает сам процесс приема, обработки и хранения информации, поступающей к человеку из внешнего мира (от аппарата собственного тела).

Третий блок вырабатывает программы поведения, обеспечивает и регулирует их реализацию и участвует в контроле за их успешным выполнением.

Все три блока размещаются в отдельных аппаратах головного мозга, и лишь слаженная их работа приводит к успешной организации сознательной деятельности человека. Зная, каким образом ребёнок прошёл своё развитие, можно говорить о возможных проблемах в речи.

Признаки нарушения развития 1-го блока головного мозга:

  • - истощение, быстрая утомляемость, вялость;
  • - эмоциональная неуравновешенность;
  • - аллергия у ребенка;
  • - часто болеющие дети;
  • - гипо/гипертонус;
  • - дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
  • - движение языка при наборе текста (другие синкинезии);
  • - дизартрия, дисграфия;
  • - сужение поля зрения и др.

Признаки нарушений 2 блока:

  • несформированные пространственные представления (например, у школьников - чтение абзаца, пропуск слов, пропуск строк и др.);
  • бедность, равномерность движений тела в пространстве; его недостаточно
  • дифференцированная координация; смущение;
  • отсутствие обучения сенсомоторной координации;
  • уменьшенный запас знаний;
  • недоразвитие речи;
  • нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • снижение зрительного восприятия;
  • слуховое внимание и восприятие недостаточных указаний;
  • стойкое нарушение фонематического слуха.

Признаки недостаточного формирования 3 блока у детей:

  • увлечь их чем угодно, они равнодушны к любому роду деятельности. На языке

нейропсихологии такое поведение называется полевым;

  • это дети с повышенной отвлекаемостью на стимулы, появляющиеся в поле их зрения;
  • эти дети склонны упрощать любую программу;
  • не могут решать смысловые задачи;
  • в письме наблюдается пропуск букв и слов, невыполнение упражнений;
  • речь, как правило крайне плохо развита.

Помимо мозговых блоков, левое и правое полушария действуют как самостоятельные отделы. Среди признаков нарушения взаимодействия полушарий отмечается следующее:

  • ребенок не ползает, с большим трудом начинает ходить;
  • чтение и письмо также дается нелегко;
  • зрительное и слуховое восприятие информации затруднено;
  • в памяти не закрепляются приобретенные навыки и умения, что ведет к обратной динамике.

     Таким детям требуется нейропсихологическая коррекция. 

     Нейропсихологическая коррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на пере структурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение[5].

      Нейропсихологическая коррекция служит качественным дополнением к основной коррекционной программе работы с детьми с нарушениями речи, и осуществляется не вместо нее, а вместе с ней. 

      Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:

  • 1. нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
  • 2. ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов.
  • 3. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Из вышеизложенного очевидно, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимо использование нейропсихологических методов и приемов, так как они подготавливают основу для дальнейшей работы логопеда.

     Большое количество методов и приёмов, а также нейропсихологических упражнений, представленны в работах Т.В.Ахутиной, А.В. Семенович, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой, эти методы и приёмы, а также различные упражнения можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как они повышают интерес и мотивацию к занятиям.

     В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения:

-растяжки;

-дыхательная гимнастика;

-комплексы артикуляционных упражнений в сочетании с движением;

 -самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок;

 -самомассаж органов артикуляции;

-глазо-двигательные упражнения;

-пальчиковые игры;

-кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);

 -релаксационные упражнения;

-элементы логоритмики;

-элементы фонетической ритмики;

-подвижные игры с правилами;

     Значимость нейропсихологического подхода состоит в том, что он является здоровьесберегающей технологией, так как двигательная активность - естественная потребность детей, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка и состояния его здоровья, и что важно для детской популяции, игровой технологией. 

     Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с нарушениями речи [4].

Заключение

     Таким образом, нейропсихологический поход позволяет логопеду выстроить эффективную стратегию сопровождения ребенка с нарушениями речи, изучить причину нарушения, помочь в формировании основных функций для будущего обучения ребенка, повысить эффективность логопедической коррекции, а также поднять профессиональный уровень современного логопеда [5].


 Список литературы

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во В. Секачев 2019 – 276 с.



2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 384 с.


3. Лурия А.Р. Язык и сознание. - 2-е изд. Ростов-на Д., 2003. 143 с.


4. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2019. 115 с.

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М., 2018. 215 с.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывает...

Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР

Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней группе для детей с ОНР...

Нейропсихологический подход в работе учите – логопеда и учителя – дефектолога при работе с детьми с ОВЗ.

На основе изученного мною материала и личного опыта хотелось бы поделиться наиболее результативными и действиными приемами применяемыми мною в ходе коррекционно - образовательного процесса в работе с ...

Нейропсихологический подход в логопедии.

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недор...

Нейропсихологический подход в логопедии

Статья содержит краткое разъяснение нейропсихологического подхода в логопедии. В приложении представлены тесты....

Нейропсихологический подход в логопедии

Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в раз...

"Нейропсихологический подход в логопедии"

Логопед сталкивается с различными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в своей коррекционной работе. Речь – это высшая психическая функции, к...