Нейропсихологический подход в логопедии.
статья по логопедии
За прошедшие десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями.
Часто причины речевых нарушений кроются в наличие повреждений центральной нервной системы, возникающими в перинатальный период, в случае патологии родов и во время развития нервной системы в течение первых месяцев жизни ребёнка. Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, отставание в расширении словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskiy_podhod_v_logopedii.docx | 22.57 КБ |
neyropsihologicheskiy_podhod_v_logopedii.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологический подход в логопедии
Петрова О.В.
МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов,
За прошедшие десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями.
Часто причины речевых нарушений кроются в наличие повреждений центральной нервной системы, возникающими в перинатальный период, в случае патологии родов и во время развития нервной системы в течение первых месяцев жизни ребёнка. Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, отставание в расширении словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики [2].
Логопед не всегда может начать продуктивную коррекционную работу раньше 4 лет, исходя из физиологической незрелости, а нескольких лет до школы часто не хватает для качественной коррекции.
Возникает вопрос, как оказать необходимую помощь в становлении нарушенного речевого развития для дальнейшего обучения ребенка, в рамках этого временного промежутка?
Чтобы организовать результативную логопедическую терапию целесообразно использование научной информации о развитии и особенностях становления психики ребенка. В чем, несомненно, нам помогают исследования наших современников Т.Г. Визеля, М.И. Лынской, Ж.М. Глозмана и других [1, 4].
Важная роль в изучении речевых процессов принадлежит логопедии — науке о нарушениях речевого развития, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного воспитания и обучения.
Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.
Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии.
Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.
Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма. «Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают» (Т.Г. Визель) [1].
Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ.
Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций. Она изучает развитие психики в сравнении - то есть в норме и при патологии [3].
Благодаря труду Александра Романовича Лурия наука обогатилась, в нее вошли методы нейропсихологии, которые стали центральным средством в диагностике повреждений мозга.
Александр Романович Лурия. выделил три основных функциональных блока головного мозга.
Первый блок из них поддерживает необходимый тонус коры, необходимый как для успешного протекания процессов получения и обработки информации, так и процессов формирования программ и контроля за их выполнением.
Второй блок обеспечивает сам процесс приема, обработки и хранения информации, поступающей к человеку из внешнего мира (от аппарата собственного тела).
Третий блок вырабатывает программы поведения, обеспечивает и регулирует их реализацию и участвует в контроле за их успешным выполнением.
Все три блока размещаются в отдельных аппаратах головного мозга, и лишь слаженная их работа приводит к успешной организации сознательной деятельности человека. Зная, каким образом ребёнок прошёл своё развитие, можно говорить о возможных проблемах в речи.
Признаки нарушения развития 1-го блока головного мозга:
- - истощение, быстрая утомляемость, вялость;
- - эмоциональная неуравновешенность;
- - аллергия у ребенка;
- - часто болеющие дети;
- - гипо/гипертонус;
- - дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
- - движение языка при наборе текста (другие синкинезии);
- - дизартрия, дисграфия;
- - сужение поля зрения и др.
Признаки нарушений 2 блока:
- несформированные пространственные представления (например, у школьников - чтение абзаца, пропуск слов, пропуск строк и др.);
- бедность, равномерность движений тела в пространстве; его недостаточно
- дифференцированная координация; смущение;
- отсутствие обучения сенсомоторной координации;
- уменьшенный запас знаний;
- недоразвитие речи;
- нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики
- снижение зрительного восприятия;
- слуховое внимание и восприятие недостаточных указаний;
- стойкое нарушение фонематического слуха.
Признаки недостаточного формирования 3 блока у детей:
- увлечь их чем угодно, они равнодушны к любому роду деятельности. На языке
нейропсихологии такое поведение называется полевым;
- это дети с повышенной отвлекаемостью на стимулы, появляющиеся в поле их зрения;
- эти дети склонны упрощать любую программу;
- не могут решать смысловые задачи;
- в письме наблюдается пропуск букв и слов, невыполнение упражнений;
- речь, как правило крайне плохо развита.
Помимо мозговых блоков, левое и правое полушария действуют как самостоятельные отделы. Среди признаков нарушения взаимодействия полушарий отмечается следующее:
- ребенок не ползает, с большим трудом начинает ходить;
- чтение и письмо также дается нелегко;
- зрительное и слуховое восприятие информации затруднено;
- в памяти не закрепляются приобретенные навыки и умения, что ведет к обратной динамике.
Таким детям требуется нейропсихологическая коррекция.
Нейропсихологическая коррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на пере структурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение[5].
Нейропсихологическая коррекция служит качественным дополнением к основной коррекционной программе работы с детьми с нарушениями речи, и осуществляется не вместо нее, а вместе с ней.
Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:
- 1. нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
- 2. ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов.
- 3. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
Из вышеизложенного очевидно, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимо использование нейропсихологических методов и приемов, так как они подготавливают основу для дальнейшей работы логопеда.
Большое количество методов и приёмов, а также нейропсихологических упражнений, представленны в работах Т.В.Ахутиной, А.В. Семенович, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой, эти методы и приёмы, а также различные упражнения можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как они повышают интерес и мотивацию к занятиям.
В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения:
-растяжки;
-дыхательная гимнастика;
-комплексы артикуляционных упражнений в сочетании с движением;
-самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок;
-самомассаж органов артикуляции;
-глазо-двигательные упражнения;
-пальчиковые игры;
-кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);
-релаксационные упражнения;
-элементы логоритмики;
-элементы фонетической ритмики;
-подвижные игры с правилами;
Значимость нейропсихологического подхода состоит в том, что он является здоровьесберегающей технологией, так как двигательная активность - естественная потребность детей, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка и состояния его здоровья, и что важно для детской популяции, игровой технологией.
Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с нарушениями речи [4].
Заключение
Таким образом, нейропсихологический поход позволяет логопеду выстроить эффективную стратегию сопровождения ребенка с нарушениями речи, изучить причину нарушения, помочь в формировании основных функций для будущего обучения ребенка, повысить эффективность логопедической коррекции, а также поднять профессиональный уровень современного логопеда [5].
Список литературы
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во В. Секачев 2019 – 276 с.
2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 384 с.
3. Лурия А.Р. Язык и сознание. - 2-е изд. Ростов-на Д., 2003. 143 с.
4. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2019. 115 с.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М., 2018. 215 с.
Предварительный просмотр:
Нейропсихологический подход в логопедии
Петрова О.В.
МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов,
За прошедшие десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями.
Часто причины речевых нарушений кроются в наличие повреждений центральной нервной системы, возникающими в перинатальный период, в случае патологии родов и во время развития нервной системы в течение первых месяцев жизни ребёнка. Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, отставание в расширении словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики [2].
Логопед не всегда может начать продуктивную коррекционную работу раньше 4 лет, исходя из физиологической незрелости, а нескольких лет до школы часто не хватает для качественной коррекции.
Возникает вопрос, как оказать необходимую помощь в становлении нарушенного речевого развития для дальнейшего обучения ребенка, в рамках этого временного промежутка?
Чтобы организовать результативную логопедическую терапию целесообразно использование научной информации о развитии и особенностях становления психики ребенка. В чем, несомненно, нам помогают исследования наших современников Т.Г. Визеля, М.И. Лынской, Ж.М. Глозмана и других [1, 4].
Важная роль в изучении речевых процессов принадлежит логопедии — науке о нарушениях речевого развития, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного воспитания и обучения.
Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.
Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии.
Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.
Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма. «Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают» (Т.Г. Визель) [1].
Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ.
Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций. Она изучает развитие психики в сравнении - то есть в норме и при патологии [3].
Благодаря труду Александра Романовича Лурия наука обогатилась, в нее вошли методы нейропсихологии, которые стали центральным средством в диагностике повреждений мозга.
Александр Романович Лурия. выделил три основных функциональных блока головного мозга.
Первый блок из них поддерживает необходимый тонус коры, необходимый как для успешного протекания процессов получения и обработки информации, так и процессов формирования программ и контроля за их выполнением.
Второй блок обеспечивает сам процесс приема, обработки и хранения информации, поступающей к человеку из внешнего мира (от аппарата собственного тела).
Третий блок вырабатывает программы поведения, обеспечивает и регулирует их реализацию и участвует в контроле за их успешным выполнением.
Все три блока размещаются в отдельных аппаратах головного мозга, и лишь слаженная их работа приводит к успешной организации сознательной деятельности человека. Зная, каким образом ребёнок прошёл своё развитие, можно говорить о возможных проблемах в речи.
Признаки нарушения развития 1-го блока головного мозга:
- - истощение, быстрая утомляемость, вялость;
- - эмоциональная неуравновешенность;
- - аллергия у ребенка;
- - часто болеющие дети;
- - гипо/гипертонус;
- - дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
- - движение языка при наборе текста (другие синкинезии);
- - дизартрия, дисграфия;
- - сужение поля зрения и др.
Признаки нарушений 2 блока:
- несформированные пространственные представления (например, у школьников - чтение абзаца, пропуск слов, пропуск строк и др.);
- бедность, равномерность движений тела в пространстве; его недостаточно
- дифференцированная координация; смущение;
- отсутствие обучения сенсомоторной координации;
- уменьшенный запас знаний;
- недоразвитие речи;
- нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики
- снижение зрительного восприятия;
- слуховое внимание и восприятие недостаточных указаний;
- стойкое нарушение фонематического слуха.
Признаки недостаточного формирования 3 блока у детей:
- увлечь их чем угодно, они равнодушны к любому роду деятельности. На языке
нейропсихологии такое поведение называется полевым;
- это дети с повышенной отвлекаемостью на стимулы, появляющиеся в поле их зрения;
- эти дети склонны упрощать любую программу;
- не могут решать смысловые задачи;
- в письме наблюдается пропуск букв и слов, невыполнение упражнений;
- речь, как правило крайне плохо развита.
Помимо мозговых блоков, левое и правое полушария действуют как самостоятельные отделы. Среди признаков нарушения взаимодействия полушарий отмечается следующее:
- ребенок не ползает, с большим трудом начинает ходить;
- чтение и письмо также дается нелегко;
- зрительное и слуховое восприятие информации затруднено;
- в памяти не закрепляются приобретенные навыки и умения, что ведет к обратной динамике.
Таким детям требуется нейропсихологическая коррекция.
Нейропсихологическая коррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на пере структурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение[5].
Нейропсихологическая коррекция служит качественным дополнением к основной коррекционной программе работы с детьми с нарушениями речи, и осуществляется не вместо нее, а вместе с ней.
Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:
- 1. нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
- 2. ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов.
- 3. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
Из вышеизложенного очевидно, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимо использование нейропсихологических методов и приемов, так как они подготавливают основу для дальнейшей работы логопеда.
Большое количество методов и приёмов, а также нейропсихологических упражнений, представленны в работах Т.В.Ахутиной, А.В. Семенович, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой, эти методы и приёмы, а также различные упражнения можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как они повышают интерес и мотивацию к занятиям.
В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения:
-растяжки;
-дыхательная гимнастика;
-комплексы артикуляционных упражнений в сочетании с движением;
-самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок;
-самомассаж органов артикуляции;
-глазо-двигательные упражнения;
-пальчиковые игры;
-кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);
-релаксационные упражнения;
-элементы логоритмики;
-элементы фонетической ритмики;
-подвижные игры с правилами;
Значимость нейропсихологического подхода состоит в том, что он является здоровьесберегающей технологией, так как двигательная активность - естественная потребность детей, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка и состояния его здоровья, и что важно для детской популяции, игровой технологией.
Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с нарушениями речи [4].
Заключение
Таким образом, нейропсихологический поход позволяет логопеду выстроить эффективную стратегию сопровождения ребенка с нарушениями речи, изучить причину нарушения, помочь в формировании основных функций для будущего обучения ребенка, повысить эффективность логопедической коррекции, а также поднять профессиональный уровень современного логопеда [5].
Список литературы
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во В. Секачев 2019 – 276 с.
2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 384 с.
3. Лурия А.Р. Язык и сознание. - 2-е изд. Ростов-на Д., 2003. 143 с.
4. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2019. 115 с.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М., 2018. 215 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович. «Метод замещающего онтогенеза» основывает...
Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР
Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней группе для детей с ОНР...
Нейропсихологический подход в работе учите – логопеда и учителя – дефектолога при работе с детьми с ОВЗ.
На основе изученного мною материала и личного опыта хотелось бы поделиться наиболее результативными и действиными приемами применяемыми мною в ходе коррекционно - образовательного процесса в работе с ...
Нейропсихологический подход в логопедии.
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недор...
Нейропсихологический подход в логопедии
Статья содержит краткое разъяснение нейропсихологического подхода в логопедии. В приложении представлены тесты....
Нейропсихологический подход в логопедии
Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в раз...
"Нейропсихологический подход в логопедии"
Логопед сталкивается с различными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в своей коррекционной работе. Речь – это высшая психическая функции, к...