Конспект занятия на тему "Формирование словообразовательных операций у дошкольников с нарушениями речи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема: Формирование словообразовательных операций у дошкольников с нарушениями речи.
Цель: развитие лексико-грамматических средств языка с использованием лексического материала "Перелётные птицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy_konspekt.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия.
Тема: формирование словообразовательных операций у дошкольников с нарушениями речи.
Цель: развитие лексико-грамматических средств языка с использованием лексического материала «Перелётные птицы весной».
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные;
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- упражнять в образовании и использовании в речи глаголов;
- упражнять в умении образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежа;
- упражнять в образовании сложных слов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать память, внимание, мелкую моторику;
- закреплять знания о птицах.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к птицам;
- вызывать интерес к птицам, их жизни.
Оборудование: птица грач, дерево, зеркала и пёрышки по количеству детей, аудиозапись – пение птиц, картинки с изображением перелётных птиц.
Ход занятия
1 Организационный момент
- Ребята, сегодня я предлагаю вам, отправится в путешествие в весенний лес. Давайте закроем глаза и послушаем (звучат звуки весеннего леса – пение птиц).
- Что вы слышите? (Пение птиц).
- Да, это голоса птиц, которые вернулись из тёплых стран. А как эти птицы называются? (Перелётные).
- Правильно, это перелётные птицы. А каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей).
2 Основная часть
- А какие ещё бывают перелётные птицы, мы расскажем в упражнении для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы. Тили-тели, тили-тели…»
Перелетные птицы Тили-тели, тили-тели – С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! | Скрестить большие пальцы, помахать ладошками. Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками. Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица. |
- Сегодня к вам в гости прилетела птичка. А чтобы узнать, как называется птичка, вам нужно отгадать загадку.
Он по пашне свежей ходит,
Словно в саже весь, носач.
Дождевых червей находит,
Возвратившись с юга… (ГРАЧ)
- ГРАЧ прилетел к вам в гости не просто так, он очень рад, что вернулся к нам после долгой зимы и хочет с вами поиграть. Но прежде чем мы будем играть в игры, которые вам предложит грач, давайте покажем ему, как мы делаем артикуляционную гимнастику.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- Молодцы.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
- Перед вами на столах лежат перышки, давайте подуем на них.
А чтобы узнать какие задания нам предложил грач, нужно прочитать письмо. (На ветке конверт)
- Ребята, а что делают птицы, когда прилетают с тёплых краёв? (Вьют гнёзда, чтобы вывести птенцов).
Сейчас грач предлагает вам посмотреть на экран и поиграть в игру «Кто у кого в гнезде?»
1 Д/И «Кто у кого в гнезде?»
На слайде изображены птицы и гнездо с птенцами, необходимо назвать кто в гнезде у птицы.
У скворца – скворчонок, скворчата.
У грача – грачонок, грачата.
У аиста – аистёнок, аистята.
У журавля – журавлёнок, журавлята.
У лебедя – лебедёнок, лебедята.
У утки – утёнок, утята.
У соловья – соловьёнок, соловьята.
- Читаем следующее задание от грача: Ты дружочек не зевай и словечко приласкай.
2 Д/И «Скажи ласково» (с мячом).
Птенец – птенчик, глаз, перо, гнездо, птица, крыло, клюв, воробей, соловей.
- Молодцы, справились с заданием, а что же дальше будем делать, узнаем из письма: Птички весело летали, птички устали не знали.
3 Д/И «Куда летала птичка?»
Висит скворечник. На скворечнике и рядом с ним птички.
Педагог показывает на птичку и говорит: Скворец в скворечник…., а ребёнок договаривает (Залетел).
Вокруг скворечника ОБЛЕТЕЛ.
Из скворечника ВЫЛЕТЕЛ.
С ветки на ветку ПЕРЕЛЕТЕЛ.
К скворечнику ПОДЛЕТЕЛ.
Сел НА СКВОРЕЧНИК.
Сел ПОД СКВОРЕЧНИК.
- Мы волшебники немного, был один, а стало много.
4 Д/И «Один – много».
На картинках изображены птицы: одна птица, много птиц.
Воробей – воробьи – воробьёв.
Сорока – сороки – сорок.
Соловей – соловьи – соловьёв.
Ласточка – ласточки – ласточек.
Грач – грачи – грачей.
Скворец – скворцы – скворцов.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (приседают)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (руки опускают за спиной)
Взвились, полетели,
Песенки запели. (бегут по кругу)
- Отдохнули, а теперь продолжим выполнять задания от грача. Чья у птицы голова, подскажи скорей слова.
5 Д/И «Чей, чья, чьё?»
У вороны – голова ВОРОНЬЯ.
У сороки – клюв СОРОЧИЙ.
У ласточки – глаза ЛАСТОЧЬИ.
У скворца – перо СКВОРЕЧЬЕ.
У грача – лапы ГРАЧИНЫЕ.
У журавля – хвост ЖУРАВЛИНЫЙ.
У лебедя – крыло ЛЕБЕДИНОЕ.
-А какое же следующе задание нам предлагает грач, смотрим в письме.
- Сложные слова везде, даже в птичьем есть гнезде.
6 Д/И «Сложные слова».
У аиста красные лапы, значит он КРАСНОЛАПЫЙ.
У аиста красный клюв – он КРАСНОКЛЮВЫЙ.
У грача чёрные глаза – он ЧЕРНОГЛАЗЫЙ.
У грача чёрные крылья – он ЧЕРНОКРЫЛЫЙ.
Утка плавает по воде – она ВОДОПЛАВАЮЩАЯ.
У цапли длинные ноги – она ДЛИННОНОГАЯ.
У ласточки белая грудь – она БЕЛОГРУДАЯ.
У стрижа острый хвост – он ОСТРОХВОСТЫЙ.
У аиста большие крылья – он БОЛЬШЕКРЫЛЫЙ.
У лебедя длинная шея – он ДЛИННОШЕИЙ.
У соловья звонки голос – он ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.
У скворца острый клюв – он ОСТРОКЛЮВЫЙ.
– Ребята, а теперь давайте нарисуем подарок грачу.
7 Графический диктант.
-Что у вас получилось? (Цветок)
- Это подснежники, которые очень любит грач. А почему подснежник так называется? (Ответы детей)
-Молодцы.
ИТОГ
- Ребята, грачу очень понравилось, как вы выполняли задания, которые он вам предложил. А вам понравилось? Что понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»
Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....
Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе
Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе«Засолка капусты»Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вв...
конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)
конспекты занятий по развию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)...
Консультация для педагогов «Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Указаны ошибки при формировании процессов словообразования у дошкольников с ОНР...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве....
Конспект занятия по ИЗО деятельности(лепка) для детей с нарушениями речи
Конспект занятия по ИЗО деятельности(лепка) для детей с нарушениями речи – 1 год обучения Тема: Лепка из пластилина Цель: Научить детей правильно обращаться с пластилином, предавать ем...
Конспект развлечения по ранней профориентации для старших дошкольников с нарушениями речи: профессия "Водитель"
Представлен материал для проведения развлечения со старшими дошкольниками с ТНР по ознакомлению с профессией "водитель"...