Конспект занятия на тему "Формирование словообразовательных операций у дошкольников с нарушениями речи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тема: Формирование словообразовательных операций у дошкольников с нарушениями речи.

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка с использованием лексического материала "Перелётные птицы".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy_konspekt.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия.

Тема: формирование словообразовательных операций у дошкольников с нарушениями речи.

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка с использованием лексического материала «Перелётные птицы весной».

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные;

- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

- упражнять в образовании и использовании в речи глаголов;

- упражнять в умении образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежа;

- упражнять в образовании сложных слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать память, внимание, мелкую моторику;

- закреплять знания о птицах.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к птицам;

- вызывать интерес к птицам, их жизни.

Оборудование: птица грач, дерево, зеркала и пёрышки по количеству детей, аудиозапись – пение птиц, картинки с изображением перелётных птиц.

Ход занятия

1 Организационный момент

- Ребята, сегодня я предлагаю вам, отправится в путешествие в весенний лес. Давайте закроем глаза и послушаем (звучат звуки весеннего леса – пение птиц).

- Что вы слышите? (Пение птиц).

- Да, это голоса птиц, которые вернулись из тёплых стран. А как эти птицы называются? (Перелётные).

- Правильно, это перелётные птицы. А каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей).

2 Основная часть

- А какие ещё бывают перелётные птицы, мы расскажем в упражнении для пальчиков.

 Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы. Тили-тели, тили-тели…»

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.

- Сегодня к вам в гости прилетела птичка. А чтобы узнать, как называется птичка, вам нужно отгадать загадку.

Он по пашне свежей ходит,
Словно в саже весь, носач.
Дождевых червей находит,
Возвратившись с юга… (ГРАЧ)

- ГРАЧ прилетел к вам в гости не просто так, он очень рад, что вернулся к нам после долгой зимы и хочет с вами поиграть. Но прежде чем мы будем играть в игры, которые вам предложит грач, давайте покажем ему, как мы делаем артикуляционную гимнастику.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

- Молодцы.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

- Перед вами на столах лежат перышки, давайте подуем на них.

А чтобы узнать какие задания нам предложил грач, нужно прочитать письмо. (На ветке конверт)

- Ребята, а что делают птицы, когда прилетают с тёплых краёв? (Вьют гнёзда, чтобы вывести птенцов).

Сейчас грач предлагает вам посмотреть на экран и поиграть в игру «Кто у кого в гнезде?»

1 Д/И «Кто у кого в гнезде?»

На слайде изображены птицы и гнездо с птенцами, необходимо назвать кто в гнезде у птицы.

У скворца – скворчонок, скворчата.

У грача – грачонок, грачата.

У аиста – аистёнок, аистята.

У журавля – журавлёнок, журавлята.

У лебедя – лебедёнок, лебедята.

У утки – утёнок, утята.

У соловья – соловьёнок, соловьята.

- Читаем следующее задание от грача: Ты дружочек не зевай и словечко приласкай.  

2 Д/И «Скажи ласково» (с мячом).

Птенец – птенчик, глаз, перо, гнездо, птица, крыло, клюв, воробей, соловей.

 - Молодцы, справились с заданием, а что же дальше будем делать, узнаем из письма: Птички весело летали, птички устали не знали.

3 Д/И «Куда летала птичка?»

Висит скворечник. На скворечнике и рядом с ним птички.

Педагог показывает на птичку и говорит: Скворец в скворечник…., а ребёнок договаривает (Залетел).

Вокруг скворечника ОБЛЕТЕЛ.

Из скворечника ВЫЛЕТЕЛ.

С ветки на ветку ПЕРЕЛЕТЕЛ.

К скворечнику ПОДЛЕТЕЛ.

Сел НА СКВОРЕЧНИК.

Сел ПОД СКВОРЕЧНИК.

- Мы волшебники немного, был один, а стало много.

4 Д/И «Один – много».

На картинках изображены птицы: одна птица, много птиц.

Воробей – воробьи – воробьёв.

Сорока – сороки – сорок.

Соловей – соловьи – соловьёв.

Ласточка – ласточки – ласточек.

Грач – грачи – грачей.

Скворец – скворцы – скворцов.

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками)

Все люди глядели.

Ласточки садились, (приседают)

Все люди дивились.

Сели, посидели, (руки опускают за спиной)

Взвились, полетели,

Песенки запели. (бегут по кругу)

- Отдохнули, а теперь продолжим выполнять задания от грача. Чья у птицы голова, подскажи скорей слова.

5 Д/И «Чей, чья, чьё?»

У вороны – голова ВОРОНЬЯ.

У сороки – клюв СОРОЧИЙ.

У ласточки – глаза ЛАСТОЧЬИ.

У скворца – перо СКВОРЕЧЬЕ.

У грача – лапы ГРАЧИНЫЕ.

У журавля – хвост ЖУРАВЛИНЫЙ.

У лебедя – крыло ЛЕБЕДИНОЕ.

-А какое же следующе задание нам предлагает грач, смотрим в письме.

 - Сложные слова везде, даже в птичьем есть гнезде.

6 Д/И «Сложные слова».

У аиста красные лапы, значит он КРАСНОЛАПЫЙ.

У аиста красный клюв – он КРАСНОКЛЮВЫЙ.

У грача чёрные глаза – он ЧЕРНОГЛАЗЫЙ.

У грача чёрные крылья – он ЧЕРНОКРЫЛЫЙ.

Утка плавает по воде – она ВОДОПЛАВАЮЩАЯ.

У цапли длинные ноги – она ДЛИННОНОГАЯ.

У ласточки белая грудь – она БЕЛОГРУДАЯ.

У стрижа острый хвост – он ОСТРОХВОСТЫЙ.

У аиста большие крылья – он БОЛЬШЕКРЫЛЫЙ.

У лебедя длинная шея – он ДЛИННОШЕИЙ.

У соловья звонки голос – он ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.

У скворца острый клюв – он ОСТРОКЛЮВЫЙ.

 – Ребята, а теперь давайте нарисуем подарок грачу.

7 Графический диктант.

-Что у вас получилось? (Цветок)

- Это подснежники, которые очень любит грач. А почему подснежник так называется? (Ответы детей)

-Молодцы.

ИТОГ

- Ребята, грачу очень понравилось, как вы выполняли задания, которые он вам предложил. А вам понравилось? Что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе

Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе«Засолка капусты»Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вв...

конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)

конспекты занятий по развию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)...

Консультация для педагогов «Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Указаны ошибки при формировании процессов словообразования у дошкольников с ОНР...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве....

Конспект занятия по ИЗО деятельности(лепка) для детей с нарушениями речи

Конспект занятия по ИЗО деятельности(лепка) для детей с нарушениями речи – 1 год обучения Тема: Лепка из пластилина Цель: Научить детей правильно обращаться с пластилином, предавать ем...

Конспект развлечения по ранней профориентации для старших дошкольников с нарушениями речи: профессия "Водитель"

Представлен материал для проведения развлечения со старшими дошкольниками с ТНР по ознакомлению с профессией "водитель"...