Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи. Презентация.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Формирование правильного дыхания очень важно для развития речи ребенка. Поэтому для коррекции речевых нарушений просто необходимы дыхательные упражнения. Для того, чтобы детям было интересно, мы постоянно проводим эти упражнения в игровой форме. Хочу поделиться презентацией, в которой выделены этапы формирования правильного физиологического и речевого дыхания, последовательность работы по формированию правильного дыхания, примеры упражнений для развития у детей правильного дыхания, а также простые пособиям для дыхательных упражнений, которые легко сделать своими руками и вместе с детьми.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи.

Слайд 2

Общее недоразвитие речи Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм , дефекты произношения и фонемообразования . У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия, артикуляторной моторики, не сформированность физиологического и речевого дыхания.

Слайд 3

Этапы формирования правильного физиологического и речевого дыхания Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. Последовательность речевого дыхания – вдох, пауза, выдох. Различают три типа дыхания: верхнереберное , грудное, груднобрюшное (оно же диафрагмально-реберное). Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания — груднобрюшной .

Слайд 4

Последовательность работы по формированию правильного дыхания: -Развитие груднобрюшного типа дыхания. -Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху. -Обучение длительному или многократному произнесению на одном выдохе: -одного звука - 3—4 слога; - фразу из 2—3 слов; - фразу из 4 слов; - 1—2 стихотворные фразы; - стихотворных текстов.

Слайд 5

Правила проведения дыхательной гимнастики: 1. Не переутомить ребёнка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений; 2. Следить, чтобы грудь ребёнка не переполнялась воздухом; 3. Чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз; 4. Все дыхательные упражнения должны проводится до еды в хорошо проветренном помещении. С каждым занятием задания должны несколько усложняться. С коррекционно-воспитательной целью может быть использован соревновательный компонент. При этом всегда необходимо создать для детей ситуацию успеха.

Слайд 6

Дыхательные упражнения для развития физиологического дыхания . Цель : выработать сильный, удлиненный речевой выдох. 1. Дышим попеременно 1 вдох и выдох через нос; 2 вдох через нос, выдох через рот; 3 вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 4 вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный). 2. Дышим тихо, спокойно и плавно Выполняется сидя, спина ровная, глаза закрыты. 1.медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет; 2. плавный выдох через нос. Повторить 5—10 раз. Упражнение выполнять бесшумно, плавно, так, чтобы подставленная ладонь не ощущала струю воздуха. 3. Ветер Выполняется сидя или стоя. Туловище расслаблено. 1.Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки; 2. Задержать дыхание на 3—4 с; 3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3—4 раза.

Слайд 7

Игры и упражнения для развития ротового выдоха. «Бабочка, лети! » Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки на цветочке, соединенные с ним длинной ниткой. Ход игры: Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Слайд 8

" Шевелились у цветка все четыре лепестка" Оборудование: вырезанный из картона цветок, такого же цвета бумажная бабочка. Ход игры . На столе лежит цветок, на нем бумажная бабочка. Логопед читает загадку. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на цветок с бабочкой. Бабочка должна улететь с цветка. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Слайд 9

«Кораблик"! Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой. Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. - Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец! Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели. Так же можно проводить игры с водой, используя пластмассовые игрушки: утята, дельфинчики , рыбки, лягушата и т. п.

Слайд 10

"Солнышко" Оборудование: картинка с нарисованные белыми облаками, вырезанное из бумаги солнышко. Ход игры На уровне рта ребенок держит картинку с облаками, на которой у края лежит солнышко. Логопед. Подуй на солнышко так, чтобы оно поднялось высоко и обогрело всех своим теплом. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на солнышко. Солнышко медленно передвигается к верхнему краю картинки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе. Аналогично этому упражнению, с обыгрыванием названия упражнения можно провести такие игры: «Осенние листья», «Осенний листопад», «Подуй на воздушные шарики», «Снежинки летят», «Покатай карандаш по столу», «Летите, птички! », «Одуванчик», «Веселые шарики», «Самолеты летят", "В гости к Мухе-цокотухе", "Шаловливый ветерок".

Слайд 11

Обучение длительному или многократному произнесению на одном выдохе одного звука: Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков: Вьюга. Вьюга начинается;1.- вдох; 2 -на выдохе произносим тихо: «У-у-у-у!» —Вьюга разыгралась; 1. - вдох носом; 2.-на выдохе произносить громко «У-у-у-у!»; Вьюга заканчивается; 1.-вдох носом; 2.-на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!» —. Повторить 2 раза. Аналогично этому упражнению, с обыгрыванием названия упражнения проводим игры: Пароход гудит:- на выдохе произносить " Ы-ы-ы "; Лошадка:- на выдохе произносить " И-и-и "; Зуб болит: - на выдохе произносить" О-о-о "; Девочка плачет: – на выдохе произносить "А-а-а-а-а".

Слайд 12

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов: Погреемся Стоя,1.- руки в стороны, вдох; 2 - быстро скрестить руки перед грудью, на выдохе произносить: «Ух-х-х! Ух-х-х!». Повторить 3—4 раза. Снежки Стоя, 1- наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2- бросить «снежок», на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3—4 раза. Аромат кухни Стоя,1.- медленный вдох через нос. 2.- медленный выдох через рот со словами «а – а – ах». Повторить 3—4 раза. Часики Стоя.1.- руки вперёд, вдох; 2.- руки назад, произносить на выдохе «тик – так».Повторить 3—4 раза.

Слайд 13

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале фразы из слов: 1 . Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова по слогам: ма-ма , Ми-ла, мы-ла, но-ты, ко-ни, де- ти , ды-ня , му -ха, ва -та, но- ги , ду -хи, лу -на. 2.Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев по слогам трёхсложного слова: ма -ли-на, ка-ли-на, ма -ши-на, ку-би- ки , за- пе -ли, мо -не-та, па-на- ма , у- тя -та, ко- тя -та, ка-би-на, га- зе -та, ми- мо -за. 3.Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов: «мама мыла», «Мила шила», «дети запели». 4.Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 3 слов: «Мама мыла Милу», «Мила шила домой», «Дети запели песню», «МИЛА ЕЛА КАШУ».

Слайд 14

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале произнесения текста. Веселые движения Цель: развитие речевого дыхания в процессе произнесения стихотворных строк, умения сочетать речь с движениями. Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольно). Инструкция: Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох: Я люблю играть в футбол, Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу). Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо). И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).

Слайд 15

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале 1—2 стихотворные фразы: Цель: Тренировка удлинённого выхода с одновременным произнесением фразы. Инструкция: Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Пословицы: -Береги нос в большой мороз. -Делу время, а потехе час. -Любишь кататься – люби и саночки возить. Чистоговорки: Мы ж-ж-жуки, мы ж-ж-жуки, мы ж-ж-живем у реки, Мы летаем и жуж -ж- жжим , соблюдаем свой реж -ж-жим.

Слайд 16

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет: Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет: 1. Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков 2. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе 3. Выработать четкую и внятную речь 4. Достичь координации дыхания, речи и движений 5. Повысить эффективность коррекции звукопроизношения

Слайд 17

Список литературы: 1.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.. 2. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. 3..Краузе Е. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Санкт – Петербург, 2004. 4. Логопедия/ Под ред. профессора Л.С. Волковой и профессора С.Н. Шаховской. 2002 5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов/ Под общ. ред. д.п.н ., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр . – М.: АРКТИ, 2005. 6.Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. ООО «Издательство ГНОМ и Д». 9. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии при формировании правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в после...

Особенности формирования художественно – речевых способностей у детей с общим недоразвитием речи.

У дошкольников с общим недоразвитием речи  имеются нарушения  интонационной выразительности, процессов  восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.Cовершенствование...

Использование комплекса биосвязи для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи

В материале размещен практический материал из опыта работы по развитию речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием БОС-технологии по методу Сметанкина А.А....

Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ

В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда   по формированию предложно – падежных конструкций  у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дош...

Опыт работы на тему: «Формирование навыков речевого общения у детей с общим недоразвитием речи»

Цель данной работы заключается в разработке системы коррекционного воздействия по формированию навыков речевого общения у детей с ОНР., Дети этой категории требуют иного подхода, так как нарушения реч...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...