Использование комплекса биосвязи для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи
компьютерная программа по логопедии на тему
В материале размещен практический материал из опыта работы по развитию речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием БОС-технологии по методу Сметанкина А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_biosvyazi_dlya_razvitiya_rechevogo_dyhaniya_u_doshkolnikov_s_onr.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование комплекса биосвязи для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи
Хочу поделиться опытом работы по использованию комплекса биологической обратной связи для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи. Актуальность данного направления обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи, посещающих группы комбинированной направленности. Также наблюдается отсутствие должного внимания к процессам речевого дыхания в ходе коррекции речи, редкое использование нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания. У дошкольников с ОНР речевое дыхание характеризуется слабым вдохом и выдохом, неравномерностью выдыхаемой струи, неумелым распределением воздуха по словам, торопливостью фразовой речи, неправильным направлением воздушной струи. Именно поэтому дошкольники с ОНР часто говорят на вдохе; поздно или неправильно усваивают некоторые звуки (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка); в конце произношения длинных фраз ослабляют громкость голоса; ускоряют темп речи; нечётко произносят слова (проглатывают окончания). Современный взгляд на проблему развития речевого дыхания у детей с ОНР предусматривает комплексный подход, включающий технологию биологической обратной связи. Построение программы на модульной основе позволяет свободно планировать сеанс, чередуя периоды тренинга и отдыха, либо использовать несколько периодов работы или отдыха подряд, задавать длительность каждого периода сеанса, управлять его ходом. Помимо основного параметра, по которому строится обратная связь, в процессе сеанса возможен мониторинг других сигналов. Абсолютные противопоказания отсутствуют. Относительные противопоказания: детям до 4 лет; при ожирении 3 степени; при пороке сердца; при эпилепсии; после еды (лучше до еды и сначала сходить в туалет). Такой аппарат есть в нашем Центре, но нет специального логотерапевтического кабинета, в котором в идеале должны проводиться тренинги. Комплексом Комфорт, пользовалась педагог-психолог, которая окончили курсы Санкт-Петербурге. Я использовала данный комплекс, режим «Лого», фрагментарно на разных этапах индивидуальных логопедических занятий с целью обучения детей речевому дыханию, преодоления заикания. Надо отметить, что мне приходилось испытывать определённые трудности в техническом и практическом плане из-за недостатка знаний и опыта. Беспроводная биосвязь стала доступной для меня после окончания в апреле прошлого года дистанционных курсов повышения квалификации «Речевой комплекс БОС» в Институте биологической обратной связи Санкт-Петербурга. Хочется отметить преимущества данного комплекса в плане простоты использования из-за отсутствия манжет и проводов. Особо важно, что ритм дыхания задаётся в соответствии с возрастом ребёнка, уровнем его подготовки. Отдельные фазы дыхания (вдох/выдох) можно видеть на экране. Дети занимаются в логопедическом кабинете, заинтересованно наблюдая за картинками, постепенно открывающимися на экране компьютера. Беспроводной комплекс БОС обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата; предохраняет его от переутомления; позволяет сохранять плавность речи; помогает правильному использованию интонационных средств; способствует точному соблюдению пауз. Беспроводной комплекс БОС обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата; предохраняет его от переутомления; позволяет сохранять плавность речи; помогает правильному использованию интонационных средств; способствует точному соблюдению пауз. Комплекс состоит из разделов: «Автоматизация»; «Аудиокнига»; «Скороговорки»; «Читай, как диктор»; «Школа России»; «Задай ритм»; «Учимся различать звуки». Каждое практическое занятие имеет два периода, которые сменяют друг друга: период работы и период отдыха. В период отдыха ребёнок в музыкальном сопровождении смотрит подборку слайдов о животных, птицах, о разнообразии транспорта и цветов, слушает русские народные сказки, потешки, чистоговорки. В период работы (тренировки) предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи. Главный секрет здоровья - дружба дыхания и сердца. Дыхание – важнейший физиологический процесс в организме человека, от которого зависит работа сердца. Сердце работает в ритме дыхания Основа постановки речевого дыхания – дыхательная аритмия (ДАС), вырабатываемая по методу биологической обратной связи. ДАС – это функциональный показатель (разница между максимальной частотой пульса на вдохе и минимальной частотой пульса на выдохе), величина которого отражает согласованность работы важнейших систем организма – дыхательной и сердечнососудистой. Чем лучше вегетативная нервная система справляется с гармонизацией работы этих систем, тем выше величина ДАС. Дыхательная аритмия сердца зависит от возраста человека. У детей она составляет 40 ударов в минуту, у взрослого человека - 25 ударов в минуту. ДАС зависит и от самочувствия человека. При отличном самочувствии ДАС - 40 ударов в минуту. При плохом самочувствии – 8-12 ударов в минуту. При стрессе, напряжении – 1-3 удара в минуту. Вдох осуществляется через рот (частично через нос), живот при этом надувается, как шарик, при выдохе – спокойно, неторопливо сдувается. Живот при этом втягивается. Выдох продолжительнее вдоха примерно в 2 раза. Каждое практическое занятие сопровождается зрительным сигналом обратной связи, которые представлены в игровых сюжетах на мониторе в виде поднимающегося и опускающегося столбика. Более подробно остановлюсь на программе «Задай ритм. Она предназначена для постановки речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Начинается тренинг с выбора группы. Затем выбираем пользователя, то есть ребёнка. Сведения о ребёнке уже занесены в базу данных. На первом ознакомительном занятии ребёнок сам выбирает себе картинку-символ. При выборе курса знакомимся с перечнем лексических тем. Тематика подобрана таким образом, чтобы ребёнок, одновременно, тренируя дыхание, изучал явления окружающего мира. Перед началом тренировки дыхания справа, в таблице, выбираем первоначальную частоту дыхания. Установим в окне «средняя ч/д». Итак, урок 1 «Учимся дышать». Обратите внимание на последовательность игы-тренинга: учимся дышать животом; игра «Столбик» (подстрой своё дыхание под движение столбика); дыши животом и наслаждайся пейзажем, слушая музыку; игра «Столбик»; отдыхаем; «Столбик». Каждый период работы составляет 1-2 мин. Всего не более 7-10 минут. Выработке устойчивого речевого дыхания помогает компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения вдоха и выдоха. Вся информация по сеансам проходит компьютерную обработку. По завершении тренинга попадаем на экран результатов. Первая колонка – это номер урока. Вторая - дата проведения. Третья - продолжительность тренинга. Четвёртая, последняя – частота дыхания. После прохождения 15 уроков, частота дыхания постепенно замедляется. Результат достигнут! Анализируя работу с использованием комплекса биологической обратной связи, я наблюдаю положительную динамику по развитию речевого дыхания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...
Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...
Использование дидактических игр для развития образности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Образная речь – это наивысший уровень развития речи. Человек, чью речь можно назвать образной, имеет широкий словарный запас, легко подбирает синонимы, обусловленные контекстом, ориентируе...
Некоторые аспекты формирования речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Коммуникативно-деятельностный подход как одно из направлений формирования речевой активности у старших дошкольников....
Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитие речи.
Основная цель образовательной области "Познавательное развитие" - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов. Познавательные ...
«Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Фразовый конструктор «Говоруша»
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различны...
Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Комплекс упражнений разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...